Отрывок из текста Декларации и Конституции СССР 1924 г. и комментарий юриста, профессора П. Гронского (1924).
Текст Декларации и Конституции: ... Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским ресцуоликам как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... Новое союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитала и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.
... Ст. 4. Обеспечено право свободного выхода из Союза примкнувших к нему республик.
Точка зрения профессора П. Тройского: СССР не представляет из себя настоящего, постоянного социального и правового организма, состав его текуч... Стоит лишь жителям Борнео, Мадагаскара или Залуланда установить советский строй и ... эти новые республики принимаются в Союз Советских Социалистических Республик.
СССР в любой момент по взаимному соглашению его членов может перестать существовать... и все обязательства, им на себя взятые, останутся без исполнителя. Участники СССР и его руководители заранее подготавливают для себя возможность объявления в любой момент политического банкротства.
Ст. 3-я Союзной конституции заявляет, что «каждая отдельная союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик». Чего, казалось бы, лучше. Однако ст. 19-я гласит: «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые союзным ЦИК, обязательны к непосредственному исполнению по всей территории Союза ССР».
Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа, находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии.
СССР, как нетрудно убедиться, не является ни федерацией, ни государством. Всякое государство вырастает из национального корня, а Советское государство выросло из стремления к интернациональному объединению.
6.Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому (19 мая 1922 г.).
Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции.
Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки....
Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменный отзыв и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий....
Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.
Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ.
... Питерский журнал «Экономист»... это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В номере 3-м ... напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все – законнейшие кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу.
7.Из резолюции XII Всероссийской конференции РКП(б) (август 1922 г.)....Окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы, (применять репрессии) к мнимобеспартийной буржуазно-демократической интеллигенции.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1.Проанализируйте материалы документа № 2. На примере экономики московского региона покажите характерные черты нэповской системы хозяйствования (в промышленности, торговле, финансовой сфере). Какие отрасли промышленности и городского хозяйства получили приоритетное развитие? Почему? Какие мероприятия были осуществлены с целью поднятия эффективности производства? Какая роль отводилась местным органам власти и управления (МСНХ, Моссовет)? Охарактеризуйте соотношение государственного и частного сектора в промышленности и торговле Москвы. Каким образом оно изменялось? С чем это было связано? Попытайтесь оценить положение московских рабочих в 1920-е годы. Чем, по Вашему мнению, был вызван рост безработицы? Какие характерные черты политического режима в СССР проявились в 1920-е годы?
2.Прокомментируйте документ 3. Что представляла собой оппозиция 1923-1927 гг.? Назовите ее лидеров, охарактеризуйте их взгляды на первоочередные задачи развития страны и ситуацию в ВКП(б). Как сложилась их судьба?
3.На основании документов 4 и 5 охарактеризуйте позицию Русской Православной Церкви по вопросу о помощи голодающим в 1921-1922 гг. Каковы действительные причины изъятия большевиками церковных ценностей в начале 1920-х гг.?
4.На каких условиях желающие государства могли войти в состав СССР (документ 6)? Почему профессор Гронский считал, что Советское государство в любой момент может стать политическим банкротом? Подтвердите текстом Конституции. Какие идеи, заложенные в фундамент образования СССР, не выдержали испытание временем и почему?
5.Прочитайте документы 7 и 8. Какие выводы об особенностях политического развития страны в условиях нэпа можно сделать на основании приведенных текстов? Какую позицию занимал В.И. Ленин по вопросу о характере необходимого политического режима?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Как повлияли крестьянские выступления и Кронштадтское восстание на экономическую политику Советского правительства?
2. Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа?
3. Каковы главные причины свертывания НЭПа и перехода к чрезвычайным мерам к началу 1930-х годов? Правомерно ли говорить об уроках НЭПа для современного периода развития России?
4. Как проходило возрождение кредитной и банковской системы в 1920-е годы? Охарактеризуйте сущность денежной реформы в годы нэпа.
5. В каком направлении происходила эволюция политического режима в СССР в 1920-е годы? С чем это было связано? Свое мнение обоснуйте.
6. Что представлял собой сталинский проект «автономизации» советских республик? В чем его отличие от ленинского плана объединения республик? На каких принципах был образован в 1922 г. СССР?
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица 1