Концептуальные основы идеологии белорусского государства (проект)
УДК 37.017(476) ББК 66.3(4 Бен)3
© Гребень В. А., Ермолицкий М. А., Сапелкин Е. П., составление, 2003 © Оформление УП «Технопринт», 2003
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (ПРОЕКТ)
Актуальность проблемы:неослабевающий общественный интерес к идеологическому обеспечению процессов формирования эффективного центрально-европейского государства — молодой и суверенной Республики Беларусь, требующий теоретико-концептуального осмысления и обоснования, актуализирует данную проблему.
Цель проекта:разработка идеологии устойчивого общественного развития Республики Беларусь.
Теоретико-методологическое обоснование:анализируя и обобщая многообразные теоретические концепции, нами предпринята попытка объяснить и рассмотреть идеологию белорусского общества и государства:
• во-первых, как мировоззрение,содержание и основу которого составляет система политических, экономических, социальных, базисных ценностей общества и личности, социальные концепции и теории;
• во-вторых, как цель деятельноститой или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), которая побуждает людей стремиться к ее достижению;
• в-третьих, как интегративная политико-экономическая и социальная программа,определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства устойчивого развития.
Исходя из этого, идеологию можно рассматривать как мировоззрение, главное содержание которого составляет система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие пути и средства достижения цели.Идеология — это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунной системой для живого организма.
Сущность и значение идеологии рассмотрены в содержательном тезаурусе понятийной системы знаний гуманитарных и естественных наук. Исходным основанием авторской концепции является философское миропонимание. Теоретической и методологической основой явилось применение методов диалектики, системного анализа, социального проектирования и прогнозирования исследуемой проблемы, методов исторической реконструкции, компаративного анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по идеологии, их последователей и оппонентов. Государственная программа— это установление того, какие цели государства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Республике Беларусь такой целевой программой может являться программа становления эффективного государства устойчивого общественного развития.
Структура мировоззрения
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Знания, идеалы, ценности, интересы, убеждения,
Верования, принципы, оценки, нормы, установки,
Определяющие отношение человека к миру и выступающие
В качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Идеалы
Представление о
совершенстве, которое,
будучи высшей целью и
образцом, определяет
способ мышления и деятельности человека, общественного класса.
Знания
Проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании
человека в виде
представлений, понятий,
суждений, теорий.
Ценности
Значимые явления и
процессы реальной
действительности,
материальные и духовные
блага, которые
соответствуют интересам
людей.
Убеждения
Чувственно воспринятое и пережитое субъектом
знание, ставшее
побудителем его действий и
поступков.
Нормы
Образцы, стандарты
деятельности, правила
поведения, выполнение
которых ожидается от члена
какой-либо группы или
общества и поддерживается
с помощью санкции.
Принципы
Фундаментальные базисные
положения, в которых
отражаются и обобщаются
сущностные стороны
познавательной и
практической деятельности
человека.
Оценки
Способы определения ценности
конкретным субъектом (классом,
группой, личностью).
Социальные установки
Субъективные ориентации
индивида как члена группы
(общности, общества) на те или
иные ценности, предписывающие
определенные социально принятые
способы поведения.
Мировоззрение, будучи основой идеологии, обладает способностью наделять смысломдействия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностейи вызывать к жизни определенную практику.
Основуидеологии как мировоззрения составляют базисные целевые ценности общества.Базисными определяются ценности, которые являются нормативными для данного типа культуры или социальной системы.
Общепризнанными базисными целевыми ценностями общества являются: социальный мир, свобода, солидарность и справедливость,которые включают в себя;
• ценности социального порядка (социальной системы),придающие стабильность, равновесность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государства во имя всеобщего блага: ответственность государства, за создание условий для свободного и достойного развития личности и ответственность граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом;
• ценности экономического порядка,придающие эффективность и динамику развития экономической системе, справедливость распределения материальных благ на основе: порядка собственности (равенство и разнообразие форм собственности и их эффективность); порядка валютной системы (стабильность, конвертируемость); порядка конкуренции (соревнование; антимонопольное законодательство, добросовестная конкуренция и реклама); порядка трудовых (экономических) отношений (социальное партнерство); порядка внешнеэкономических отношений (многовекторность) ;
• ценности равенства,обеспечивающие равные условия и возможности для всех;
• ценности свободы,ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества;
• ценности социального развития,ориентирующие на развитие интеллектуального потенциала.
Социальный порядокпредполагает: во-первых, организованность общественной жизни, упорядоченность социального действия, социальной системы; во-вторых, совокупность существующих в данном обществе институтов и способов их воздействия на социальную жизнь; в-третьих, условия существования, при которых формируются, поддерживаются и совершенствуются различные образцы социальной организации. Он придает стабильность и предсказуемость развитию.
Ценности социального порядка характеризуют степень цивилизованности общества, уровень политической культуры его граждан, общества в целом, включающие в себя всю совокупность позиций, ценностей, образцов поведения, которые затрагивают взаимоотношения власти и граждан. Речь идет, во-первых, об интериоризованных (то есть освоенных субъектом, ставших его внутренним достоянием) ценностных, нормативных и мотивационных ориентациях, которыми руководствуются граждане в своей жизни и в оценке деятельности государственно-управленческих структур. Во-вторых, акцент переносится на уровень культуры властвования, характеризующий отношение государственно-управленческих структур, институтов к членам общества. Это, прежде всего, ценности и основанные на них нормы, определяющие характер и границы властного воздействия на граждан; уровень соответствия фактического функционирования власти нормативному должному. В-третьих, выполнение важнейшей миссии человека: привести мир в порядок, внести в него лад, гармонию, восстановить нарушенное единство мироздания, распавшуюся связь времен, ценность человеческой души, преодолеть разрыв
между человеком и природой, поднять ее стихийное развитие на уровень управляемой эволюции.
Обеспечение социального порядка ориентировано на поддержание стабильности социальной системыкак важнейшего фактора сохранения государственного суверенитета и унитарной формы государственного устройства Республики Беларусь.
Экономический порядокопределяет развитие производительных сил общества, модернизацию и реконструкцию реального сектора экономики, а также создание новых высокотехнологичных производств на основе современных достижений науки, технологий и менеджмента. Важнейшей ценностью экономического порядка является интеграция науки, образования и производства. Экономический порядок призван обеспечить динамику в направлении высокого уровня оплаты труда на основе новых и высоких технологий. Реальный источник роста благосостояния — это создание высокоэффективных производств, требующих соответствующего уровня образования и профессиональной квалификации. Большой вклад в решение этих задач могли бы внести хорошо подготовленные эксперименты, связанные с развитием альтернативной экономики, направленные на комплексное решение триединой задачи: чистое и дешевое продовольствие, недорогая и возобновляемая энергия, экологически безопасная среда обитания человека. В качестве таких пилотных проектов способны выступить многофункциональные экосистемы, технопарки и технополисы.
Социальное равенство— один из основных идеалов демократического общества. Оно характеризует положение индивидов, социальных групп и слоев в обществе, обеспечивает одинаковое отношение к средствам производства, равные гражданские права, равные возможности доступа к социальным и культурным ценностям, ресурсам, необходимаv. для достойного существования.
Ценности свободыобеспечивают возможность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, на основе принципа верховенства права, сообразуясь с ценностными установками общества. Реализация этой ценности в обществе должна обеспечивать свободное развитие каждого человека как условие свободного развития всех членов общества.
Социальное развитиепредусматривает решение актуальных демографических, национальных, миграционных и образовательных проблем, важнейшими из которых являются воспроизводство трудовых ресурсов и подготовка конкурентоспособных кадров на рынке труда. В белорусском обществе должны быть созданы необходимые политические, экономические и социокультурные условия, которые позволили бы обеспечить всестороннее развитие личности, формирование ее гражданских, нравственных и профессиональных качеств. В докладах ООН "О человеческом развитии" подчеркивается, что человеческое развитие есть процесс расширения возможностей выбора. Параметры выбора меняются со временем, но бесспорным является формирование физических возможностей человека — долгая здоровая жизнь, знания и навыки, и тот результат, который из этого можно извлечь для досуга, продуктивной деятельности и активной культурной, социальной, политической жизни.
Идеология белорусского государства, содержание которой составляют базисные ценности, включает основные идеологические взгляды, коренящиеся в социальной памяти — особом социальном механизме, эталонах поведения, проверенных временем и соответствующих идеалам белорусского общества. Этот механизм обеспечивает связь между современными образцами деятельности и поведения людей (во всех сферах — экономической, политической, социальной, культурной) и образцами, сложившимися на предыдущих этапах развития общества,
закрепленных в традициях, культуре, менталитете, самобытности, историческом прошлом нашего народа. Ретроспективный анализ нашего Отечества позволяет учесть уроки прошлого и представить реальные перспективы развития белорусского общества. Необходимо осознание того, "что это наша земля, что это наш народ, что мы здесь веками, тысячелетиями жили. У нас своя вера. <...> Мы эту землю должны защитить и передать своим детям. Вот такая житейская идеология"*. В основе ее лежат базисные ценности личности. При этом следует отметить, что базисные целевые ценности общества и личности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перспективы развития белорусского общества и государства зависят от ценностных ориентации всех социальных групп общества и их реализации в общественных отношениях. Важнейшими социальными институтами, формирующими ценностные ориентации граждан, являются семья, национальная система образования, молодежные организации, политические партии, референтные группы, средства массовой информации и др.
Базисные ценности личности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей, соотнесения их с окружающей средой обитания. В систему базисных ценностей личности могут входить:
• мировоззренческие ценности (гражданственность, гуманизм, патриотизм, коллективизм, социальная справедливость, веротерпимость);
• смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
• общественного признания (трудолюбие, профессионализм, социальный статус и т. д.);
• универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация и т. д.);
• межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, взаимопомощь, социальная опека);
• демократические (свобода слова, совести, государственный суверенитет, уважение прав человека и законов государства и т. д.}.
При этом общечеловеческие ценностные ориентации исходят из духовно-нравственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни. Свободы и достоинства признаны высшей общественной ценностью, "мерой всех вещей". И поэтому вполне закономерно, что ООН делает акцент на так называемом развитии человеческого потенциала. В качестве его оценки применяется индекс развития человеческого потенциала. Его главные показатели — ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности среди взрослого населения, уровень доступности образования, валовой национальный продукт на душу населения по паритету покупательной способности.
В соответствии с концепцией идеологии общественного развития в основе которой находятся базисные ценности, могут разрабатываться программы деятельности институтов образования и воспитания, субъектов хозяйствования и органов управления различных уровней, а также общие и целевые государственные программы.
Государственная программа— это установление того, какие цели государства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Республике Беларусь такой целевой программой может являться программа становления эффективного государства, устойчивого общественного развития.
О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003. С. 30.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Мировоззренческая основа
Базисные целевые ценности общества |
Базисные ценности личности |
• Ценности социального порядка,
придающие стабильность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государство во имя всеобщего блага.
• Ценности экономического порядка,определяющие равенство и разнообразие форм собственности, их эффективность, справедливость; стабильность; социальное партнерство.
• Ценности равенства,обеспечивающие равные условия и возможности для всех.
• Ценности свободы,ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества.
• Ценности социального развития,ориентирующие, на развитие человеческого потенциала.
• Нравственный идеал -
представления о нравственном совершенстве, высший моральный образец.
• Общественный идеал —
представления о наиболее совершенном общественном строе, соответствующие социальным, экономическим и политическим интересам общества.
• Социальный идеал —
представления о совершенном состоянии социальных объектов, отражающие наиболее значимые ценности данной культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида, социальных групп, классов, общества.
• Мировоззренческие(гуманизм, патриотизм, коллективизм).
• Смысложизненные
» (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни).
• Универсальные(жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация и т. д.).
» Общественного признания(трудолюбие, социальное положение и т. д.).
• Межличностного общения(честность, бескорыстие, доброжелательность).
• Демократические(свобода слова, совести, национальный суверенитет и т. д.).
Макроэкономические |
Социальные |
Институциональные
Структурные элементы
И приоритеты
Мировоззренческая основа
Национальная идея
Национальная идея составляет мировоззренческую основу развития общества, отражает цель развития; определяет основные пути и способы достижения целей развития.
Причем содержательная наполняемость приоритетов социально-экономического развития страны меняется с учетом его конкретно исторического среза в контексте цивилизационного процесса. Основными приоритетами социально-экономического развития Беларуси на данном этапе, как справедливо отмечают белорусские ученые М. В. Мясникович и П. Г. Никитенко, можно считать*:
• макроэкономические приоритеты (создание условий для устойчивого развития);
• институциональные приоритеты (изменение роли человека в экономике; формирование базовых институциональных основ рыночного развития; преобразование отношений собственности; формирование социально-экономических механизмов, обеспечивающих: а) специфицированность (четкость и определенность) прав собственности; б) минимизацию величины трансакци-онных издержек; в) свободу оборота прав собственности);
• социальные приоритеты (воспроизводство человека как личности, способной к эффективному труду и рациональному материальному потреблению; укрепление семьи как базового социального института; оптимизация социальной структуры; решение демографических проблем; повышение жизнеспособности социума в целом; развитие нематериальной сферы производства, науки, образования, спорта, туризма, других видов услуг как экономических продуктов).
Основным инструментом (орудием) реализации данных приоритетов выступает государство. Вокруг этой проблемы идут многочисленные спора высказываются различные позиции. В частности, долгие годы был популярен лозунг «минимального государства». В течение последних двадцати лет на этих позициях стоял и Мировой банк. Однако в 1997 году он пересмотрел свои подходы, заявив, что государство не должно быть ни «минимальным», ни «максимальным», оно должно быть эффективны/и.
Эффективное государство — это важнейший институт управления, который обеспечивает динамичное и устойчивое развитие гражданского общества, его общественных институтов на основе демократических принципов и целевых социально значимых программ.
Основные черты эффективного государства:
• экономические основы: разнообразие и равенство форм собственности (индивидуальной, семейной, партнерской, коллективно-долевой, акционерной и т. д.); социально-ориентированная рыночная экономика; обеспечение высокого уровня и качества жизни населения; устойчивый и неуклонный подъем темпов роста ВВП и конкурентоспособности национальной экономики; развитая рыночная инфраструктура;
• политические основы; территориальная целостность и суверенитет страны, ее интегративной национальной безопасности (политической, экономической, военной, экологической, информационной и т.д.), правовая государственность, утверждение прав и свобод граждан, ограничивающих власть государства и обеспечивающих автономию личности, возможность реализации индивидуальных и групповых целей в рамках закона. Четкая соизмеримость управленческих действий всех органов власти и самоуправления с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов (человеческих, природ-
* Наука — народному хозяйству / НАН Беларуси. Мн.: Аналитический центр НАМ Беларуси, 2002. С. 26-27.
ных, финансовых, материально-технических, социокультурных); высокоразвитая система неполитических, негосударственных общественных отношений и организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управленческих процессах и контроль с их стороны за деятельностью государства; духовно-нравственные основы: нравственные нормы (предполагающие уважение к собственности, бережливость, индивидуальную ответственность, трудовую активность и т. д.), гражданское сознание и культура; развитые формы общественных и межличностных взаимоотношений (цивилизованный рыночный порядок, верховенство естественного права, сохранение правового демократического государства], обеспечение стабильности, устойчивости и динамизма воспроизводства социального опыта, традиций, менталитета и иерархии, ценностей белорусского народа при уважении ценностных ориентации других народов и достижений мировой культуры. Базисные ценности общества: ценности социального и экономического порядка, равенства, солидарности; свободы социального развития. Базисные ценности личности: мировоззренческие; смысложизненные; общественного признания; универсальные; межличностного общения; демократические.
Сапелкин Евгений Петрович
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(ПРОЕКТ)
Ответственней за выпуск А.П.Аношко
Технический редактор К.Г.Страусов
Корректор Е. В. Тузова
Сдано в набор 29.10.03. Подписано в печать ЗС I .'3
Бумага офсетная. Формат 60x84/8.
Гарнитура тип Футура. Печать офсетная,
Усл. печ. л. 3,2. Уч.-изд. л. 1,6
Тираж 100 экз. Заказ 293
Издательство УП «Технопринт», ЛВ № 380 от 28.04.9v
Отпечатано в типографии УП «Технопринт», ЛП № 203 от 260:.03
220027, Минск, пр-т Ф. Скорины, 65, корп. 14, оф. 215, тел./факс 231-86-93
УДК 37.017(476) ББК 66.3(4 Бен)3
© Гребень В. А., Ермолицкий М. А., Сапелкин Е. П., составление, 2003 © Оформление УП «Технопринт», 2003
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (ПРОЕКТ)
Актуальность проблемы:неослабевающий общественный интерес к идеологическому обеспечению процессов формирования эффективного центрально-европейского государства — молодой и суверенной Республики Беларусь, требующий теоретико-концептуального осмысления и обоснования, актуализирует данную проблему.
Цель проекта:разработка идеологии устойчивого общественного развития Республики Беларусь.
Теоретико-методологическое обоснование:анализируя и обобщая многообразные теоретические концепции, нами предпринята попытка объяснить и рассмотреть идеологию белорусского общества и государства:
• во-первых, как мировоззрение,содержание и основу которого составляет система политических, экономических, социальных, базисных ценностей общества и личности, социальные концепции и теории;
• во-вторых, как цель деятельноститой или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), которая побуждает людей стремиться к ее достижению;
• в-третьих, как интегративная политико-экономическая и социальная программа,определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства устойчивого развития.
Исходя из этого, идеологию можно рассматривать как мировоззрение, главное содержание которого составляет система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие пути и средства достижения цели.Идеология — это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунной системой для живого организма.
Сущность и значение идеологии рассмотрены в содержательном тезаурусе понятийной системы знаний гуманитарных и естественных наук. Исходным основанием авторской концепции является философское миропонимание. Теоретической и методологической основой явилось применение методов диалектики, системного анализа, социального проектирования и прогнозирования исследуемой проблемы, методов исторической реконструкции, компаративного анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по идеологии, их последователей и оппонентов. Государственная программа— это установление того, какие цели государства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Республике Беларусь такой целевой программой может являться программа становления эффективного государства устойчивого общественного развития.