Тема 23. СССР в 1920 – 1930 - е годы. Курс на строительство социализма в одной стране.
23.1. Политический кризис начала 1920-х гг. Переход к Новой Экономической Политике (НЭПу)
В 1920 г. Советскую республику охватил сильнейший политический кризис, который носил тотальный характер. Политика «военного коммунизма» стала причиной сползания страны в стадию глубокого экономического кризиса. Государственная политика перераспределения не выполнила задачу обеспечения рабочих продовольствием, а крестьян промышленными товарами. По всей стране развернулось протестное движение, крестьяне целыми деревнями уходили в леса и вели борьбу с представителями советской власти. Недовольство рабочих вылилось в массовое забастовочное движение. Даже армия поднялась на восстание, крупнейшим из которых было восстание моряков в Кронштадте. Все эти выступления были направлены против существующей власти, всех объединяли одни лозунги: «Советы, но без коммунистов».
Ленин оценивал политический кризис как очень серьезную угрозу, и понимал, что необходимо отказаться от политики «военного коммунизма» и выработать новую экономическую программу. Новая экономическая политика была принята на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Продразверстка была заменена продналогом, который был меньше в два раза, устанавливался заранее и не мог был увеличен в зависимости от объема урожая. Излишки хлеба крестьянам разрешили продавать. Рабочие переводились на сдельную оплату труда. Предусматривалась частичная денационализация промышленности, в результате чего, мелкие и средние предприятия разрешалось сдавать в аренду, крупная промышленность оставалась в руках государства.
В сфере финансов был восстановлен Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Коммерческий банк и др. В 1922-1924 гг проведена денежная реформа, стабилизировавшая финансовую систему, в обращение была выпущена конвертируемая валюта – червонец.
Новая экономическая политика способствовала стабилизации экономики и росту производства. К середине 1920-х гг. предприятия легкой и тяжелой промышленности достигли довоенного уровня производства. Улучшились экономические показатели в деревне. Разрешение мелкого предпринимательства и торговли позволили оживить мелкую промышленность и обеспечить граждан товарами повседневного спроса.
В рамках НЭПа советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики России, ее структурные диспропорции. Перед войной индустриализация в России только начиналась, в 1920-е гг. страна стала еще более аграрной, чем была. Вместе с тем, деревня не могла удовлетворить потребности промышленности и города в продукции сельского хозяйства, а нужды индустриализации требовали иной направленности, чем спрос деревни на промышленные товары. Необходимо было развивать энергетику, металлургию, машиностроение. Товарный обмен между городом и деревней был нарушен: город не обеспечивал потребности деревни, а крестьяне стали оставлять хлеб в своем хозяйстве и в конце 1920-х гг. план хлебозаготовок не был выполнен.
В развитии политической системы в годы НЭПа можно наблюдать две тенденции. Первая характеризуется некоторым послаблением диктатуры: был принят кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодекс, была подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновили работу прокуратура и адвокатура. Кроме того, произошла либерализация общественной и культурной жизни: возобновились некоторые дореволюционные издания, создавались союзы творческой интеллигенции, начался процесс реэмиграции.
Вторая тенденция характеризуется дальнейшим ожесточением политического режима. В 1922 г был принят Декрет об административной высылке лиц признанных социально опасными, по которому комиссия НКВД могла выносить решения о высылке и заключении в лагеря политически неблагонадежных лиц. В 1921 г. партии меньшевиков было запрещено заниматься политической деятельностью. В 1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности.
На фоне экономических трудностей происходит постепенное свертывание НЭПа . После очередного хлебозаготовительного власти практически свернули свободную торговлю, в течение 1926-1927 гг. хлебный рынок подчинен государству, свободное ценообразование заменено директивным. К концу 1920-х гг. закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, коммерческий банк, была проведена национализация многих частных предприятий.
23.2. Советская национальная политика. Образование СССР
Одной из важных задач советского правительства было решение вопроса о взаимоотношениях с теми частями бывшей Российской империи, где установилась советская власть – на Украине, в Белоруссии, Закавказье. Октябрьская революция привела к распаду Российской империи. В национальной политике большевики декларировали равенство всех наций и право наций на самоопределение, но многовековые экономические и культурные связи, общность интересов народов Российской империи способствовали их стремлению к объединению. Гражданская война ускорила этот процесс – в 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик, а после войны экономические и политические связи продолжали развиваться.
При обсуждении вопроса о создании единого государства существовали разные точки зрения. Сталин предлагал объединение в единое государство на правах автономий. Таким образом, республики теряли свой суверенитет и вливались в состав РСФСР. Ленин предлагал создать союзное государство, принцип объединения которого можно выразить формулой «вместе и наравне». ЦК РКП(б) поддержал ленинский вариант. 27 декабря 1922 г. была подписана Декларация и Договор об образовании СССР, в состав нового государства вошли Украина, Белорусси, Закавказская Федерация (объединившая Грузию, Армению, Азербайджан).
В 1924 г.была принята Конституция СССР, во соответствии с которой высшим органов власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между съездами ЦИК – Центральный исполнительный Комитет. В 1920-х гг. в состав СССР были включены Узбекская, Таджикская, Киргизская, Туркменская и Казахская республики. По мере развития политического режима 1930-х гг. принципы федерализма постепенно заменялись унитарными. Ключевые экономические и политические решения принимались центральными партийными органами в Москве и являлись обязательными для всех советских и партийных органов, в том числе и республиканских.
23.3. Форсированная индустриализация. Политика сплошной коллективизации
В конце 1920-х гг. уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая советская республика окажется в окружении капиталистических стран и в условиях нарастающей военной угрозы. Проблемы индустриализации, как первоочередной задачи советской власти были поставлены еще в 1925 г. на XIV съезде партии. Были определены основные цели индустриализации: ликвидация технико-экономической отсталости страны, развитие базовых отраслей промышленности(топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, оборонной).
В 1927 г. был разработан первый пятилетний план, который предусматривал комплексное развитие всех отраслей и регионов страны, но все же приоритет отдавался развитию тяжелой промышленности. В стране развернулось массовое строительство фабрик, заводов, электростанций. Средством достижения масштабного строительства стало директивное планирование и руководство экономикой, опора на массовый энтузиазм и организацию системы социалистического соревнования.
В целом советскому руководству удалось преодолеть от государств Западной Европы по производству основных видов промышленной продукции. Появилось ряд отраслей – авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавшее в нашей стране. В ходе индустриализации сформировался слой инженерно-технических работников, удалось добиться ликвидации безработицы. Однако остаточный принцип финансирования социальной сферы, отставание в развитии легкой и пищевой промышленности делали невозможным осуществление провозглашенных социальных прав и социальной обустроенности. Уровень жизни в стране оставался низким.
Форсированная индустриализация проводилась за счет перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность. Хлебозаготовительный кризис поставил под угрозу проведение индустриализации и снабжение города хлебом. В этих условиях правительство взяло курс на насильственное кооперирование сельского хозяйства. 7 ноября 1929 г. была опубликована статья Сталина «Год великого перелома». Под «великим переломом» подразумевался переход от «мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к передовому коллективному земледелию». Кроме того, Сталин объявил о необходимости ликвидировать кулачество как класс.
Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной государству, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в эту «фабрику» все население. В деревне это планировалось осуществить путем коллективизации. Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию средств производства у кулаков, объединение крестьянских хозяйств в колхозы. В качестве взносов крестьяне отдавали свои земельные участки, рабочий инвентарь и скот.
Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд преимуществ: были построены машинно-тракторные станции (МТС), которые обеспечили колхозы сельскохозяйственной техникой. Изменилась структура посевных площадей – увеличились посевы технических культур, необходимых для промышленности. Государство создало систему изъятия продуктов сельского хозяйства, колхозы, формально не являлись государственными, продавали хлеб государству, по ценам в несколько раз ниже реальных цен. Однако производительность колхозного труда была крайне низкой, крестьяне, лишенные средств производства не были заинтересованы в результатах труда.
23.3. Становление тоталитарного режима в СССР
Становление советского политического режима начали формироваться еще в годы гражданской войны. Основополагающим элементом государственного управления стала коммунистическая партия, члены которой возглавляли государственные учреждения, предприятия, армию. Таким образом, произошло сращивание государственного и партийного аппарата. Все важные государственные решения принимались сначала ЦК РКП(б), после чего закреплялись государственными органами, т.е. Советами. Во главе Советских органов так же были члены ЦК РКП(б): М. Калинин возглавлял ВЦИК, Л. Троцкий был наркомом по военным и морским делам, И. Сталин – наркомом по делам национальностей. РКП(б) стала ядром политической системы, фактически разделения властей в советском государстве не существовало. Ни правительство, ни Верховный Совет не могли принимать решения отличные от решений ЦК РКП(б). Формально все советские Конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице Советов, но на практике это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 1920-х гг. режима личной власти И. Сталина привело к складыванию культа личности вождя. Его именем называли города и поселки, ему возводили памятники, посвящали стихи и песни, по существу он стал Богом при жизни.
Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремилось контролировать все его сферы через систему массовых организаций – профсоюзы, пионерская и комсомольская организации и др. Установилась однопартийная система и господство одной марксистско-ленинской идеологии.
Созданная политическая система поддерживалась широкими репрессивными акциями. Опираясь на мощную систему карательных органов руководство страны раскручивает маховик репрессий. По мнению современных историков репрессии преследовали цели:
1) Действительное уничтожение врагов советской власти, 2) подавление в зародыше местнических, сепаратистских, оппозиционных настроений и обеспечение абсолютной власти центра. Кроме того, на «врагов народа» можно было списать все неудачи в ходе проведения экономических преобразований. В ходе репрессий чисткам подвергались народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители художественной интеллигенции.
Историки определяют политическую систему 1930-х гг как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму (общенародная собственность на средства производства, равные права, социальная справедливость) ее характерными чертами являлись сосредоточение власти в руках партийного аппарата, культ личности вождя, стирание границ между обществом и государством, тотальный контроль за общественной жизнью, отсутствие оппозиции. При этом политическая система обеспечивала гражданам определенные права и социальные гарантии( работу, бесплатное образование и здравоохранение, жилье, оплачиваемый отпуск и пр.).
23.4. Внешняя политика СССР
Во внешней политике советского государства в 1920-1930-е гг. можно выделить два направления. Первое заключалось в реализации лозунга мировой революции. После победы в Гражданской войне лидеры большевиков рассчитывали на развитие революции в европейских странах. Однако в 1920-е годы произошел спад революционной волны, в Европе победила буржуазная демократия. Экономические потребности молодого советского государства делали необходимым наладить контакты с мировым сообществом. Поэтому второе направление – поиск сотрудничества.
Впервые советская делегация была приглашена на международную конференцию в Генуе в 1922 г. Советская делегация ехала туда с определенной целью: заключить выгодные экономические контракты. Но во время конференции встал вопрос о долгах царского и Временного правительства, который не был решен. В итоге, советской делегации удалось заключить договор о сотрудничестве только с Германией. Но уже в течение 1920-х гг. началась полоса признания СССР, были установлены связи с более чем 20 странами, в том числе с Великобританией, Францией, Австрией и др. В 1928 г. Советский Союз присоединился к пакту Бриана-Келлога. Подписавшие его страны отказывались от войны как средства решения спорных вопросов.
После прихода к власти фашистов в Германии, ситуация в Европе изменилась. Гитлер демонстрировал агрессивный внешнеполитический курс и объявил о намерении продолжить наступление на Восток, прерванный 600 лет назад. Изменился и внешнеполитический курс СССР, он приобретает антигерманскую направленность. В 1934 г. СССР стал участником Лиги Наций. Советский Союз разработал концепцию создания системы коллективной безопасности в Европе, которая позволяла эффективно бороться с агрессором. Суть системы состоял в необходимости заключить коллективный договор о взаимопомощи, в случае агрессии все участники договора оказывают помощь, в том числе и военную. Таким образом, агрессору пришлось бы противостоять коалиции государств и это могло уберечь мир от надвигающейся войны. Однако ведущие европейские страны отказались обсуждать предложенную СССР программу. Более того, они не предприняли никаких мер, когда Германия, в нарушение всех условий Версальско-Вашингтонской системы стали наращивать военную мощь, а затем начали прямые захваты территорий в Европе: Австрию, затем Чехословакию.
В конце 1930-х гг. Советский Союз делает последнюю попытку пойти на сближение с Англией и Францией и заключить военную конвенцию. Переговоры шли крайне медленно. В это же время Германия, подготовившись к войне в Европе, настоятельно предлагает Советскому руководству заключить договор о сотрудничестве и двусторонний пакт о ненападении. Советское руководство, опасаясь двойственной позиции Англии и Франции, агрессивной политики Японии на Дальнем Востоке, нарастанием военной угрозы заключает в августе 1939 г. пакт о ненападении с Германией. Одновременно с пактом были заключены секретные договоренности, определявшие сферы влияния сторон. В сферу советских интересов входили Прибалтийские государства, западная Украина и Белоруссия, Бессарабия и Финляндия.
После нападения германии на Польшу, Советский Союз включил в состав своего государства территории Западной Украины и Белоруссии, государства Прибалтики. На северо-западе, СССР пытался договориться с руководством Финляндии о перенесении границы от Ленинграда, предлагая взамен территорию в Карелии. Отказ изменить границы привел к советско-финской войне, начавшейся в ноябре 1939г. С тяжелыми потерями война была завершена победой СССР. За агрессию в Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций.
К 1941 г. Советский Союз не был готов к войне. Внешнеполитические меры руководства отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов с Англией и Францией. В результате Гитлеру удалось не допустить создания единого антигерманского блока, захватить всю континентальную Европу и подчинить себе экономический потенциал для продолжения экспансии на Восток. На пути к мировому господству стоял Советский Союз.