Ответственность судей за ненадлежащее исполнение обязанностей и участников процесса за ложные показания.
9.
9.1 В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (VIII, 21).
9.2
1. Законами защищалась собственность всех варн (ст.40 гл.VIII). Рабы не могли быть собственниками, поскольку сами считались вещью (ст.417 гл.VIII)[viii]. ). Сословное положение преступника, как правило, не имело значения. Одной из целей законов Ману была охрана общественного порядка. Она достигалась путём установления наказания за оскорбление словом. Оно зависело от варновой принадлежности преступника и потерпевшего и варьировалось от штрафа различной суммы до телесных наказаний и членовредительства (ст.267-278 гл.VIII). В зависимости от варновой принадлежности преступника наказание могло быть альтернативным. Например, изнасилование каралось телесным наказанием (ст.364 гл.VIII) или отрезанием 2 пальцев вместе с уплатой штрафа (ст.367 гл.VIII).
2.
3. При рассмотрении учитывался мотив преступления, время, место совершения, способ и состояние виновного. Отягчающими обстоятельствами были преступления, совершённые ночью, умышленно, с применением насилия или причинением ущерба (ст.276 гл. IX)[ix]. Смягчающими обстоятельствами являлись: отсутствие умысла (неосторожность) на совершение преступления или если деяние совершал ребёнок, старик, беременная женщина (ст.126,220-231,262,263,341 гл.VIII, ст.239 гл.IX[x]). Царю предписывалось решать дела по справедливости, в противном случае его могли изгнать вместе с родственниками из страны и даже казнить (ст.19,302-309 гл.VIII)[xi].
4.
9.3
Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, "заслуживающим доверия", предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем, и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. "Особую ценность свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся "насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом". Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии - испытания огнем и водой, применялись пытки.
9.4
Законы Ману регулировали отношения участников судопроизводства. За лжесвидетельство и неверное правосудие вина делилась между виновным, царём, лжесвидетелем и всеми судьями. Но если осуждённый виновен, грех был только на нём (ст.18,19 гл.VIII). Исходя из смысла ст.74 гл.VIII, за лжесвидетельство полагалась конфискация, также оно запрещалось многими религиозными нормами (ст.75,82,88-90,94,98-100 гл.VIII). Однако из благочестивых побуждений обман на суде поощрялся (ст.103,104 гл.VIII). Если впоследствии открывался обман, ложное решение отменялось, лжесвидетель подлежал штрафу в зависимости от побуждений (ст.117,120,121 гл.VIII), затем изгонялся. Брахман – только изгонялся.
Письменная часть практикума:
1. Охарактеризуйте особенности правового статуса представителей различных варн:
№ | Название варн | Виды знаний | Номера глав и статей |
Брахманы | Служение Богам, священное право толкования книг, представление всех дваждырожденных в суде | Глава 8, 20 | |
Кшатрии | Защита населения, управление людьми, военные походы | Глава 7, 140 144 | |
Вайши | Ремесленники,земледельцы | ||
Шудры | Низшая каста - слуги, прислуживание другим варнам |
2. Представьте в виде схемы способы приобретения имущества представителями различных варн (гл. 10 ст. 115).
Способы приобретения имущества представителями различных варн. (X – 115, «Существует семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение [милостыни] от добродетельных.
Варна | Для всех возможен | Возможен для опр. варны |
Брахманы | Наследование, получение в дар, покупка | Получение милостыни |
Кшатрии | Завоевание | |
Вайшьи | Ростовщичество, исполнение работы | |
Шудры |
3. Перечислите основания признания договора недействительным, указав номера соответствующих глав и статей.
3) –договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
VIII, 163 – если договор заключен пьяным, безумцем, рабом, стариком, ребенком.
VIII, 164 – соглашение, заключенное вопреки закону или обычаю (даже если с док-вами)
VIII, 165 – обманный залог, продажа, дарение
VIII, 168 – все, что получено/подписано по принуждению
VIII, 199 – дарение или продажа НЕ собственником.
4. Представьте в виде схемы отношения супругов (личные и
Имущественные)
Отношения супругов | |
Личные | Имущественные |
Жена находится в зависимости от мужа, он должен ее охранять, оберегать от дурных наклонностей, так как к самостоятельности женщина не пригодна, а необерегаемые женщины приносят горе двум семействам и нечистое потомство (IX, ст 2-7,9,11) Женщина должна и сама охранять себя и не совершать шести действий, порочащих ее (в числе которых оставление мужа, проживание в чужом доме) (IX, ст 12,13) Если жена думает что-то порочное про мужа, то следует очистить грех прочтением священного текста (IX, ст 20,21) Женщина, выходя замуж, приобретает качества мужа (IX, ст 22) Жена является главным лицом в вопросах рождения и воспитания детей, повседневной рутины (IX, ст 27) Потомство, священные обряды и телесное наслаждение зависят от жен (IX, ст 28) Ни вследствие продажи, ни оставления жены мужем она не освобождается от него, т.е. никогда не сможет стать законной женой нового хозяина (IX, ст 46) При опасности прекращения рода, женщина, уполномоченная мужем или после его смерти его родственниками, может приобрести потомство от деверя или другого мужа (IX, ст 59) Женщина-вдова не должна быть вручаема другому мужу, вручающие могут нарушить вечную дхарму (IX, ст 64) Если муж умирает после договора о браке, то на девушке женится деверь (IX, ст 69) Даже взяв девушку законным образом, муж может бросить ее, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную обманом (IX, ст 72) Жене следует ждать мужа 8 лет (если у него паломничество), 5 лет (если учение или слава), 3 года (если ушел к другой) (IX, ст 76) Муж должен терпеть ненавидящую его жену год, затем может забрать все то, что подарил жене (детей, украшения и т.д.) и прекратить сожительство (IX, ст 77) Жена, которая выказывает неуважение к мужу, преданному дурной страсти, пьянице или больному, должна быть удалена на три месяца и лишена украшений и утвари (IX, ст 78) Но если она ненавидит безумного, изгоя, импотента, бесплодного, пораженного ужасной болезнью, то лишения не полагается (IX, ст 79) При приверженной ко всему дурному жене может быть взята другая (IX, ст 80) Если жена не рожает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рожает мертвых детей – на десятом, если грубая с мужем – сразу (IX, ст 81) Но если жена ласковая, то только с ее разрешения (IX, ст 82) Если жена, когда взята другая, уходит из дома, она должна быть заточена или изгнана при родственниках (IX, ст 83) Если дваждырожденные берут жен из своей и других варн, то условия и отношение к ним должны соответствовать порядку варн (IX, ст 85) Личное услужение мужу и обряды следует исполнять жене того же происхождения (IX, ст 86) | ?? Сын принадлежит мужу (IX, ст 32) Мужу в отъезде следует обеспечить жену средствами к существованию, иначе она может согрешить (IX, ст 74) Если муж обеспечил жену, то она должна держать себя в строгости, если не обеспечил – можно заняться непредосудительными ремеслами (прядение, вышивание) (IX, ст 75) Муж должен терпеть ненавидящую его жену год, затем может забрать все то, что подарил жене (детей, украшения и т.д.) и прекратить сожительство (IX, ст 77) Муж должен всегда содержать жену (IX, ст 95) |
Муж, [даже] чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог (V, ст 154)
У женщины может быть только один муж. Вторые браки и рожденное в них потомство не признается, так как «высочайшая дхарма предписана для жен, имевших только одного мужа» (V, ст 157,158,162,163)
Женщина-вдова не должна быть вручаема другому мужу, вручающие могут нарушить вечную дхарму (IX, ст 64) При этом вдовец может вновь совершить брачный обряд (V, ст 168,169)
5. Приведите примеры конкретных составов преступлений по Законам Ману:
8 глава
Объект преступления: Оскорбление кшатрия
Состав преступления: оскорбляет брахман, вайшия, шудры, полагается штраф
Статья:: 268
Объект преступления: оскорбление брахмана
Состав преступления: Оскорбляет кшатрий (штраф) или шудра (телесное наказание)
Статьи: 267
Объект преступления: Оскорбление дваждырожденных
Состав преступления: Оскорбляет член той же варны -двойной штраф, однорожденный – отрезание языка
Статьи: 269, 270
Объект преступления: Оскорбление имени и происхождения
Состав преступления: раскаленный стержень в уста длинной в 12 пальцев
Статьи: 271
Объект преступления: Надменное поучение брахманов их дхарме
Состав преступления: Поучающим в уши вливают кипящее масло
Статьи: 272
Объект преступления: Оскорбление другого человека, матери отца, жены, гуру
Состав преступления: обзывание кривым и хромым, не уступающий дорогу
Статьи: 273-274
Объект преступления: Порча имущества и вещей
Состав преступления: При порче имущества нужно возместить его, при порче кожи или изделий из кожи, дерева, глины- штраф в пятикратном размере.
Статьи: 288-289
Объект преступления: Убийство человека или скота возницей
Состав преступления: если столкнется со скотом или другой повозкой, то при убийстве человека его вина приравнивается к вору, при убийстве крупного скота – половине, мелкого скота -200, за красивых птиц – 50, за осла, коз, овец –пять, за собаку или свинью - один.
Статьи: 293-298
Объект преступления: Кража вещей, зерна, порча вещей
Состав преступления: штраф в 1, возвращение вещей – веревка, сосуд, место получение воды, наказание за кражу зерна зависит от размеров украденного, телесное наказание.
Статьи: 319-322
Объект преступления: Похищение родовитых людей, драгоценных камней и крупных животных, пряжи, оружия, утвари, рыб и птиц, еды, спиртных напитков, цветов
Состав преступления: различные штрафы, смертная казнь, лишение той яасти тела, которая нужна для совершения преступления.
Статьи:323-339
Объект преступления: Человек
Состав преступления: насилие
Статьи: 344-347
Объект преступления: женщина
Состав преступления: прелюбодеянии, обесчестие,вплоть до смертной казни
Статьи:
352-385
Глава 10
Объект преступления: убийство брахмана и т.п
Состав преступления: убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру. Телесное и денежное наказание. Изгои
Статьи: 232-245
Объект преступления: чужое имущество, имущество царя, плотина, вода в пруду
Состав преступления: разрушение плотины, кража воды из пруда, слонов,лошадей, колесницы, лишение конечностей, смертная казнь.
Статьи: 274-281
В 11 главе содержится описание, что случится с человеком, если он совершит преступления (силами свыше) и то, как ему очиститься.
6. Виды наказаний (по варнам)
№ п/п | Варна | Виды наказаний | Номер статьи |
1. | Брахман | 1.Лешение брахманства 2. низвержение в ад 3.штраф 4.отнятие части тела 5.обритие 6.аскетические подвиги 7.покояние | 1.г.3 ст.17, 2. г.3 ст.17, 3.г.8 ст.268,г8.ст.338 378,г.11.ст 128,130, г.9.ст.240 4.г8.ст.338, 5.г.8. ст.379 6.г11.ст101 7.г11.ст.129,130 |
2. | Кшатрии | 1.штраф 2.уплата долга работой | 1.г8.ст.267,337, 375,г.9.ст.240 2.г9.ст.229, |
3. | Вайшьи | 1.штраф 2.уплата долга работой | 1.г8.ст.267,268,337 2.г9.ст.229, |
4. | Шудры | 1. Телесные наказания 2. Штраф | 1.г.8 ст. 267 2. г.8 ст. 268,337, г.9 ст.229 |
7. Приведите основания проигрыша дела:
Все статьи в 8 главе
Истец проигрывал, если:
Статьи 53-57
Указывал не на того свидетеля
Если, при заявлении, что свидетели есть, не указал их по требованию суда
Противоречил своим показаниям
Не мог повторить сказанного ранее
Если, при отсутствии свидетелей со стороны истца, ответчик успешно проходил испытание шпионами – 182, 183
Ответчик проигрывал, если:
Был изобличён тремя свидетелями - 60
Не мог оправдаться в течении полутора месяцев после обвинения – 58
Если, при отсутствии свидетелей со стороны истца, ответчик проваливал испытание шпионами – 182, 184
Истец или ответчик проигрывали если:
Лживо отвергали или настаивали на иске - 59
Разговаривали со свидетелями во время заседания - 55
Если свидетельское большинство было не на их стороне – 73
III Терминология
Арташастра- древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья — главный советник императора Чандрагупты Маурьи.
Брахма- одно из трех главных индуистских божеств (Брахма, Вишну, Шива). Входит в состав тройственного божественного образа Тримурти.
Брахман- жрец в Древней Индии, относился к высшей касте.
Слава-секс.
Вайшья- представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Варна - в Древней Индии четыре основных сословия-касты. Члены первых трёх варн — брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными.
Веда - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
Гуру - учитель, духовный наставник; властитель дум
Дваждырожденные - термин, которым в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи), прошедших (обычно в возрасте 8 — 12 лет) обряд упанаяна. В традиционном индуистском обществе упанаяна символизирует второе рождение и даёт право участвовать в ритуалах.
Дхарма- совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка
Дхармашастра - древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.
Дхармасутра- древнейшие индийские законники, относящиеся еще к ведийской литературе
Каста- в странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов
Кшатрий- одна из варн, к которой относились воины и правители
Ману - это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа.
Сутра- в брахманизме сборники афоризмов, формулирующих квинтэссенцию знаний в той или иной области, создание которых приписывается, как правило, авторитетным легендарным личностям; в буддизме — высказывания, приписываемые Будде
Шастра- вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях, в частности, в буддизме; комментарий к сутре.
Шудра - самая низшая из четырех ван - слуги.
[i] Там же. С.68.
[ii] Там же. С.94.
[iii] Там же. С.119.
[iv] Там же. С.46.
[v] Там же. С.46, 138.
[vi] Там же. С.116.
[vii] Там же. С.68.
[viii] Там же. С.21, 102.
[ix] Там же. С.118.
[x] Там же. С.91-99, 116.
[xi] Там же. С.80, 96.