Глобальное телевидение – посредник в дипломатических процедурах
В эфире глобального телевидения неоднократно происходят обмены заявлениями глав правительств. Сегодня дипломатическое посредничество – обычная работа журналистов глобальных телесетей.
Для выполнения роли посредников в дипломатических и политических процессах глобальное телевидение обладает всеми необходимыми средствами: совершенными технологиями, позволяющими проводить спутниковые телемосты с двумя-тремя участниками переговоров одновременно, высокопрофессиональными журналистами, способными чувствовать малейшие нюансы хода ведения переговоров и привлечь к обсуждению проблем в случае необходимости экспертов и официальных лиц. В информационной дипломатии заложены потенциальные силы, поскольку она прямо или косвенно задействует представителей оппозиционных сторон, каждый из которых не возражает против ее инструментов, а напротив, стремится воспользоваться ими.
Таким образом, глобальное телевидение можно считать полноправным участником политических и дипломатических процессов. Нивелировать роль телесетей, на наш взгляд, необъективно. Эффекты телевизионного воздействия – часть сложного организационного поля, в котором все деятели взаимосвязаны и отдают себе отчет, что их решения и ходы будут представлены на суд общественности.
21. Информационные войны XXI века в телевизионном эфире и Интернете.
Сегодня кто владеет информацией, тот владеет всем!
Что же такое информационная война? Информационную войну можно определить как способ организации мирового информационного пространства в своих интересах.
Информационная война – это комплекс информационных операций, которые воздействуют на систему государственную, на руководство, что уже в мирное время приводило бы к тем решениям, которые хочет видеть противоборствующая сторона. (Пример проигранной информационной войны – это Югославия, Грузия, Украина, когда с помощью исключительно информационных операций меняется политический режим на проамериканский. Не нужно вводить сегодня в страну ни одного танка, достаточно овладеть информационными технологиями, используя в том числе средства массовой информации.)
Что есть информационное пространство?
Это то, что сформировано научно-техническим прогрессом и выразилось в развитии средств передачи информации: от книгопечатания – телеграфа, телефона, радио – до появления телевидения, компьютера, Интернета (на основе этого появилась такая наука, как кибернетика)
Сегодня информационное противоборство – это важнейший фактор, определяющий судьбы стран и цивилизаций. Информационная война ведется на сейчас на слд. фронтах – финансовом, культурном, цивилизационном, этническом, религиозном. Не нужно объяснять, что роль средств массовой информации в этой войне огромна. Российское телевидение стоит не на позициях интересов государства и народа. Причин основных две. Первая. Произошла потеря государственного контроля над телевидением. Вторая – отсутствие национальной идеи в телевизионном вещании. В итоге это привело к огромной власти рекламных группировок на телеканалах, которые сегодня и определяют формирование эфирной сетки вещания. Эфир превращен в бизнес, который позволяет зарабатывать огромные деньги. Отсюда погоня за рейтингом и наличие в эфире огромного количества развлекательных программ самого дешевого толка.
Классификация методов: - Методы пропаганды, Методы контрпропаганды.
Методы пропаганды нацелены на то, чтобы донести до населения требуемые идеи. Методы контрпропаганды нацелены на дискредитацию вражеских идей.
Явные методы, Неявные (скрытые) методы.
Явные методы отличаются от неявных тем, что в них цель и характер воздействия не скрываются от противника. Например, агитация - это пример явной пропаганды, а информационный вирус - скрытой.
пример информационной войны: Ирак, Афганистан, Косово, Грузия (Одни выставляют себя чистенькими, а противника соответственно-редким говном.)
В отличие от классических СМИ, интернет-среда имеет следующие особенности:
Анонимность (можно пустить любую утку) и возможность множественного воздействия.
22. Основные тенденции развития сетевых новостных СМИ.
Сетевые СМИ – это, прежде всего, сетевая печать, то есть газеты и журналы. Естественно, что корневой основой сетевых публикаций, как и в традиционных печатных СМИ, является словесный текст. Однако принципиально новое техническое решение организации этого текста определило его специфику. Несмотря на неограниченность объема, существует размерное ограничение экрана монитора, из-за которого необходимо много раз прокручивать большой текст, чтобы дочитать его до конца. Поэтому тексты в веб-газетах достаточно сжаты и по своему характеру приближены к жанру расширенной заметки или репортажа. Кроме того, текст дробится на части, в соответствии с системой окон или уровней. Конкретизация, широта и глубина содержания достигаются за счет гиперссылок, количество которых, хотя и не безгранично, но вполне достаточно.Хотя в целом сетевой периодике подвластна вся палитра жанров, довольно редко здесь можно встретить корреспонденции, зарисовки, очерки. Отсутствие больших аналитических материалов объясняется еще и тем, что сетевая медийная среда воспринимается как средство коммуникации, которое предполагает разговорный стиль общения, непринужденный и рекреативный. Неограничен объем и у иллюстративных материалов.И в информационных, и в аналитических и в художественно-публицистических жанрах журналистики гипертекстовая структура - это углубленный уровень и восприятия информации, и ее трактовки, предлагаемой журналистом. То есть, первоочередная задача журналистики – информирование и комментирование информации – выполняется много более качественно. Структура гипертекста безусловно должна быть востребована не только справочно-информационными системами, но и другими жанрами современной сетевой журналистики. Гипертекст – это качественно новый уровень подачи информации и воздействия на аудиторию. Не случайно в недрах интернета зародилось и активно развивается явление сетературы. Это не просто ссылки на дополнительные источники информации, что уже само по себе немаловажно в журналистике, но и новаторская форма ее структурирования, облегчающая доступность и усиливающая привлекательность журналистского материала.
Конечно, сетевые издания несоизмеримо оперативнее традиционных СМИ, поэтому они ориентированы, прежде всего, на информационное «вещание», которое реализуется в режиме реального времени и с постоянным обновлением. Тем более, что создание архивов, доступ к разнообразным сетевым источникам и удаленным экспертам дают всестороннее видение события и позволяют проводить самостоятельное журналистское расследование, при котором существенно повышается качество разработки информации. Чтобы новость появилась в сети, требуется только время для ее формулирования в письменном виде. Презентация на сайте занимает несколько секунд, и после такого же мгновенного анонсирования по электронной рассылке новость известна всем. Наиболее «продвинутые» сайты обновляют материалы не только по временным параметрам, но и в соответствии с меняющимися потребностями общества (утро – день, будни – выходные и т.д.). У сетевых изданий нет ограничения тиража или территориальной обособленности. В силу своей демократичности они способны отражать альтернативные мнения. Интерактивные возможности возвращают СМИ значительно утерянную ими за последний период времени коммуникативную функцию, а управление коммуникацией массовой аудитории сегодня чрезвычайно актуально. Кроме того, интерактивность – очень важное преимущество сетевых СМИ, учитывая склонность массовой аудитории к участию в создании информации посредством писем, голосований, дискуссий и т.д. По существу старый традиционный принцип СМИ «от одного ко многим» меняется на принцип «многие – многим», причем на смену пассивному читателю приходит активный участник творческого процесса, который сообщает новые сведения, интересные идеи. Так СМИ приобретает еще одну функцию: помогать аудитории разбираться не только в ситуации, но и в самой себе. В условиях, когда информация создается в режиме «здесь и сейчас», виртуальный пользователь журналистской продукции будет стремиться к сотрудничеству как с источниками информации, так и с ее интерпретаторами, то есть с журналистами. В креативной интернет-среде журналист действительно может погрузить адресата в среду сообщения, превратив его в реального участника события. При этом значительно возрастает роль журналиста как лидера и организатора этих интерактивных процессов, а также и его ответственность в плане этики общения, фактической достоверности и профессионализма в целом.Немаловажным плюсом сетевых СМИ оказывается и легкость перемещения по публикациям (поскольку понятие полос в веб-журналистике отсутствует). Удобная навигация позволяет реализовать доступ к любому материалу с любой страницы через постоянно сохраняющийся анонс.По-новому стало возможным и организовать работу редакционного коллектива. Во-первых, многие получили возможность больше работать дома, во-вторых, авторский состав значительно расширился, так как редакция может оперативно заказывать материал специалистам или профессионалам высокого уровня в любой точке Земного шара.Относительная дешевизна создания и поддержки веб-страницы дала реальную возможность каждому журналисту иметь свое минииздание. Камерность такого веб-узла придает ему определенную оригинальность и привлекательность. Но все же современный информационный поток и тенденции глобализации требуют мультиглобальных изданий, и веб-возможности как нельзя лучше отвечают этим потребностям.Широко развернулось на вебе «строительство» сетевых журналов, так как и формат, и организация подготовки издания весьма близки к работе именно над традиционным журналом. Веб-журнал – явление чрезвычайно многогранное. Он все время обновляется, развивается, пополняется новыми разделами и экспериментирует с разного рода видео- и аудиоинформацией. Именно журналы предоставляют свои электронные «страницы» для исследователей, не стремящихся к краткости, поэтому во многих журналах обязательно присутствует жанр статьи. Процесс издания журнала не ограничен во времени. Смена публикаций происходит практически перманентно. Журналы в большей степени, чем газеты, идут на эксперименты не только с содержанием, но и с формой. Например, используется автоматическая плавающая командная панель или включаются в некоторые разделы функции использования видеозаписей и прослушивания аудиоинформации в режиме реального времени и т.д. Таким образом, в области поиска новых путей развития журналистики на вебе журналы как вид СМИ наиболее мобильны и перспективны.
23. Аудитория и сферы влияния новых медиа.
За последние тридцать лет отношения между медиа и их аудиторией существенно изменились.
В 1980-е в России было условно два телеканала и относительно однообразный набор контролируемых радиостанций и печатных средств массовой информации. Рекламу как инструмент воздействия не рассматривали, и донести ее до читателей, зрителей и слушателей не составляло большого труда: псевдовыбор вынуждал аудиторию потреблять ту информацию, которую ей давали.
В 1990-е появилось множество возможностей для получения и сравнения информации, она стала дробиться и искажаться. Рекламодатели начали задумываться о том, как донести свое сообщение до разрозненной аудитории, в которой каждый индивидуум обладает правом выбора и, собственно, делает выбор ежедневно. Медиа в то время становились нишевыми, старались найти своего зрителя. Борьба за людское внимание среди СМИ, а также среди рекламодателей обострилась.
Начало XXI века дало людям возможность не только пассивно потреблять информацию, не только выбирать между массой предложений, но и создавать свой собственный контент. За минувшие семь лет пользователи интернета породили столько информации, сколько вся человеческая цивилизация произвела со времен ее зарождения! Традиционные медиа тоже имеют право выбора – либо использовать получаемую от пассивных прежде слушателей, зрителей, читателей информацию и делиться с ними частью своих прибылей, либо терять аудиторию и с каждым отколовшимся терять также и влияние. Рекламодатели следят за увеличением интерактивности и не слишком-то рады ситуации. Ведь проще один раз договориться с большим СМИ, чем постоянно общаться со множеством мелких, но амбициозных блоггеров.
Между тем медиа, создаваемые народными журналистами, пускают корни в информационном поле, у читателей больше доверия к ним, потому что «блог ведет “такой же, как я”, обычный человек».
24. Блогосфера как индикатор общественного мнения.
Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.
Блогосфе́ра (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов блогов[1] обычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции.
Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и скорость формирования общественного мнения по различным вопросам.
Появление массовой гражданской журналистики. Как уже было сказано выше, каждый блогер это источник информации. Это привело к тому что информации стало больше, она стала субъективнее, интереснее. Однако, это привело к падению качества информации, поскольку привлечь блогера к ответственности за недостоверную информацию, практически невозможно.
Заметим, что существуют 2 противоположных мнения на роль блогов в социальных процессах:
Блог позволяет человеку самореализовываться наиболее безобидным образом, спуская пар в блогах, что ведет к смягчению социальной напряженности.
Блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно. Невозможность контролировать информацию как же вредит существующим режимам как демократическим, так и автократическим.
Падение производительности труда. Производительность труда у блогеров в среднем на 10 % меньше, чем у людей не имеющих блога, поскольку часть рабочего времени они тратят на блог.
Одним из свидетельств роста влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут блог.
25. Способы и модели формирования мирового геополитического пространства. Империализм как политика глобальной экспансии.
Факторы под влиянием кот складывается современная геополитика: 1)кризис 2008 изменил расстановку экономической мощи в мире, первое место теперь занимает БРИК(Бразилия, Россия, Индия, Китай) 2)региональные конфликты превратились в зону нестабильности и рисков 3)старые угрозы дополнили новые вызовы 4)новый ядерный парадокс(вероятность применения ядерного оружия повысилась, а риск от его применения понизился.). Способом организации мирового геополитического пространства в 21веке становятся панидеи, как жизненные формы будущего, а также как зона высших исключ. национальных интересов.(главенство
26. Центр-периферийная модель геополитического пространства.
"Периферийная модель" помещает географическую ось истории в периферийную зону соприкосновения морских и континентальных держав (концепция Rimland'а Н.Спайкмена), основа конфликтов здесь стремление контролировать эту ключевую, с точки зрения мировой политики, зону. Центр рассматривается как регион, контролирующий наиболее развитые технологии и производственные процессы, владеющий более совершенными формами организации труда и имеющий сильный идеологически обоснованный государственный аппарат. Элита этих обществ становилась потребителем сырьевых ресурсов. В системе состояло, как правило, не одно, а несколько – конкурирующих между собой государств, обладающих боле или менее разветвленной сетью подчиненных им территорий. Периферии – регионы, в которых был недостаток этих атрибутов, но было много сырьевых ресурсов. Функционирование этих регионов обеспечивалось также за счет элиты, которая стремилась к господству на своей территории.
Русско-английские противоречия ХVIII-XIX века на Балтике и Черном море, в Персии и Афганистане, а также советско-американское противостояние последних пятидесяти лет по всей периферии Евразийского материка хорошо иллюстрируют эту теорию.
27. Панамериканская идея мирового геополитического пространства.
Суть сводится к жёсткому разделению геополитической карты мира на 2 зоны: цивилизацию и варварство.
В сценарии американской глобализации были обозначены первые анклавы варварства – «ось зла». Популяризация идеи о тома, что роль национальных государств в эпоху глобализации уходит в прошлое. Добавляется образ врага (исламский терроризм)
28. Панисламистские идеи формирования мирового геополитического пространства.
Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой представления о духовном единстве мусульман всего мира.
Панисламизм, религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.
Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, ".. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. с. 166). Первым идеологом П. был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение). В России П. лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 П. служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистических целях, однако в целом П. вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания.
29. Евразийская панидея.
Геополитический сценарий создания континентального блока Париж – Берлин – Москва – Нью Дели – Токио, который должен был объединить государства Евразии, такие как: Испания, Италия, Франция, Германия, Россия и Япония.
30. Геополитическая перестройка планеты: угрозы и вызовы.
В условиях расширяющихся международных экономических связей и процессов глобализации ведущими странами мира для продвижения своих интересов в мире стали активно применяться приемы и методы экономических, валютно-финансовых и биржевых войн. Под влиянием нарастающей напряженности в мире во многих странах происходит рост антисоциальных явлений и человеческой агрессии: безработицы, снижения качества жизни, убийств мирных граждан, кровавого сведения личных и корпоративных счетов, террористических актов, воровства, коррупции, незаконного оборота наркотиков и т.п. Современный терроризм, который в середине 90-х годов прошлого века в России только-только поднимал свою голову, к настоящему времени стал весьма заметным явлением, сопровождающим развитие военно-политических процессов в разных регионах мира. В политике многих мировых игроков и сил сегодня широко используются приемы фальсификации и дезинформации, подмены понятий, двойных стандартов, подлога и провокаций, подтасовок событий и фактов, прямой подрывной деятельности и вооруженных провокаций. Информационные кампании и войны стали мощным инструментом политики многих государств и движений. Использование приемов информационных войн и технологий «промывания мозгов» в политике Запада приобрело сегодня большие масштабы.
31. Россия и страны СНГ.
К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованной структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Россией, ее попыток навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.
32. Россия и страны Западной Европы.
В 1950-е -1990-е гг. Западная Европа (как, впрочем и Восточная) объективно выполняла функцию буферной зоны между СССР и Америкой, и была неспособна проводить самостоятельную внешнюю политику. От того, сможет ли Россия претендовать на статус полноправного участника этого процесса или ей суждено остаться сторонним наблюдателем, зависит будущее не только нашей страны, но и всего континента. Объективная основа для сближения есть. Даже через 20 лет Россия по экономическому потенциалу будет сравнима с такими странами, как Германия, Италия, Франция, а по населению и территории – превосходить их. Уже сейчас ЕС – наш главный партнер, на его долю приходится 32% экспорта и 35% импорта РФ. 41% энергоносителей, используемых Западной Европой поступают из России. Кроме того, важно понять, чтоевропейские государства, особенно срединные и континентальные, не в состоянии сделать Россию сырьевым придатком, и не поставят под вопрос ее территориальную целостность. Они заинтересованы в стабильной и передовой державе, способной осуществлять совместные проекты освоения богатств Сибири и Дальнего Востока.
33. Россия и страны ЦЮВЕ.
В начале XXI в., в связи с изменением баланса сил в мире и формирующейся новой геополитической констелляцией как производной поливариантного развития (определяемой разными силами как однополюсная или многополюсная) вновь возрастает роль стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Им неоднократно доводилось оказываться в центре противоборства держав на международной арене, играть роль разменной монеты в их спорах или одного из инструментов глобального доминирования сверхдержав. Положение этих стран на "цивилизационном разломе" вновь превращает их в поле борьбы за построение нового мирового порядка.Страны региона ищут свою "нишу" в новых геополитических реалиях, когда решается проблема будущности Европы, европейской интеграции, развертывается борьба вокруг содержания глобализации. Они соотносят свое место в этих процессах с позициями и концепциями различных акторов: на доминирующую роль в реконструкции Европы претендует Европейский союз (ЕС); в этом процессе хочет участвовать Россия; вовлеченность в него демонстрируют США, форсируя интеграцию региона в евроатлантические структуры.В ходе трансформации геополитического пространства, ломки полувековых отношений СССР/России со странами “реального социализма”, перестройки геополитических интересов в 90-х гг. были порушены союзнические отношения в регионе, сошли на нет масштабные экономическое сотрудничество и политические контакты (хотя прежние союзники еще готовы были решать многие практические вопросы на более выгодных для России условиях). Страны Центральной и Юго-Восточной Европы друг за другом, с разной скоростью, переориентировались на Запад, прежде всего на ЕС, связывая с ним свое экономическое и социальное развитие. Отношения с Россией они стали строить, исходя из тяготения к ЕС и надежды на то, что вступление в НАТО ускорит этот процесс. Ряд государств весьма продвинулся в направлении евроатлантического центра. Венгрия, Польша и Чехия уже два года являются членами НАТО и фактически включились в экономическую сферу ЕС. Экспорт этих стран уже переориентирован на ЕС на 70–80%, подчинена банковская система (кроме медленнее идущей по этому пути Чехии). Эти и другие страны региона надеются к середине первого десятилетия XXI в. стать полноправными членами ЕС.При такой переакцентировке внешней политики они определяют отношения с Россией в основном отношениями с ЕС и НАТО, а многие политики этих стран склоняются к трактовке геополитической ситуации как однополюсной. Сейчас в странах региона практически отсутствуют политические силы, открыто заявляющие об ориентации на Россию, что является следствием как тоталитарного прошлого, "исторических обид", неравноправного характера отношений СССР с ними, так и продолжающегося экономического кризиса и социально-политической нестабильности в России, потери ее интереса к ним.Однако многовекторное и противоречивое развитие международных отношений последних лет, проверка интеграционных намерений практикой последних лет стали вносить существенные коррективы в оценку "европейских" перспектив стран Центральной и Юго-Восточной Европы и соотношения эффективности и платы за вступление в натовскую систему безопасности.Переход от идеологических деклараций и иллюзий к реалистическому анализу ситуации на геополитическом пространстве, осмысление жестких ограничений провозглашенных ЕС "четырех свобод" (свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и людей), последовательно осуществляемых конкретным механизмом функционирования этой организации в целях защиты своих достижений и внутренних благ, заставляет все более трезво оценивать возможности и оборотные стороны принятого курса. Очевидно, что далее наращивать торговый оборот с Западом за счет роста экспорта невозможно и нужны рынки России, к которой к тому же регион привязан обеспечением сырьем и энергоносителями.Даже в тех странах, которые еще не исчерпали свой энтузиазм по поводу перспектив вступления в НАТО/ЕС и стремятся форсировать этот процесс вместе с другими, анализ ситуации в Европе и регионе все чаще вызывает скептические голоса и симптомы желания сохранить суверенитет национальных государств и самостоятельность экономики, строить торговые отношения, основываясь на торговом балансе, а не на беспределе свободной торговли (в котором во всем объеме проявится их практическая неконкурентоспособность), осуществлять планирование в сфере жизненных, ключевых отраслей национальной экономики. Угроза разрушения инфраструктуры, роста безработицы, невозможности проводить сколько-нибудь эффективную социальную политику диктует необходимость осмысления неизбежного хаоса переходного периода, сопровождающего слом старой системы, и поиска альтернативных путей развития – большей опоры на собственные силы, на национально-государственную идентичность, на существенную руководящую роль государства.Настало время, когда после нескольких лет отчуждения и безынициативности в отношениях между Россией и странами Центральной и Юго-Восточной Европы резко прочерченная между ними разделительная линия стала постепенно размываться. Россию к этому, в частности, толкает необходимость решать проблемы огромного положительного сальдо в торговле с этими странами, а также выплаты долгов (нулевой вариант расчетов установлен только с Польшей).В отношений со странами среднего зарубежья Россия имеет реальные шансы преодолеть элементы изоляции, развивать равноправное партнерство во всех международных делах и укреплять свою позицию в многополюсном мире, более последовательно реализуя линию на взаимовыгодное партнерство. В этой области намечается явная перспектива немалых успехов в недопущении углубления или преодолении новых экономических, политических и военных разделительных линий, способствующая укреплению курса на многополярный мир, поддержанию своего статуса, ответственности за сохранение мира и стабильности на планете, статуса одного из мировых центров многополюсного мира. Этот курс предполагает последовательную работу над воссозданием и укреплением взаимного доверия, дружественных, партнерских отношений.
34. Россия и страны Латинской Америки.
Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее развитие они получили только в нынешнем, двадцатом ве.Научно-техническая революция и развитие транспортных средств спо этому.Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от Соединеннных Штатов Америки.Страны региона заметно отли по уровню социалбно-экономического развития,что сязано с ши разнообразием природных,исторических, политических и дру условий.Важнейшим направлением развития отношений России со странами латиноамериканского региона является военно-техническое сотрудничество. Сегодня Россия поставляет оружие и боевую технику в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа, Перу. Российский ВПК заинтересован в том, чтобы число его партнеров в Южной Америке увеличивалось. Причем речь идет не только о поставках военной техники, но и о продаже авиационной техники гражданского назначения. Перспективным для России направлением сотрудничества с латиноамериканскими странами может стать и электроэнергетика, поскольку потребности экономического роста региона требуют увеличения энергетических мощностей. Для нашей страны Латинская Америка представляет интерес и с точки зрения сопоставимости и схожести латиноамериканских государств и России по основным показателям социально-экономического развития. Перед латиноамериканскими странами и Россией часто стоят схожие проблемы, причем в Латинской Америке эти проблемы возникли раньше. Россия заинтересована в изучении опыта латиноамериканских стран, в том числе и для того, чтобы не повторять их очевидных ошибок.Подводя итоги развитию отношений между Россией и странами Латинской Америки в конце XX - начале XXI века, необходимо отметить, что в данный период наметилась тенденция активизации сотрудничества как на уровне межгосударственных контактов, так и на уровне взаимодействия частных экономических структур и общественных организаций. При укреплении этих тенденций Россия и государства Латинской Америки смогут более успешно реализовывать свои экономические и политические интересы в современном многополярном мире.
35. Россия и страны Юго-Восточной Азии.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (1984г.), Вьетнам (1995г.), Лаос и Мьянма (1997г.), Камбоджа (1999г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.Начало отношениям новой России со странами этого региона было положено в 1992 г., когда наша страна стала принимать участие в ежегодных конференциях стран АСЕАН. Наиболее тесные отношения в этом регионе у России сохранились с Вьетнамом. Эта страна в период холодной войны была одним из союзников Москвы в Азии, а с начала 1990-х гг. в ней, как и в России, начались рыночные реформы, шедшие, правда, скорее по китайскому, нежели по российскому сценарию. У власти в стране оставались коммунисты, что поначалу мешало налаживанию российско-вьетнамских контактов. В 1994 г. между странами был заключен Договор об основах дружественных отношений, а 2001 г. в Ханой с официальным визитом прибыл В.В. Путин. Главным его итогом стала Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Вьетнамом. Экономическое сотрудничество двух стран развивается в основном по линии энергетики в рамках совместного предприятия «Вьетсовпетро», а также строительства нефтеперерабатывающего завода и подготовки в российских университетах квалифицированных кадров для вьетнамского нефтяного сектора. В советский период при содействии СССР во Вьетнаме было построено более 300 промышленных предприятий, которые и сегодня являются предметом взаимовыгодного сотрудничества. В то же время постепенно сворачиваются военные контакты двух стран - в 2002 г. Россия отказалась от аренды бухты Камрань под объект своего ВМФ. Отношения России с Малайзией, экономически мощной страной этого региона, в основном сводятся к военно-техническому сотрудничеству. Еще в 1995 г. эта страна купила у России 18 самолетов МиГ-29. В 2003 г. в ходе визита В.В. Путина в Малайзию был подписан Договор о поставках партии самолетов Су-30 МК2 на сумму 1 млрд долл. России в этих контрактах пришлось преодолеть жесткую конкуренцию американских производителей авиационной техники. Со своей стороны, наша страна выступает крупным покупателем малазийской бытовой электроники.
36. Россия и США.
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, знаменовавших собой переход России от плановой к рыночной экономике. В переходный период США оказывали России гуманитарную помощь (операция «Provide Hope»). Отношения России и США улучшились, но ненадолго.Распад Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.В начале 2007 года между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.В 2013 году как темы разногласий между РФ и США выделяются ситуация в Сирии и КНДР, противоракетная оборона, положение некоммерческих организаций в России, «Закон Магнитского» и «Закон Димы Яковлева»[24].В ночь с 13 на 14 мая ФСБ при вербовке одного из сотрудников спецслужб России был задержан Райан Фогл сотрудник Центрального разведывательного управления, который работал в должности третьего секретаря политического отдела посольства США в России.Закон Димы Яковлего и Закон Магнитского.
37. Россия и Китай.
На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.И Россия, и Китай крайне заинтересованы в сотрудничестве на международной арене. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием "многополярность". Реально это означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует одна сила, а несколько центров влияния взаимодействуют между собой, руководствуясь международным правом и уставом ООН.И Россия, и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их "вмешательством во внутренние дела", а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом. Именно поэтому Россия и Китай все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косову, многим другим острым вопросам мировой политики.итай - один из важнейших экономических партнеров России, сотрудничество с ним необходимо для развития Сибири и Дальнего Востока. Китай - важный региональный партнер России, в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с нашей страной способствует решению общих задач в Центральной Азии - борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию там светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона.Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов проведения им "независимой и самостоятельной" внешней политики. Стабильная ситуация на границе с Россией, также как ис другими соседями, важна для экономического развития Китая, то есть для осуществления основной цели, поставленной нынешним руководством страны. Наконец, Россия для Китая является важнейшим источником некоторых товаров, которые он не может приобрести у других стран либо вообще (например, вооружение), либо в достаточном количестве (например, нефть, лес и другие виды сырья).
38. Россия и Индия.,
Этим отношениям Россия придает одно из центральных значений. После некоторого их охлаждения в начале 1990-х гг., в 1993 г. Б.Н. Ельцин нанес официальный визит в Индию. Главным его итогом стал Договор о дружбе и сотрудничестве сроком на 20 лет. В дальнейшем отношения двух стран развивались по нарастающей. В 1994 г. в ходе визита в Москву премьер-министра.НРао стороны подписали программу сотрудничества до 2000 г. Тогда же была также решена проблема погашения индийского долга России в размере 10 млрд долл. Индия стала погашать его своими товарами. В декабре 2005 г. с официальным визитом в Москве находился премьер-министр Индии М. Сикгх. В ходе переговоров на высшем уровне были определены приоритетные задачи по дальнейшему продвижению российско-индийского стратегического партнерства. Подписан ряд соглашений с целью придать новый импульс совместным программам по исследованию космоса и военнотехническому сотрудничеству.Экономические отношения России и Индии находятся на подъеме, главным в них является военно-техническое сотрудничество.Россия выступает также в качестве основного поставщика в Индию ядерного топлива, оборудования для атомных станций и углеводородов. В нефтегазовой области Россия и Индия сотрудничают в проектах «Сахалин-1», в геологоразведочных работах, строительстве нефтехимических заводов в России, прокладке газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.тороны ведут активное научное сотрудничество в информатике, биотехнологии, фармацевтике, порошковой металлургии и других областях. В последние годы создана необходимая договорная база, которая позволит Индии подключиться к российской космической навигационной системе ГЛОНАСС. Препятствиями развития экономических отношений двух стран являются неразвитость транспортных коммуникаций между двумя странами и отсутствие элементарных знаний об экономических потребностях и возможностях обеих стран, а также существование бюрократических препон как с той, так и с другой стороны.
39. Доктрина информационной безопасности РФ: Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.Национ. интересы РФ:1) Обязательное соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею.2) Информационное обеспечение государственной политики РФ(доведение до граждан РФ и международной общественности о государственной политике РФ, официальной позиции по значимым событиям в России и в мире) с доступом граждан к открытым государственным ресурсам.3) Развитие современных ИТ отечественной индустрии (средств информатизации, телекоммуникации и связи). Обеспечение ИТ внутреннего рынка России и выход на мировые рынки.4) Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.Виды угроз:1. Угрозы, направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности. 2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ.3. Угроза развитию современных ИТ отечественной индустрии, а также выходу на внутренний и мировой рынок.4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
40. Доктрина информационной безопасности РФ: Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению. методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению
Состоянии инф-ной без-ти РФ и основные задачи ее обеспечения, методы обеспечения инф-ной без-ти РФ. Методы:Правовые методы
- Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере ИТ
- разработка нормативных методических документов отвечающим по вопросам информационной безопасности РФ
Организационно-технические методы
- создание системы информационной безопасности РФ и ее совершенствование
- привлечение лиц к ответственности, совершивших преступления в этой сфере
- создание систем и средств для предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации
- выявление средств и устройств представляющих опасность для нормального функционирования систем, предотвращение перехвата информации с применение средств криптографической защиты как при передаче информации, так и при ее хранении
- контроль за выполнением требований по защите информации
- контроль за действиями персонала, имеющих доступ к информации, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ
- создание системы мониторинга информационной безопасности РФ
Экономические методы
- Разработка программ обеспечения информационной безопасности и их финансирование
-финансирование работ связанных с обеспечением информационной безопасности РФЗадачи обеспечения:Развития научно-практических основ информационной безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям политического и социально-экономического развития России.Формирования законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, в том числе разработка реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена для органов государственной власти и управления, предприятий, нормативного закрепления ответственности должностных лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности.Разработки механизмов реализации прав граждан на информацию и информационную безопасность.Формирования системы информационной безопасности, являющейся составной частью общей системы национальной безопасности страны.Разработки современных методов аудита безопасности информационной системы, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации.Разработки критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификации.Исследований форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование общественного сознания.Комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышения мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих и проводящих аудит информационной безопасности.В последние годы реализованы некоторые практические меры по укреплению информационной безопасности в Российской Федерации. Начато формирование нормативно-правового обеспечения информационной безопасности - приняты законы “О безопасности” и “О государственной тайне”, развернуты работы по созданию механизмов их реализации, завершена подготовка законопроектов, регламентирующих деятельность в информационной сфере. Осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию информационной безопасности в органах государственной власти и управления, в государственных организациях и на предприятиях. Успешному решению ряда вопросов информационной безопасности способствует создание Государственной системы защиты информации в России от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, а также систем лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации и сертификации средств защиты информации .Вместе с тем аудит современной системы информационной безопасности в Российской Федерации показывает - в настоящее время ее уровень не отвечает жизненно важным потребностям личности, общества и государства. Отсутствие действенных механизмов регулирования информационных отношений в обществе и государстве приводит ко многим негативным последствиям, для информационной безопасности России. Слабое обеспечение органов государственной власти и управления достоверной, своевременной и полной информацией и её защитой затрудняет принятие обоснованных решений. Недостаточная защищенность государственного информационного ресурса приводит к утрате важной политической, экономической и научно-технической информации (в том числе о высокоэффективных технологиях военного и двойного назначения).Неразвитость информационной безопасности России в сфере предпринимательства тормозит становление цивилизованного рынка, а отсутствие механизма включения национального информационного ресурса в хозяйственный оборот приводит к серьезным экономическим потерям.
41. Доктрина информационной безопасности РФ: Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Основныене положения гос-ной политики обеспечения инф-ной без-ти РФ.Развития научно-практических основ информационной безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям политического и социально-экономического развития России.Формирования законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, в том числе разработка реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена для органов государственной власти и управления, предприятий, нормативного закрепления ответственности должностных лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности.Разработки механизмов реализации прав граждан на информацию и информационную безопасность.Формирования системы информационной безопасности, являющейся составной частью общей системы национальной безопасности страны.Разработки современных методов аудита безопасности информационной системы, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации.Разработки критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификации.Исследований форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование общественного сознания.Комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышения мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих и проводящих аудит информационной безопасности.
42. Доктрина информационной безопасности РФ: Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Основные элементы организационной основы системы обеспечения инф-ной без-ти РФ.формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.