Из мыслей священника о Сталине

…Как я заметил, у нас в России подвергаются осуждению те, кто имеет государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивайа Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Хотя стоило бы задуматься, мог ли молиться за всех казненных жестокий человек? Не есть ли здесь акт любви? Как это ни странно, за многие годы за Ивана Грозного подали голос только Сталин и в наше время — митрополит Иоанн Санкт-Петербургский. Так же — осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и, может быть, надолго удержавшего духовный разброд России. Он тоже в лице судей оказался жестоким, хотя был добрейшей души человек.

Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо — государственность! Как ни кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас без суда и следствия, безнаказанно, безвестно, ни в какое сравнение не идет та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи.

Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а мне предстоит — с духовной, поскольку я священник.

Начну сразу с вопроса. Что лучше: «деспотизм» сталинских времен или демократия нашего времени — сталинцы, скажите, — тот же деспотизм, подавление свободы, принижение личности. Либерализм, демократия — значит полные права, полная свобода всего и вся.

Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, пожалуйста, когда было больше обездоленных, заключенных, пусть и не в тюрьмы, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати и без печати? Когда еще, в какие времена весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?

Но как все это, что я говорю, сообразовать с христианскими понятиями, спросят у меня? Христианство, что ли, атеизмом поддерживается? Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду.

Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм — это дверь к богу с чёрного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими. Я никогда не забуду, как один высокопоставленный атеист-коммунист мне сказал, что, хотя он и коммунист-атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которой не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории, хотя бы потому, что она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!

Сталин был деспот, да, но он был ближе к богу. Хотя бы потому, что атеизм — дверь с черного хода. Демократы, как ни объявляют себя верующими… они верующие только в золотого тельца, в бизнес, в мамону… А в Евангелии прямо сказано: не можете служить одновременно богу и Мамоне!

Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие, как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.

Да, Сталин нам дан богом, он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. И поверженной ее боятся хваленые капиталистические страны. И то, над чем смеялись постоянно: вставил, мол, решетку. Мол, Царь Петр прорубил окно в Европу, а Сталин закрыл ее. Значит, правильно делал (мы далеки от мысли — чтоб не сообщаться с Западом), при нем мы не видели такого морального разложения, такой преступности, которую видим сейчас, когда выбросили эту решетку.

Как ни горько сказать, но решетка на Запад нам необходима, это благо для России. Она помогает нам видеть неповторимость, самобытность России, как святой Руси, богоносной страны, и, если хотите, Третьего Рима в лучшем смысле этого слова. А Четвертому не бывать — это тоже верно.

Есть у Сталина такое выражение: прошлое принадлежит Богу. Богу с большой буквы. Как это понимать? Прошедшее устарелое? Или прошлое — вся наша земная жизнь, настоящее ведь только в иных мирах. А я думаю даже так. Под прошлым можно понимать то, что предоставить можно только для суда божьего, Бог только все может рассудить правильно. Мне отмщение и Аз воздам. Наш суд — это просто суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а вообще наш суд субъективный, эгоистический, только для себя. Так что если с божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек. Богом данный. Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.

Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и — сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться.

Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.

Чур, перекрестись… — да, я это слышу, кому кланяешься, мол, не Антихристу ли?

А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, как по Евангелию: один сказал: пойду и не пошел, другой сказал: не пойду и пошел.

Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах, если бы не рамки нашей статьи. Не случайно в Русской православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память, так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем… Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым…

[1]«Узнаем и узнаем Бараташвили!»

[2]«Зайчик пропрыгал».

[3]«Горе тебе, мой белый гусь!»

[4]«Молодая гвардия». 1939. №12. С. 22−69. Составители Вл. Каминский и Ив. Верещагин.

[5]Колесник А. Н. Мифы и правда о семье Сталина. Ижевск, 1990.

[6]Геза — человек, идущий прямо.

[7]Коба — имя героя повести А. Казбеги.

[8]«Молодая гвардия». 1939, № 12. С. 71–101. 34

[9]Аллилуева А. С. Воспоминания. М., 1946. С. 10–118.

[10]Швейцер В. Сталин в Туруханской ссылке. Воспоминания подпольщицы. М.1940. С. 9–47.

[11]Городецкий Е., Шарапов Ю. Свердлов М. ЖЗЛ., 1971. С. 97–98.

[12]Аллилуева А. С. Воспоминания. М., 1946. С. 164–190.

[13]Сталин И. В. Собр. соч. М., 1947. T.III. С. 187–188.

[14]Сергей Дмитриевский — советский дипломат, имя которого в «Политическом отчете ЦК XVI съезду ВКП(б)» упоминал Сталин, заявив, что Дмитриевский «был выкинут» из пределов СССР и что «мы впредь будем выкидывать вон таких людей, как бракованный товар, ненужный и вредный для революции». Решение остаться на чужбине Дмитриевский принял самостоятельно, а переосмысливая пройденный путь в революции России, написал в 1931 году книгу «Сталин». Приводим фрагменты из этой книги.

[15]«Советская Россия». 12 авг. 1990. С. 4.

[16]«Неделя». № 1, 1989. С. 14–15.

[17]Грум-Гржимайло B. E. — выдающийся русский металлург.

[18]Сын В. Е. Грум-Гржимайло.

[19]«Советская Россия».

[20]Ратиев А. Л. — потомок русской ветви старинного грузинского рода Ратишвили. С 1921 г. до смерти жил в Болгарии. В декабре 1918 года, оказавшись в Курске, двадцатилетним юношей попал на собрание партийного актива по случаю приезда в город председателя Реввоенсовета, одного из вождей Октябрьской революции Л. Д. Троцкого.

[21]«Литературная Россия». 29. 11. 91. № 48. С. 18–19.

[22]Как известно, Л. Троцкий был председателем трех комиссий, созданных для уничтожения Русской Православной Церкви.

[23]«Литературная Россия». 22.02.91, № 8.

[24]«Литературная Россия». 16.11.90, № 46. С. 20–21.

[25]«Известия». 21 апр. 1994.

[26]Там же.

[27]Сталин И. В. Собр. соч. Т. III. С. 23–31

[28]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV, с. 6–9.

[29]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 31–32, 36–37.

[30]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 31–32, 36–37.

[31]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 42–43.

[32]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 46–48.

[33]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 73–74.

[34]Сталин И. В. Собр. соч., т. IV. С. 105–115.

[35]Сталин И. В. Собр. соч. Т. IV. С. 264–269.

[36]Документы по истории гражданской войны в СССР. Т. I. Первый этап гражданской войны. М., 1940. С. 63–64, 154, 157.

[37]Генкина Э. Приезд т. Сталина в Царицын. Сталинград. 1937. С. 39–40

[38]A. M. Юрьев (псевдоним Алексеев) возглавлял в 1918 г. Мурманский совет.

[39]19 июля 1918 г., вскоре после этой телеграммы, был создан Военный совет Северокавказского военного округа во главе с И. В. Сталиным.

[40]Документы по истории гражданской войны в СССР. Т. I. Первый этап гражданской войны. М., 1940. С. 159, 190, 191, 202, 213, 235, 238–249.

[41]Документы по истории гражданской войны в СССР. Т. I. Первый этап гражданской войны. М., 1940. С. 272–279, 289–292, 389–390, 393–395.

[42]15 июня 1922 г.

[43]«Известия ЦК КПСС». 1991, № 3. С. 188, 192.

[44]«Родина». 1994, № 7. С. 72−73.

[45]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VII. С. 30.

[46]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VII. С. 287–288, 290, 298–299, 340–342.

[47]Стадии КВ. Собр. соч. Т. VIII. С. 274–276.

[48]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VIII. С. 348–349, 355–356.

[49]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VIII. С. 348–349, 355–356.

[50]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VIII. С. 357–362.

[51]Сталин И. В. Собр. соч. Т. X. С. 9–10, 52–55, 85–88.

[52]Сталин И. В. Собр. соч. Т. X. С. 131–133.

[53]Сталин И. В. Собр. соч. Т. X. С. 153–159.

[54]Курсив мой. — И. Ст.

[55]Курсив мой. — И. Ст.

[56]Сталин И. В. Собр. соч. Т.Х. С. 172–177.

[57]Сталин И. В. Собр. соч. Т. VI С. 10–11. 41–42, 44.

[58]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XI. С. 46.

[59]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XI. С. 313–315.

[60]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XII. С. 1–3, 99–101.

[61]Сталин И. В. Собр. соч. XII. С. 112–113.

[62]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XI. С. 1–7.

[63]Сталин И.В, Собр. соч. Т. XIII. С. 104–105.

[64]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XIII. С. 146–149.

[65]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XII. С. 354–355.

[66]Мазуров К. Т. — бывший первый секретарь ЦК КП Белоруссии, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.

[67]Советская Россия». 1989, 19 февраля.

[68]Сталин И. В. Заключительное слово по полит. Отчету ЦК XVI съезду ВКП(б). Собр. соч. Т. XII. С. 13–15.

[69]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XIII. С. 19.

[70]Сталин И. В. Собр. соч. Т. XIII. С. 23–26.

[71]«Родина». 1992, № 10.

[72]«Вопросы истории». 1994, № 3. С. 9–22.

[73]Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1985. С. 8–27.

[74]Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1985. С. 153–154.

[75]Алексеев М. Н.Драчуны. М., 1982. С.264–306.

[76]Любопытно, как нынешние дети «демократии», подрисовывают своих дедов и отцов с их «сталинским» прошлым. Так, филолог Вяч. Вс. Иванов в журн. «Вопросы литературы» (№ 1, 1993), касаясь авторства своего отца, Вс. Иванова, в сборнике о Беломорском канале, представляет его невинной жертвой М. Горького, который «совратил» его, тогдашнего сорокалетнего литератора, на восхваление чекистских методов перековки «человеческого материала».

[77]Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1990.

[78]Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1985. С. 351–360.

[79]Мать И. В. Сталина — Екатерина Георгиевна Джугашвили (1860–1937), уроженка г. Гори, с начала 20-х годов проживала в г. Тифлисе. Здесь и далее примечания составителей сборника.

[80]Аллилуева Надежда Сергеевна (1901–1932) — родилась в Баку, в семье известного революционера С. Я. Аллилуева. В 1919 году вышла замуж за Сталина, работала в секретариате у Ленина. Затем работала в редакции журнала «Революция и культура» при газете «Правда», в 1929–1932 годах училась в Промышленной академии на факультете искусственного волокна. В 1921 году у них Родился сын Василий, а в 1926 — дочь Светлана. Сложная обстановка в семье Сталина воспроизведена в книге С. Аллилуевой «Двадцать писем к другу». В ночь на 9 ноября 1932 года Н. С. Аллилуева покончила жизнь самоубийством.

[81]Дэда(груз.) — мама.

[82]Екатерина Георгиевна Джугашвили заболела 13 мая 1937 г. И скончалась 4 июня. И. В. Сталин на похоронах матери не присутствовал. Сохранилась следующая собственноручная записка Сталина на русском и грузинском языках для надписи на ленте к венку: «Дорогой и любимой матери от сына Иосифа Джугашвили (от Сталина).

[83]Джугашвили Яков Иосифович (1908–1943) — сын Сталина от первого брака с Екатериной Сванидзе. Перед самой войной закончил Артакадемию РККА. С первых дней войны ушел на фронт. 16 июля 1941 г. старший лейтенант Джугашвили попал в плен к немцам и в 1943 г. погиб в концлагере Заксенхаузен.

Записка Сталина, адресованная Аллилуевой, относится, видимо, к тому периоду, когда после попытки самоубийства Яков уезжает в Ленинград и живет там на квартире у С. Я. Аллилуева.

[84]В июле — августе 1929 года Аллилуева вместе с мужем выезжала на отдых в Сочи. В конце августа вернулась в Москву для подготовки к вступительным экзаменам в Промышленную академию.

[85]Ольга Евгеньевна Аллилуева (1875–1951) — мать Н. С. Аллилуевой.

[86]Ковалев — зав. Партийным отделом газеты «Правда», с 10 июня 1929 года член редколлегии газеты, 28 июля 1929 года был избран секретарем партячейки газеты «Правда».

1 сентября 1929 года «Правда» опубликовала подборку статей под общим заголовком «Направим действенную самокритику против извращений пролетарской линии партии, против конкретных проявлений правого уклона», с подзаголовком «Коммунары Ленинграда, смелее развертывайте самокритику, бейте по конкретным проявлениям правого оппортунизма». В одной из статей были приведены фамилии членов партии, пострадавших за критику и покончивших жизнь самоубийством.

[87]Ярославский Е. М. (1878–1943) — в 1924–1934 гг. секретарь Партколлегии ЦКК. Одновременно член ряда партийных газет и журналов, в том числе газеты «Правда».

[88]Молотов В. М. (1890–1986) — в 1921–1930 гг. секретарь ЦК партии, в 1930–1941 гг. председатель СНК СССР.

[89]10 июня 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об упразднении института ответственного редактора «Правды», а для руководства текущей работой в «Правде» было выделено бюро редакционной коллегии в составе Крумина, Попова Н. Н. и Ярославского. 17 июня 1929 года это постановление Политбюро было утверждено решением Пленума ЦК. 12 января 1931 года институт ответственного редактора «Правды» вновь восстановлен, а бюро редакции «Правды» упразднено.

[90]26 сентября 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) данный вопрос не рассматривало. Получив 22 сентября письмо Аллилуевой, Сталин вечером того же дня направил Молотову следующую шифротелеграмму «Молотову». «Нельзя ли подождать с вопросом о Ковалеве в «Правде». Неправильно превращать Ковалева в козла отпущения. Главная вина остается все же за бюро редколлегии. Ковалева не надо снимать с отдела партийной жизни: он его поставил неплохо, несмотря на инертность Крумина и противодействия Ульяновой. Сталин. 22/IX. 22.30 г. Сочи» (Ф. 45. Оп. 1. Д. 74. Л. 18).

[91]Сталин, Молотов и Орджоникидзе обменялись телеграммами и письмами по публикации в «Правде» от 1 сентября 1929 г. По указанию Сталина было решено усилить контроль ЦК ВКП(б) над газетами. В письме к Орджоникидзе от 23 сентября 1929 года он еще раз подчеркнул:

«…3) Мне сообщают, что в «Правде» нашли, наконец, козла отпущения в лице молодого человека редколлегии Ковалева, на которого и решили, оказывается, взваливать всю вину за допущенную ошибку в отношении Ленинграда. Очень дешевый, но неправильный и небольшевистский способ исправления своих ошибок. Виновны прежде всего и больше всего члены бюро редколлегии, а не заведующий отделом партжизни Ковалев, которого я знаю как абсолютно дисциплинированного члена партии и который ни в коем случае не пропустил бы ни одной строчки насчет Ленинграда, если бы не имел молчаливого или прямого согласия кого-либо из членов Бюро» (Ф. 45. On. 1. Д. 778. Л. 18–19).

[92]Датировано по содержанию.

[93]Не обнаружены.

[94]В книге «Двадцать писем к другу» (М., 1990. С. 98) Светлана Аллилуева вспоминает, что вскоре после смерти матери «ушла от нас наша воспитательница Наталия Константиновна, чьи уроки немецкого языка, чтения, рисования я не забуду никогда. Сама ли она отказалась или ее выжили, не знаю, но весь ритм занятий был нарушен…».

[95]Томик — сын партийного и государственного деятеля Артема (Сергеева Ф. А.) (1883–1921).

[96]Датировано по содержанию.

[97]Речь идет о поездке Аллилуевой в июне — августе 1930 года в Карлсбад и затем к брату Павлу в Берлин. Сталин предлагает жене посылать письма с дипломатической почтой на имя Товстухи И. П. (1889–1935), работавшего в январе — июле 1930 года заведующим секретным отделом ЦК ВКП(б).

[98]Речь идет о XVI съезде ВКП(6), проходившем с 26 июня по 13 июля 1930 года. Сталин выступил на съезде с политическим отчетом ЦК ВКП(б) 27 июня и с заключительным словом 2 июля.

[99]Сталин Василий Иосифович (1921–1962) — сын Сталина и Н. С. Аллилуевой; в 1938–1939 гг. учился в Качинской авиашколе, затем в 1940–1941 гг. на Липецких высших авиационных курсах. Участник Великой Отечественной войны, закончил войну командиром истребительной авиадивизии, совершил 27 боевых вылетов, сбил 2 самолета противника. В 1947–1952 гг. заместитель командующего, затем командующий ВВС Московского военного округа. Арестован 28.04.53 г. и осужден 2.09.55 г. Военной коллегией Верховного суда СССР к 8 годам лишения свободы за незаконное расходование, хищение и присвоение государственного имущества, а также «враждебные выпады и антисоветские клеветнические измышления в отношении руководителей КПСС и Советского государства». Был освобожден досрочно в январе 1960 г., а в апреле того же года вновь водворен в тюрьму для дальнейшего отбытия наказания. Освобожден в апреле 1961 г. и направлен на постоянное жительство в г. Казань, где умер 19 марта 1962 г.

[100]Датировано по содержанию.

[101]Комендант дачи в Зубалово.

[102]Учитель Василия.

[103]Мария Анисимовна Сванидзе — родственница первой жены Сталина, Е. Сванидзе.

[104]Яковлев Я. А. (Эпштейн) — в 1929–1934 гг. нарком земледелия СССР, затем в аппарате ЦК ВКП(б).

[105]Постышев П. П. — в 1933–1937-гг. второй секретарь ЦК КП(б) Украины, затем первый секретарь Куйбышевского обкома партии.

[106]Петровский Г. И. — в 1919–1938 гг. председатель Всеукраинского ЦИК, в 1922–1937 гг. один из председателей ЦИК СССР.

[107]Корк А. И. — в 1921–1935 гг. пом. командующего вооруженными силами Украины и Крыма. Командующий войсками Туркестанского фронта, Кавказской Краснознаменной армии, Белорусского, Ленинградского и Московского военных округов.

[108]Егоров А. И. — с 1931 г. начальник штаба РККА, с 1935 г. нач. Генштаба, в 1934 г. кандидат в члены ЦКВКП(б), в 1937–1938 гг. первый зам. наркома обороны СССР.

[109]Л. М. Каганович.

[110]Так в тексте. Правильно — эскалатор.

[111]Фамилия не указана.

[112]Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (сокр. Торгсин).

[113]Имеется в виду «Речь тов. Сталина в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 года», опубликованная в газете «Правда» от 6 мая 1935 г. Сталин в этой речи выдвинул новый лозунг: «Кадры решают все».

[114]Енукидзе Авель Сафронович — в 1923–1935 гг. член и секретарь Президиума ЦИК СССР.

[115]Датировано по содержанию.

[116]25 ноября 1936 г. В Большом Кремлевском дворце открылся Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов. С докладом «О проекте Конституции Союза ССР» выступил И. В. Сталин.

[117]23–30 января 1937 г. состоялся процесс по делу т. н. «Антисоветского троцкистского центра», где были обвинены Пятаков Г. Л., Радек К. Б., Сокольников Г. Я., Серебряков Л. П. и др.

[118]Иосиф Сталин в объятиях семьи: Сборник документов. Библиотека журнала «Источник». М., 1993.

[119]Фейхтвангер Лион. Москва. 1937 год. Репринтное изд. 1937 г. Таллин, 1990. С. 50–53.

[120]Барбюс Анри. Сталин. М., 1936. С. 57.

[121]Автор этих записок А. Н. Сафонова (1887–1958) — активный участник троцкистской оппозиции (с 1923 г. по 1930 г.), как и ее муж, известный троцкист И. Н. Смирнов. Записки (отрывки из которых здесь публикуются) были написаны в 1958 г.

[122]«Советская Россия», 1990, 21 октября.

[123]Процесс антисоветского троцкистского центра (23–30 января 1937 года). Судебный отчет по делу антисоветского троцкистского центра, рассмотренному Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 23–30 января 1937 года… М., 1937. С. 24–45.

[124]Процесс антисоветского троцкистского центра (23–30 января 1937 года). Судебный отчет по делу антисоветского троцкистского центра, рассмотренному Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 23–30 января 1937 года… М., 1937. С. 54–65.

[125]Процесс антисоветского троцкистского центра (23–30 января 1937 года). Судебный отчет по делу антисоветского троцкистского центра, рассмотренному Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 23–30 января 1937 года… М., 1937. С. 66–69.

[126]Процесс антисоветского троцкистского центра (23–30 января 1937 года). Судебный отчет по делу антисоветского троцкистского центра, рассмотренному Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 23–30 января 1937 года… М., 1937. С. 124–125.

[127]Процесс антисоветского троцкистского центра (23–30 января 1937 года). Судебный отчет по делу антисоветского троцкистского центра, рассмотренному Военной коллегией Верховного суда Союза ССР 23–30 января 1937 года… М., 1937. С. 187–190, 194, 195, 198, 213, 230, 231.

[128]Фейхтвангер Лион. Москва. 1937 год. Таллин, 1990. С. 62–87.

[129]Троцкий Л. Д. Преступления Сталина. М., 1994. С. 216–222.

[130]Яковлев АС. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М., 1968. С. 187–189.

[131]Громыко АЛ. Памятное. М., 1988. С. 76–77.

[132]Василевский A. M. Дело всей жизни. М., 1978. С. 95–96.

[133]«Нева», 1993. № 7.

[134]Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1989. С. 350−351

[135]Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 7–15.

[136]«Известия ЦК КПСС». 1991, № 6. С. 217–218.

[137]Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1974. Т. I. С. 260–269.

[138]Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991. С. 24, 50–51.

[139]«Молодая гвардия», 1993, № 5–6.

[140]Устинов Д. Ф. Во имя победы. Записки наркома вооружения. М., 1988. С. 170–171, 197–198, 247–249.

[141]Яковлев А. С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М., 1968. С. 276−277.

[142]«Знамя», 1988, № 1. С. 133 138, 148, 154–155.

[143]Яковлев А. С. Цель жизни. Записки авиаконструктора. М., 1968. С. 356−357

[144]«Родина», 1992, № 11–12. В воспоминаниях В. Бережкова в отличие от его «доперестроечных» мемуаров ощутимо присутствие «демократических» штампов в освещении сталинской темы.(Ред.)

[145]Черчилль умалчивает о том, что для успешной высадки вермахтом в Англии операции «Морской лев» требовалось иметь превосходство в воздухе и на море. Немцы этого превосходства не имели. Но Англия и США в 1942-м имели в зоне Ла-Манша значительное превосходство и в воздухе, и на море. Кроме того, они могли высадить не 150–200 тысяч войск, а гораздо больше. Только на Британских островах имелось 27 английских дивизий. США предполагали доставить в Англию 10 дивизий. Необходимые десантные средства имелись. Однако союзники, вместо того, чтобы сосредоточить силы на форсировании 30-километрового пролива, предпочли направить 13 дивизий и 850 кораблей и судов в далекую Африку.

[146]Черчилль Уинстон. Вторая мировая война. Кн. 2. Т. III — IV. М., 1991. С. 510–518, 521, 524, 525–527.

[147]Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1989. С. 362–366.

[148]Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 107–109.

[149]Алексеев В. В. Неожиданный диалог. «Агитатор». 1989, № 6. С. 42–44.

[150]Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. М., 1978. С. 123–169.

[151]Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1989. С. 340–342.

[152]Василевский А. Дело всей жизни. М., 1978. С. 212, 213, 222, 223, 246, 494, 495, 497, 498–504.

[153]Устинов Д. Ф. Во имя победы. Записки наркома вооружения. М., 1988. С. 91–92.

[154]Де Голль Шарль. Военные мемуары. М., 1957. Кн. I. С. 254.

[155]Там же. С. 275.

[156]Де Голль Шарль. Военные мемуары. Кн. II. М., 1960. С. 235–236, 239, 430

[157]Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1981. С. 378–379

[158]Москаленко К. С. На Юго-Западном направлении. М., 1972. С. 151.

[159]Крымская (Ялтинская) конференция трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. М., 1979. С. 93–103.

[160]Громыко А. А. Памятное. М., 1988. С. 196–305.

[161]Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М., 1968. С. 92–93, 296–297.

[162]Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1974. Т. I. С. 342–346. Там же. Т. II. С. 410–411.

[163]Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1989. С. 316.

[164]Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1974. Т. II. С. 410–411.

[165]Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196–197.

[166]Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196–197.

[167]Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М. 1947. С. 203–206.

[168]«Вопросы истории естествознания и техники». 1994, № 4.

[169]Один из наиболее видных немецких специалистов, работавших в СССР, Макс Штеенбек, так суммировал вклад своих соотечественников в советский атомный проект: «Западная пропаганда… при каждом удобном случае утверждала, что советскую атомную бомбу создали якобы немецкие ученые. Абсолютная чепуха! Конечно, мы сыграли определенную роль в разработке ядерной темы, но наша задача никогда не выходила за те границы, где освоение энергии четко переходит от мирного применения к использованию в военных целях».

[170]«Вопросы истории естествознания и техники». 1994, № 4.

[171]Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991. С. 72–73, 114, 117, 240–241, 254–255, 276–277, 292–293, 300, 376–377, 390, 400–401, 464–465, 473, 476–477.

[172]Симонов К. М. Глазами человека моего поколения. М., 1989. С. 124–127.

[173]Дюкло Ж. Мемуары. Кн. 2. С. 234–235.

[174]Московская артиллерийская академия имени Фрунзе.

[175]Аллилуева С. Двадцать писем к другу. В кн. Загадки смерти Сталина. Барнаул., 1993. С. 8–147.

[176]Колесник А. Миф и правда о семье Сталина. Ижевск, 1990. С. 40–46.

[177]Шебаршин Л. В. Рука Москвы. М., 1992. С. 172–173.

[178]Известия ЦК КПСС. 1989, № 3. с. 149.

[179]Джилас Милован. Лицо тоталитаризма. М., 1992. С. 16, 33, 34, 50–53, 59. 84–85, 95, 110–133, 138–140, 150–158.

[180]Публицист времен Грозного, идеолог сильной самодержавной власти Иван Пересветов писал: «Не мощно царю царства без грозы держати»; «Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы».

[181]Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М. 1986. С. 33, 35, 37, 48, 65, 71.

[182]«Союз», 1990. № 41. С. 32.

[183]«Красная звезда», 1995, 5 января.

[184]Газета «Правда», 7 сентября 1947 г.

[185]Газета «Правда», 14 марта 1946 г.

[186]На самом деле этот «конфликт» выявился в его сознании позднее и достиг подлинной остроты лишь в 1960-х годах.

[187]Этим же занималась мать Твардовского на поселении.

[188]Кожинов В. В. Судьба России. М., 1990. С. 87–94.

[189]Отец Дмитрий Дудко — известный современный церковный писатель и проповедник. За свои убеждения дважды отбывал наказание в советски: лагерях, первое из которых пришлось на годы сталинского правления.

Наши рекомендации