Муниципальный служащий и его правовой статус. Понятие и виды муниципального служащего
В статье 7 Закона об основах муниципальной службы муниципальный служащий определяется как гражданин России, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.
Основным признаком муниципального служащего является отнесение должности к муниципальной и исполнение обязанностей по этой должности. Данный признак отграничивает муниципальных служащих от других. Главным моментом в этом признаке является исполнение обязанностей на основании трудового договора, заключаемого гражданином с органом местного самоуправления. В связи с этим Закон не относит к муниципальным служащим: лиц, замещающих выборные муниципальные должности, правовой статус которых определяется другими законодательными актами; руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, поскольку муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий; лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещающих должности муниципальной службы.
Другим признаком муниципального служащего исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления на профессиональной и постоянной основе. Следующим определяющим признаком муниципального служащего является выплата ему денежного вознаграждения из средств местного бюджета за исполнение им обязанностей по муниципальной должности.
Таким образом, организационные, функциональные и финансовые признаки подчеркивают своего рода «привязанность» муниципальной должности и муниципального служащего к муниципальному образованию и органам местного самоуправления.
Используя различные основания (с учетом закона Московской области), муниципальных служащих можно классифицировать на следующие виды:
a) по характеру и объему полномочий: руководители – должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления: руководители органов и структурных подразделений местного самоуправления, их заместители; специалисты – лица обеспечивающие полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления: консультант главы муниципального образования, управления, отдела, службы, главный и ведущий специалисты и др.;
b) в зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
c) с учетом квалификационных разрядов:
- действительный муниципальный советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
- муниципальный советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
- советник Московской области 1, 2, 3-го класса;
- старший референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса;
- референт муниципальной службы 1, 2, 3-го класса.
Правовой статус муниципального служащего
Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.
Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность. Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии.
Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.
Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:
a) права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;
b) носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;
c) права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;
d) предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;
e) реализация прав и обязанностей гарантируется государством;
f) ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.
Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.
Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.
Служебные права и обязанности подразделяются на: общие для всех муниципальных служащих:
- относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);
- сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).
- специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.
Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:
- Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
- Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;
- Принимать решения в пределах своей компетенции;
- продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;
- Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;
- выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.
Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:
- Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;
- Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);
- Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;
- Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;
- Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;
- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.
Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается:
- Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления; - Состоять членом органа управления коммерческой организации;
- Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;
- Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;
- Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
- Принимать участие в забастовках;
- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;
- Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.
К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.
За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:
a) Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);
b) Административная – за совершение административных правонарушений;
c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;
d) Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.