Структура и компетенция представительных и исполнительных
Органов местного самоуправления
На местном уровне осуществляется муниципальная власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с этим на местном уровне не применяется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов[12], избираемых на муниципальных выборах.
Если численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
К исключительной компетенции представительного органа муниципальногообразования относятся:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и др.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значение и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые и территориальные органы местной администрации.
Местной администрацией на принципах единоначалия руководит глава местной администрации. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту на определенный срок. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Его статус определяется Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и муниципальным законодательством.
Глава муниципального образованиянаделен довольно широкими полномочиями:
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациям и действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативно-правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования,
- издает в пределах своих полномочий правовые акты,
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Организация деятельности и структура местного самоуправления
В Пензенской области
В Уставе Пензенской области четко определены принципы организации и структура органов местного самоуправления. Проблемам, касающимся местного самоуправления, посвящена VIII глава Устава.
Местное самоуправление в Пензенской области определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление в Пензенской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Ст. 2) местное самоуправление осуществляется в пределах муниципальных образований, к которым относятся: городское или сельское поселение; муниципальный район; городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Структура и наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 131, п.1) и законами Пензенской области. Однако наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Пензенской области. В соответствии с действующим законодательством не допускаются образование органов местного самоуправления и назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащей ему муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Муниципальные образования в Пензенской области вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Описание, художественно-графическое изображение и порядок использования символов утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законом Пензенской области.
Все решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.
В то же время органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления также несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.
Запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Пензенской области.
Вопросы и задания:
Ознакомьтесь с материалами пособия и документами и ответьте на вопросы:
1. Каков порядок установления границ территории муниципального образования?
2. Как формируются органы местного самоуправления?
3. Какие вопросы находятся в ведении органов местного самоуправления? Как осуществляется контроль за их исполнением?
4. Правомочны ли органы местного самоуправления принимать и устанавливать местную символику? Есть ли местная символика у Вашего муниципального образования? Если есть, то какова она?
Из Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»
(6 октября 2003 г.)
Статья 10
… Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации…
Статья 22
В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум…
Статья 23
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании…
Статья 24
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом…
Статья 25
В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей населения, обладающих избирательным правом…