Вторым фактором, определяющим тенденции общественного и культурного развития, можно назвать рост взаимозависимости человеческогосообщества.

Следствием всего этого стала растущая интенсификация обмена культурными ценностями. В результате расширившегося взаимодействия национальных и региональный культур возникла качественно новая ситуация. Стали все очевиднее складываться мировая культура, общий фонд цивилизации. Для завершения этого процесса потребуются многие десятилетия, если не столетия. Но первичные контуры такого фонда налицо. Есть все основания говорить об общепризнанных достижениях мировой литературы, изобразительного искусства, архитектуры, науки, производственных знаний и умений. Все это способствует тому, что человечество во все большей степени осознает себя мировым сообществом.

Взаимозависимость проявляется еще и в том, что наряду с достижениями культуры различных народов, все более широкое распространение находят и бытующие среди них отрицательные явления.

Третьим фактором, который во многом определяет тенденции общественного и культурного развития сегодня, является возникновение и обострениеглобальных проблем. Это проблемы, затрагивающие так или иначе все страны и народы, и решение также зависит от совместных усилий стран и народов.

В середине XX в. на планете появилась угроза омницида - тотального самоуничтожения мирового сообщества и жизни в результате ядерной и экологической катастрофы. Глобальные проблемы современности изучаютсяглобалистикой, рассматривающей проблемы человека и его будущего. В связи с этим широкое распространение получает моделирование будущего состояния и тенденций изменения глобальных проблем.

В 1968 г. возникло независимое сообщество ведущих ученых различных стран мира, получившее название Римский клуб. Периодически эта организация выступает с докладами, которые обращены ко всем правительствам и народам мира. Уже первые доклады произвели шокирующее впечатление.

В одном из последних докладов Римского клуба подчеркивается, что «никогда в истории человечество не сталкивалось со сталь многими угрозами и опасностями».

Колоссальный рост населения мира, которое каждые 4-5 дней увеличивается на 1 миллион человек, ведет к огромному увеличению спроса на энергию и сырье. Неконтролируемый рост населения обгоняет увеличение производства продовольствия. Тем более, что он происходит в местах, где уже сейчас имеется большая безработица и сильная бедность, а задача обеспечения миллионов людей новыми рабочими местами трудно выполнима.

Это касается, прежде всего, развивающихся стран, где население преимущественно молодое, что приведет к дальнейшему росту населения. К концу первой четверти XXI в. оно увеличится с 5 миллиардов до 8,5 миллиардов человек. Индустриально же развитые страны будут стоять перед проблемой медленного роста населения и проблемой старения. К середине будущего столетия они будут составлять менее 20% населения земного шара.

Важным фактором, который во многом определяет будущее культуры, является то, что уже сегодня происходят коренные изменения в сознании человечества. Их ключевым моментом является поиск целостного представления о человеке в контексте его естественной - на самом деле космической - среды обитания. Первым результатом данного поиска можно назвать формирование нового взгляда на мир, т.е. нового качества культуры.

а) Современное восприятие мира материалистично, формирующееся сегодня понятие материи приобретает новое значение и трактуется как совокупность упорядоченных потоков энергии, которые воздействую в своем течении друг на друга, порождая непредсказуемые процессы и автономно возникающие феномены.

б) Современное восприятие мира атомистично и фрагментарно. Оно полагает все предметы отделимыми друг от друга и от их окружения. Новый взгляд должен учитывать связи, существующие между всем, что происходит и когда-либо происходило. Он признает конструктивные связи между людьми и природой и даже между земным шаром и остальной Вселенной.

в) Современное восприятие мира характеризуется пониманием природы как огромной машины, состоящей из сложных и тонким, но заменяемых деталей. Новый взгляд трактует природу как организм с незаменяемыми деталями.

г) Современное восприятие мира возводит экономический рост в ранг вершины общественного прогресса. Новый взгляд исходно отталкивается от целого, состоящего из общественных, экономических и экологических компонентов.

д) Современное восприятие мира антропоцентрично. Оно выдает человека за властителя природы. Новый же взгляд полагает человека органической частью самообеспечивающейся и саморазвивающейся системы природы.

е) Современное восприятие мира европоцентрично. Оно рассматривает западные промышленный общества как парадигмы прогресса. Новый взгляд охватывает все многообразие человеческих обществ, считая их равнозначными образованиями.

3. Какова взаимосвязь СМИ и культуры?

СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два:

Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих “дурной вкус”.

Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ" и в значительно меньшей степени на форме "товар-рынок". С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество “под клиента”.

Принцип “под клиента” заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства. Однако массовому “клиенту” эти ориентиры не были понятны или даже знакомы.

Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на “прямое” воздействие”. Достаточно вспомнить о классическом принципе “хлеба и зрелищ”, обеспечивавшего социальный баланс на основе “прямого воздействия“ еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок.

Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст - господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом.

Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “сделайте мне красиво” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.).

На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой масс-культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции масс-культуры фактор рынка начинает играть все большую, а в конце концов основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.

4. Структура политической культуры

Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.

Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или ложными.

Политические убеждения по своей сущности являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.

Важную роль в формировании политических убеждений играютполитическиеценности – нравственные принципы, нормы и идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.

Устойчивость политическому сознанию политические традиции – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Каждый тип традиций имеет сильные и слабые стороны. Преимущество старых традиций в их способности сдерживать быстрые изменения, слабость – в преклонении перед прошлым опытом, отрицании новых подходов. Новые традиции в одних случаях отражают высокий динамизм культуры, а в других - дают возможность отказа от них под давлением обстоятельств.

Перевод политических представлений, убеждений, ценностей и традиций в плоскость их практической реализации осуществляется посредством политических установок и ориентаций.

Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях. Особым видом политических установок являются политические ориентации.

Политические ориентации – это установки, основанные на системном преставлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.

Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.

Политическое участие в бихевиоральной политологии определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функционирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов.

Культура политического поведения проявляется в степени, формах и способах участия граждан в электоральном процессе, в массовых политических акциях (митингах, демонстрациях, манифестациях, забастовках и т. п.), в деятельности политических партий и политизированных общественных организаций, в работе представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Она зависит от уровня образования личности, пола, возраста, принадлежности к тому или иному социальному слою общества, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений и т. п.

Политическая деятельность – это категория, которая характеризует активность политических институтов. Индивид настолько может заниматься политической деятельностью, насколько он включен в структуру того или иного политического института. Культура политической деятельности проявляется в традициях и стереотипах принятия и реализации политических решений, политического управления и администрирования, восприятия и разрешения социально-политических конфликтов.

СРС № 4

1.В чем сущность понятий индивид, индивидуальность, личность. Личностью рождаются или становятся?

Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

2.Работа со словарем

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм

Агенты социализации. - люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Ресоциализа́ция — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Десоциализа́ция — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде

Идентификация (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
В психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; формирование и обнаружение собственной идентичности (индивидуальности) В социологической и социально-психологической литературе термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражательное поведение, а с другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом, глубокую интериоризацию (освоение) нормы или образца.

3 Эссе на тему «Ваше мнение о социальной природе человека»

4 Социологические теории личности

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:
1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

5. В чем сущность ролевой концепции личности?

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х гг. XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.Социальная

роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личностив системе обществен-ных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего, согласно `правилам игры`, ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение -то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось `как надо`. Для этого существует целая система социального контроля -от общественного мнения до правоохранительных органов -и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполне-ние может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.

7.Социологическая структура личности по К.К. Платонову

Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и

деятельность.

Память — это система знаний, которые интегрировала личность в

процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой

отражение действительности в виде как определенной системы научного знания,

так и обыденных знании.

Культура личности представляет собой совокупность

социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе

практической деятельности.

Последняя есть реализация потребностей и

интересов личности. В широком смысле деятельность — это целенаправленное

воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта

деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта.

Субъектом деятельности во всех случаях является человек или

персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и

человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может

выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы

которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему.

Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения

личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои

социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е.

устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности

или социальной группы, социального института или социальной организации к

социальным ценностям общества.

Стереотипизация зависит от личности,

социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы

включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать

потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида

можно выделить две фазы — социальную адаптации и интериоризацию. Первая

означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к

ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях

жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям,

социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза,

интериоризация,— это процесс включения социальных норм и ценностей во

внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а

относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится

к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания

индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как

автономная по отношению к личности.

СРС №5

1.Дайте определения понятиям «общество», «государство» и «страна»

«СТРАНА, 1.Государство. 2.Местность, территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям.».

«ОБЩЕСТВО, 1.Совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни. Исторически конкретный тип социальной системы, определённая общественно-экономическая формация. 2.Круг людей, объединённых общностью происхождения, положения, интересов и т. п. 3. = Компания. 4.Среда, окружение. 5.Объединение людей, ставящих себе какие-л. общие задачи; организация».

«ГОСУДАРСТВО, 1.Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. 2.Страна с определённой формой политической организации.»

2.Работа со словарем

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.

Социальная Связь

- совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других.

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.

Социальная жизнь индивида трактуется как упорядоченная система взаимодействий индивидов, совокупность многочисленных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств их существования, реализацию интересов, ценностей, потребностей, в том числе и потребности в общении, установлении социальных контактов. В социологии, социальная жизнь - это социум.

Наши рекомендации