В ) профессиональными компетенциями (ПК)
организационно-административная деятельность:
ü готовностью включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1);
проектная деятельность:
ü способностью по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7);
ü способность владеть навыками работы в качестве исполнителя проекта, в том числе международного профиля (ПК-8);
ü решения вспомогательных задач в интересах проекта под руководством опытного специалиста (ПК-9);
ü способностью работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10);
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | примечание | |
Знания | 1.Основные теоретические подходы к обеспечению меж-дународной безопасности, основные параметры и кри-терии обеспечения нацио-нальной и международной безопасности. | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); - способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); | |
2. Основные теоретические концепции национальной безопасности, связь междуна-родной и национальной безо-пасности. | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); - способность находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и выводам, полученным в результате познавательной профессиональ-ной деятельности в сфере мировой политики и междуна-родных отношений (ОПК-6); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); | ||
3. Характеристику состояния национальной безопасности России; особенности геопо-литического и геострате-гического положения России; основные военные угрозы национальной безопасности и подходы к их нейтрализации. | - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); | ||
4. Важнейшие государст-венные документы, определя-ющие политику России в области обеспечения безопас-ности | - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); | ||
5. Важнейшие проблемы и соглашения в области огра-ничения и сокращения воору-жений и подход к ним России; проблемы выполне-ния имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их выполнением. | - способность находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и выводам, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОПК-6); | ||
6. Понимать роль междуна-родных межправительствен-ных и неправительственных организаций в обеспечении международной безопас-ности, первую очередь ООН. | - способность находить практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и выводам, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОПК-6); | ||
7. Особенности современ-ных международных конф-ликтов и стратегии их уре-гулирования | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); | ||
Умения | 1. Применять основные мето-ды поиска и обработки ин-формации по вопросам меж-дународной безопасности. | - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-9); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-8); | |
2. Ориентироваться в пробле-мах международной и нацио-нальной безопасности. Выяв-лять логику развития между-народной ситуации. | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); - способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4); | ||
3. Ориентироваться в между-народно-политической ситуа-ции, прогнозировать её раз-витие. | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); - способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4); - способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); | ||
4. Работать с материалами средств массовой информа-ции, составлять обзоры прессы по заданным темам. | - способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10): | ||
Владения (навыки/ опыт деятельности) | 1. Владеть военной и между-народноправовой термино-логией по вопросам безопас-ности | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); | |
2. Владеть навыками сбора, обработки и оценки междуна-родно-политической инфор-мации, имеющей значение для принятия внешнеполити-ческих решений. | - способность работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-10). | ||
3. Навыками анализа причин международных конфликтов. | - умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умением выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1); - способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4); | ||
4. Исполнять организацион-но-технические функции и решать вспомогательные за-дачи под руководством опыт-ного специалиста. | - готовность включиться в работу исполнителей младшего звена учреждений системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-1); - способность по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-7); - способность владеть навыками работы в качестве исполнителя проекта, в том числе международного профиля (ПК-8); |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.1.Б.20. Базовая часть ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Международные отношения: «Всемирная история», «Политология», «История политических и правовых учений», «Истории международных отношений», «Мировая политика», «Современные международные отношения», «Россия в глобальной политике», «Проблемы национальной безопасности России».
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В целом общая трудоемкость дисциплины «Основы международной безопасности» составляет 3 зачетных единицы, 108 часа. Итоговая форма контроля – зачет.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 6 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 54 часа, в том числе: лекций – 26 часов, практических занятий – 24 часа, КСР – 4 часа, (всего контактных часов - 54); самостоятельная работа студентов – 54.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине Основы международной безпасности
3 курс 6 семестр
Рабочую программу осуществляет: Лекции: доцент Шонин Н.Е. Практические занятия: доцент Шонин Н.Е | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3 Учебных часов - 108 лекций - 26, практических занятий - 24 КСР - 4 самостоятельная работа студентов – 54 зачет |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка контрольных работ Форма промежуточной аттестации – зачет | |||||||
Тема 1 Эволюция концепций международной безопасности с Древнего Мира до Нового Времени 1. Концепции международных отношений в Месопотамии, Хеттском царстве, Древнем Егип-те, Древней Индии, Древней Гре-ции, Древнем Риме. 2. Международные отношения в средневековой Европе. 3. Международные отношения и безопасность в Новое время. 4. XIX век и «Европейский концерт». | лек/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература:а) 1, 2, 4-9; в) 6, 12, 15, 16, 18, 20. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 2 Регулирование вопросов международной безопасности между двумя мировыми войнами 1. Четырнадцать принципов пре-зидента Вильсона. 2. Версальский договор (28.06.1918) и его неспособность обеспечить международную бе-зопасность. Вашингтонская кон-ференция (12.11.1921 – 6.2.1922) 3. Лига Наций (1919-1939). Пакт Бриана-Келлога (27 августа 1928 г). | лек/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 5, 6; в) 1, 2, 3, 6, 9, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Контрольная работа №1 | ||
Тема 3 Основные теоретико-правовые подходы к обеспечению международной безопасности. 1. Понятие и источники меж-дународной безопасности. Взаимосвязь национальной и международной безопасности. 2. Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. 3. Характеристика и анализ основных источников права международной безопасности. а) Устав ООН. б) Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядер-ного оружия 1968 г., О запреще-нии ядерного оружия в Латин-ской Америке (Тлателолько1967 г.), О безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга1985 г.). в) Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных отношениях: Договор о всеобъ-емлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г., До-говор между РФ и США о даль-нейшем сокращении стратегиче-ских наступательных вооруже-ний 1993 г., Договор между РФ и США СНВ-2 2010 г. г) Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предусматрива-ющие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвида-ции ракет средней и меньшей дальности 1987 г. д) Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (не-санкционированного) возникно-вения войны. Соглашение о ли-нии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межкон-тинентальных ракет с подводных лодок 1988 г. | лек/пз | 4/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература:а) 1, 2, 5 -15; б) 1- 6; в) 1, 2, 3, 6, 9, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе. | ||
Тема 4 Универсальная система кол-лективной безопасности. 1. ООН – организатор и гарант международной безопасности. 2. Устав ООН: регламент мер и способов поддержания междуна-родного мира и безопасности. Приоритет их мирного, преду-предительного характера. 3. Совет Безопасности ООН: полномочия и эффективность его акций. 4. Виды и задачи миротвор-ческих операций. 5. Условия для осуществления миротворческих операций ООН. 6. Проблемы противодействия терроризму в современном мире. | лек/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература:а) 1, 2, 3, 5, 9; в) 1, 2, 3, 6, 9, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 5 Региональные системы кол-лективной безопасности. 1. Устав ООН об условиях создания региональных органи-заций коллективной безопас-ности. 2. Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне (1948 г.). Западноевропейский Союз (ЗЕС) как правопреемник Брюс-сельского договора (1954-2010 г.г.) 3. Организация Североатланти-ческого договора (НАТО) с 1949 г. Основные принципы сотруд-ничества России с НАТО. Осно-вополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г. 4. Организация Варшавского Договора (ОВД) с 1955-1991 г.г. 5. СБСЕ (1975-1994. Органи-зация по безопасности и сотруд-ничеству в Европе (ОБСЕ) с 1994 г. 6.Хартия европейской безопас-ности. Принята 54 государствами на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года. 7. Коллективная безопасность в СНГ (ДКБ 1992 г., ОДКБ с 2003 г.). 8. ШОС (с 1996 г.) | лек/пз | 4/4 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 2, 3, 5, 9; в) 1, 2, 3, 6, 9, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа№2 | ||
Тема 6 Право международной безопас-ности и мирные средства разре-шения международных споров 1. Международно-правовое обе-спечение мира и безопасности как совокупность урегулирован-ных международно-правовых мер. Гаагская Конвенция о мирном решении международ-ных столкновений 1907 г. 2. Международно-правовые средства предотвращения войны: третейские суды, рассмотрение споров в ООН (Генеральной Ас-самблее, Совете Безопасности). 3. Международно-правовая рег-ламентация процедуры экстра-диции. 4. Эмбарго на поставки воору-жений. | лек/пз | 2/2 | Основная литерат-ура: 1, 2, 3. Дополнительная литература:а) 1, 2, 3, 5, 9; в) 1, 2, 3, 6, 9, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 7 Судебные средства разрешения международных споров, подрывающих международную безопасность 1. Международный арбитраж. История арбитражного рассмо-трения споров. 2. Постоянная Палата третей-ского суда, Гаагские конвенции 1899, 1907 г.г. 3. Международный суд ООН (с 1945 г.) | лек | 2/ | Основная литерат-ура: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 2, 3, 5, 9; в) 1, 2, 3, 6, 9, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 8 Проблемы международной энергетической безопасности, роль и место России в их решении 1. Сущность энергетической бе-зопасности как важнейшего элемента экономической безопас-ности. 2. Энергетическая безопасность на постсоветском пространстве. 3. Энергетическая безопасность в странах АТР. 4. Проблемы обеспечения ба-ланса интересов между основными субъектами мировой энергетики. 5. Связь энергетической и эко-логической безопасности. | лк/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 2, 3, 5, 9; б) 1-6; в) 1, 2, 3, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) контрольная работа№3 | ||
Тема 9 Геоэтнические аспекты между-народной безопасности 1. Проблемы диаспор в Европе (Франция, Германия, Швеция). Заявки на суверенитет (Шот-ландия, Бельгийский вопрос). 2. Балканские проблемы. 3. Кавказский узел. Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Ка-рабах. 4. Исследование геоэтнических проблем Среднего Востока и Восточной Азии. 5. Спорные районы Южно-Китайского моря. Территори-альные претензии Японии. Корейский вопрос. Возникно-вение тайваньского вопроса. Проблема уйгурского сепара-тизма. Тибетский вопрос. | лк/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 2, 3, 5, 6; б) 2-5; в) 1, 2, 3, 6, 8, 15, 16, 17-22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 10 Роль России в обеспечении международной безопасности 1. Геополитическое и геостра-тегическое положение России. 2. Стратегия избирательной во-влеченности. 3. Участие российских полицей-ских сил в миротворческих опе-рациях 4. Стратегия национальной безопасности до 2020 г. и Военная доктрина России 2014 г. | лк/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 19-21; б) 1-6; в) 1, 2, 4, 5, 8, 15, 16, 18-22. | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, элек-тронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе | ||
Тема 11 Коллективная безопасность в СНГ. 1. Государственные границы, их значение, разновидности, практи-ка и этапы установления. 2. Концепция охраны внешних границ пограничными войсками СНГ. 3. Коллективные силы обороны в СНГ. ДКБ, ОДКБ. | лк/пз | 2/2 | Основная литерату-ра: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 17-21; б) 1-6; в) 1, 2, 4, 5, 8, 15, 16, 18-22 | Изучение вопросов содержания темы; Конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; Проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литерату-ры, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники и др.) и использование ресурсов Интер-нет; Подготовка к опросу | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) контрольная работа№ 4 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Виды самостоятельной работы:
ü изучение нормативного материала, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
ü конспектирование материалов научной и учебной литературы по указанию преподавателя;
ü решение тестов по заданию преподавателя;
ü подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
Формы текущего контроля:
ü опрос;
ü проверка конспектов;
ü тестирование;
ü контрольная работа.
Форма рубежного контроля – контрольная работа, тестирование.
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – зачет.