Понятие и источники международного воздушного права

Международное воздушное правопредставляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использо­вания воздушного пространства, организации воздушных сооб­щений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасно­сти гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) пра­вовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулиро­вание полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является неотъ­емлемой частью территории государства. Правовой режим воз­душного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются междуна­родных воздушных связей. Государство должно следовать об­щепризнанным принципам международного права, в частности принципам суверенного равенства, невмешательства во внут­ренние дела и сотрудничества, что обязывает его распоряжать­ся своим воздушным' пространством с учетом интересов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздушного про­странства

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международ­ного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция устано­вила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варшаве

§ 1. Понятие и источники международного воздушного права 545

был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международ­ной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который мо­жет быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузо­владельцам в связи с воздушной перевозкой.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся госу­дарств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицей­ских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя могут являться государственной собственно­стью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об учре­ждении ИКАО, целями которой являются разработка принци­пов и методов международных аэронавигаций, содействие раз­витию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной граждан­ской авиации,, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, избегать дискриминации в отно­шении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изменений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна. Вместе с тем государство, исходя из своего суверенитета, имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями Конвенции. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в по-

Т

Глава 22. Международное воздушное право

рядке правопреемства является ее участницей и выполняет пре­дусмотренные ею обязательства.

Продолжает действовать важная для международного граж­данско-правового регулирования Конвенция об ущербе, причи­ненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. (с рядом поправок), к которой СССР при­соединился в 1982 г.

Страны СНГ подписали в 1991 г. Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства, а в 1993 г. — Соглашение о выполнении полетов воздушных су­дов специального назначения. В 1996 г. была принята Концеп­ция охраны воздушного пространства государств — участников СНГ.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий «режим открытого неба», т. е. право го­сударств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о во­енной деятельности. Договор направлен на развитие принци­пов доверия и сотрудничества между его участниками. Он пре­дусматривает максимально удобные для наблюдаемой и наблю­дающей сторон формы практической реализации режима открытого неба. Вместе с тем он устанавливает требования к самолетам наблюдения, регламентирует набор и технические возможности аппаратуры наблюдения; определяет процедуры организации наблюдательных полетов, обработки собранной в ходе полетов информации. Договор предусматривает возмож­ность его применения в будущем для целей контроля в других сферах, в частности в сфере контроля за состоянием окружаю­щей среды.

Существенный вклад в обеспечение безопасности полетов внесен конвенциями, посвященными вопросам борьбы с акта­ми незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Широкое распространение получили двусторонние догово­ры о воздушном сообщении, которые конкретизируют обшие правила Чикагской и других конвенций применительно к усло­виям сотрудничества договаривающихся государств. В период существования СССР двусторонние соглашения в области обеспечения воздушного сообщения и безопасности граждан­ской авиации были заключены почти со всеми странами — на-

§ 1. Понятие и источники международного воздушного права

шими контрагентами в международных полетах. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (напри­мер, в 1993 г. с Новой Зеландией, в 1995 г. с Республикой Чи­ли и со Словацкой Республикой, в 1996 г. с Королевством Таиланд, в 1997 г. с Монголией, Корейской Народно-Демокра­тической Республикой, Королевством Нидерланды, в 2001 г. с Республикой Индия), однако прежде всего с новыми государ­ствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—

1997 гг. были подписаны соглашения с Азербайджанской Рес­публикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Рес­публикой Узбекистан и др.).

В отношениях между Российской Федерацией и США во­просам воздушных сообщений и безопасности полетов посвя­щен целый комплекс международно-правовых актов: Соглаше­ние о воздушном сообщении от 14 января 1994 г. с последую­щими его изменениями путем замены прекративших свое действие приложений к Соглашению, Соглашение о повыше­нии безопасности полетов от 2 сентября 1998 г., Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, связанных с гражданскими воздушными судами от 2 сентября

1998 г.

Следует иметь в виду и функционирование ряда региональ­ных организаций по обеспечению безопасности аэронавигации: Европейской организации по обеспечению безопасности аэро­навигации, Агентства по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре, Центральноамериканской корпорации по обслуживанию аэронавигации. Согласно учредительным доку­ментам указанных организаций последние в своей деятельно­сти должны руководствоваться стандартами и рекомендациями ИКАО. В функции этих организаций входит, в частности, об­служивание полетов, контроль и координация движения граж­данских и военных воздушных судов в верхнем воздушном про­странстве над территорией договаривающихся государств, обес­печение безопасности полетов.

Наряду с международными договорами источником между­народного воздушного права являются международно-правовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закреплен­ный в них принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей территорией, как над сухопутной, так

Глава 22. Международное воздушное право

и над водной, остается обычно-правовой нормой. К другим обычным нормам можно отнести положения о том, что за пре­делами территории государства сохраняется его юрисдикция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, или о том, что в случае бедствия воздуш­ное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.

Нормы международного воздушного права взаимодействуют с соответствующими нормами внутригосударственного права. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воз­душного пространства как составной части государственной территории к ведению Российской Федерации. Ряд положений, характеризующих режим воздушного пространства, содержится в Законе о Государственной границе РФ. 19 марта 1997 г. был принят ВзК РФ, который конкретизировал принцип полного и исключительного суверенитета РФ в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламенти­ровал принцип государственного регулирования использования этого пространства.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 147 было утверждено Положение о Комиссии Российской Федерации по делам Международной организации граждан­ской авиации (ИКАО) и ее состав. Комиссия является межве­домственным координационным органом, который организует выполнение обязательств, вытекающих из членства РФ в ИКАО в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 г. Комис­сия осуществляет также координацию сотрудничества феде­ральных органов исполнительной власти с международными и межправительственными организациями в области граждан­ской авиации.

Правительство РФ постановлением от 30 ноября 1999 г. № 1319 утвердило также Положение о Федеральной службе воздушного транспорта России, согласно которому указанная служба осуществляет специальные (исполнительные, контроль­ные, разрешительные и т. д.) функции в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам государственного контроля за соблюдением национальных и международных тре­бований, стандартов, норм, правил и процедур гражданской авиации.

§ 2. Полеты над государственной территорией

Наши рекомендации