Лекция 6. Понятие и признаки государственной и муниципальной должности

1. Понятие государственной и муниципальной должности

С понятием государственной службы тесно связано понятие государственной должности.

В словаре С.И. Ожегова должность понимается как служебная обязанность, служебное место.

В ином смысле должностьопределяется как учрежденная в установленном порядке структурная единица того или иного органа, учреждения, предприятия, организации или их структурных подразделений, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

Понятие особого вида должности – государственной – закрепляется в ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Исходя из такого определения можно выделить несколько признаков государственной должности, отличающих ее от любой другой:

1) государственной должности не может быть в иной государственной организации, помимо государственного органа (например, на предприятии, в учреждении) и в негосударственной структуре (например, в ООО);

2) такие государственные органы должны быть образованы в соответствии с Конституцией РФ;

1) полномочия по должности тесно связаны с кругом задач самого государственного органа, т. е. для данной должности установлен определенный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

2) за выполнение обязанностей по данной должности лицо получает денежное содержание, выплата которого осуществляется из средств соответствующих бюджетов;

3) лицо, занимающее государственную должность, несет ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей.

Третий признак государственной должности (связь полномочий по должности с компетенцией государственного органа) требует некоторых пояснений.

Итак, государственный орган – это коллективный субъект управления, и хотя деятельность по выполнению им своих функций и ведется непосредственно от лица самого органа, но осуществляется она служащими, состоящими в его штате. Наименование, место, роль, порядок подчиненности должностей закрепляются в штатном расписании; непосредственные задачи, функции, совокупность прав и обязанностей, ответственность, характерные для той или иной должности, регулируются должностными инструкциями. На основании этих документов формируется строго иерархичная и по возможности понятная система должностей того или иного государственного (либо муниципального) органа.

Однако следует отметить, что не каждое должностное лицо осуществляет задачи государственного или муниципального органа: лица, занимающие некоторые должности, выполняют сугубо организационные функции. Например, работники отдела кадров или бухгалтерии Комитета РФ по рыболовству непосредственно не осуществляют государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, хотя их деятельность и помогает Комитету в реализации возложенных на него задач.

Или, например, член Совета Федерации вправе иметь до 5 помощников, работающих на основе трудового договора. Если такой помощник работает на постоянной основе, он является государственным служащим категории «Б» и на него распространяется действие ФЗ «Об основах государственной службы». Если он работает на принципах совместительства, то государственным служащим он не является и его правовое положение тогда во многом определяется Трудовым кодексом, а вышеуказанный Закон на него не распространяется.

Понятие муниципальной должности дано в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Как и понятие муниципальной службы, более конкретное понятие муниципальной должности может быть дано в законодательстве субъектов РФ. Например, в Законе «О муниципальной службе в районах г. Москвы» муниципальная должность определяется как должность, предусмотренная Уставом г. Москвы и Законом г. Москвы «О районной Управе в г. Москве», с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий Управы по решению вопросов местного значения, ответственностью за исполнение этих обязанностей и денежным содержанием, выплачиваемым за счет средств бюджета г. Москвы, а в случае принятия в установленном порядке бюджета района – из бюджета соответствующего района г. Москвы.

Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности глав управ, в порядке, установленном законодательством г. Москвы, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы в районах г. Москвы (далее – муниципальные должности муниципальной службы) – помощник, советник главы Управы. Муниципальная служба на этих должностях ограничивается сроком, на который избирается глава Управы.

Для исполнения и обеспечения полномочий Управы согласно Реестру муниципальных должностей муниципальной службы ее главой учреждаются муниципальные должности муниципальной службы. На основании Реестра муниципальных должностей муниципальной службы формируются также штатные расписания администраций районов в соответствии с примерной структурой администрации района, утверждаемой мэром Москвы.

Муниципальная служба на муниципальных должностях первого заместителя главы Управы, заместителя главы Управы, управляющего делами Управы ограничивается сроком, на который избирается глава Управы.

В целях технического обеспечения деятельности управ, а также в случаях иной необходимости в штатные расписания администраций районов могут включаться должности, не относящиеся к муниципальным должностям муниципальной службы.
Соответственно, признаками муниципальной должности являются:

1) должность должна быть предусмотрена Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ либо органами местного самоуправления;

2) для данной должности характерен определенный круг обязанностей;

3) полномочия по муниципальной должности направлены на решение вопросов местного значения;

4) за ненадлежащее осуществление этих полномочий муниципальный служащий несет ответственность.

2. Классификация государственных и муниципальных должностей

Как и государственная (муниципальная) служба, государственная (муниципальная) должность может подразделяться на различные виды, при этом используются разнообразные критерии деления. Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ», например, выделяет несколько видов государственных должностей.

Должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», – государственные должности категории «Б».

Должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, – государственные должности категории «В».

Должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, ранее входившие в понятие государственной должности, ныне с момента принятия ФЗ «О системе государственной службы РФ» (27 мая 2003 г.) к государственным должностям не относятся. К таким должностям отнесены Президент РФ, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др. Такая государственная должность признается государственной должностью категории «А». Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории «А», определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наши рекомендации