Отрывок из текста Декларации и Конституции СССР 1924 г. и комментарий юриста, профессора П. Гронского (1924).

Текст Декларации и Конституции: ... Доступ в Союз открыт всем социалистическим со­ветским ресцуоликам как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... Новое союзное государство... по­служит верным оплотом против мирового капитала и но­вым решительным шагом по пути объединения трудящих­ся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.

... Ст. 4. Обеспечено право свободного выхода из Союза примкнувших к нему республик.

Точка зрения профессора П. Тройского: СССР не представляет из себя настоящего, постоянно­го социального и правового организма, состав его текуч... Стоит лишь жителям Борнео, Мадагаскара или Залуланда установить советский строй и ... эти новые республики принимаются в Союз Советских Социалистических Рес­публик.

СССР в любой момент по взаимному соглашению его членов может перестать существовать... и все обязательст­ва, им на себя взятые, останутся без исполнителя. Участ­ники СССР и его руководители заранее подготавливают для себя возможность объявления в любой момент поли­тического банкротства.

Ст. 3-я Союзной конституции заявляет, что «каждая отдельная союзная республика осуществляет свою госу­дарственную власть самостоятельно. Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик». Чего, казалось бы, лучше. Однако ст. 19-я гласит: «Все декреты, постановле­ния и распоряжения, издаваемые союзным ЦИК, обязате­льны к непосредственному исполнению по всей террито­рии Союза ССР».

Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа, находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии.

СССР, как нетрудно убедиться, не является ни феде­рацией, ни государством. Всякое государство вырастает из национального корня, а Советское государство вы­росло из стремления к интернациональному объедине­нию.

6.Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому (19 мая 1922 г.).

Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу пи­сателей и профессоров, помогающих контрреволюции.

Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки....

Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменный отзыв и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий....

Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.

Поручить все это толковому, образованному и акку­ратному человеку в ГПУ.

... Питерский журнал «Экономист»... это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В номере 3-м ... напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все – законнейшие кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Ан­танты, организация ее слуг и шпионов и растлителей уча­щейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «во­енных шпионов» изловить и излавливать постоянно и сис­тематически и высылать за границу.

7.Из резолюции XII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.)....Окончательно ликвидировать партии эсе­ров и меньшевиков как политические факторы, (применять репрессии) к мнимобеспартийной буржуазно-демократи­ческой интеллигенции.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1.Проанализируйте материалы документа № 2. На приме­ре экономики московского региона покажите характерные черты нэповской системы хозяйствования (в промышлен­ности, торговле, финансовой сфере). Какие отрасли про­мышленности и городского хозяйства получили приори­тетное развитие? Почему? Какие мероприятия были осуще­ствлены с целью поднятия эффективности производства? Какая роль отводилась местным органам власти и управле­ния (МСНХ, Моссовет)? Охарактеризуйте соотношение государственного и частного сектора в промышленности и торговле Москвы. Каким образом оно изменялось? С чем это было связано? Попытайтесь оценить положение мос­ковских рабочих в 1920-е годы. Чем, по Вашему мнению, был вызван рост безработицы? Какие характерные черты политического режима в СССР проявились в 1920-е годы?

2.Прокомментируйте документ 3. Что представляла со­бой оппозиция 1923-1927 гг.? Назовите ее лидеров, охарак­теризуйте их взгляды на первоочередные задачи развития страны и ситуацию в ВКП(б). Как сложилась их судьба?

3.На основании документов 4 и 5 охарактеризуйте по­зицию Русской Православной Церкви по вопросу о помо­щи голодающим в 1921-1922 гг. Каковы действительные причины изъятия большевиками церковных ценностей в начале 1920-х гг.?

4.На каких условиях желающие государства могли войти в состав СССР (документ 6)? Почему профессор Гронский считал, что Советское государство в любой мо­мент может стать политическим банкротом? Подтвердите текстом Конституции. Какие идеи, заложенные в фунда­мент образования СССР, не выдержали испытание време­нем и почему?

5.Прочитайте документы 7 и 8. Какие выводы об осо­бенностях политического развития страны в условиях нэ­па можно сделать на основании приведенных текстов? Ка­кую позицию занимал В.И. Ленин по вопросу о характере необходимого политического режима?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Как повлияли крестьянские выступления и Крон­штадтское восстание на экономическую политику Со­ветского правительства?

2. Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа?

3. Каковы главные причины свертывания НЭПа и пере­хода к чрезвычайным мерам к началу 1930-х годов? Право­мерно ли говорить об уроках НЭПа для современного пери­ода развития России?

4. Как проходило возрождение кредитной и банков­ской системы в 1920-е годы? Охарактеризуйте сущность денежной реформы в годы нэпа.

5. В каком направлении происходила эволюция поли­тического режима в СССР в 1920-е годы? С чем это было связано? Свое мнение обоснуйте.

6. Что представлял собой сталинский проект «автономизации» советских республик? В чем его отличие от ле­нинского плана объединения республик? На каких прин­ципах был образован в 1922 г. СССР?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ

Таблица 1

Наши рекомендации