Раздел 10: Россия на этапе суверенной демократии
Внутренняя политика | Внешняя политика |
1.Россия в 2000-2004 гг. 31 дек 1999 – уход Ельцина (и.о. - Путин) Март 2000 – избрание Путина Президентом (52,9%) Задачи: - борьба с бедностью - защита рынка от чиновничьего и криминального вторжения - строить внешнюю политику исходя из национальных интересов страны - отдаление олигархов о власти Политические реформы 1. Изменение порядка формирования Совета Федерации 2. Государственный Совет (губернаторы) 3. 7 Федеральных округов (полпреды) 4. формирование единого правового пространства (РФ и субъекты) 5. разграничение полномочий РФ и S 6. замена льгот денежными компенсациями 7. налоговая реформа (единая ставка подоходного налога – 13%; единый социальный налог; ↓ на прибыль предприятий) 8. судебная реформа (мировые судьи; заработали суды присяжных; институт судебных приставов; процессуальное законодательство – ГПК, УПК, АПК; завершена кодификация – КоАП, ТК, ГК (ч.3) Таможенный, Земельный и Жилищный кодексы) Чеченская проблема С 2000 г. завершена активная фаза боевых действий → террористическая война 2003 – Конституция Чечни (часть РФ, широкие полномочия республики) 2003 – президент Кадыров – цель: решение проблем республики силами чеченских лидеров Террористические акты: «Норд-Ост» в Москве (2002); рок-фестиваль в Тушино, военный госпиталь в Маздоке (2003); гибель Кадырова; школа в Беслане (2004) Экономика С 2000 г. – рост ВВП (↑ цен на нефть и газ), ↑ золотовалютного запаса 2006 – погашен внешний долг Стабилизационный фонд – риски, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Россия в 2004-2008 гг. Политические реформы - губернаторов избирают региональные законодательные собрания по представлению президента; - право Президента отзывать губернаторов; - выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, убрали графу «против всех», порог выборов в ГД от 5%→7% - укрупнение регионов (на основе референдума) области, края + АО (89 субъектов → 83 суб.) Ратифицирована Международная конвенция по борьбе с коррупцией. Приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» Цель:концентрация средств и организационных усилий на росте качества жизни граждан России Россия вышла из затяжного экономического кризиса, решила долговые проблемы и приступила к решению наиболее острых социальных проблем. | 1. Решение проблем долгов России (Куба, Вьетнам и др.) – списано 40 млрд $ 2. с 2001 – совместные действия России и США против боевиков «Аль-Каиды» в Афганистане (вытеснение талибов и боевиков из Афганистана) 3. проблема расширения НАТО на Восток (+ Болгария, Латвия, Литва, Эстония и др.) 4. 2003 – вторжение США в Ирак – РФ осудила 5. проблема влияния США на страны СНГ - «оранжевая» революция в Украине - «революция роз» в Грузии - «революция тюльпанов» в Киргизии Формирование проамериканских правительств, противников РФ 2005-2008 – «газовый кризис» с Украиной 2008 – война Грузии в Южной Осетии 6. Россия – крупный партнер на международной арене Член «большой восьмерки» |
Культура России ХХ века
Периоды | Особенности, условия развития культуры |
Культура России в конце XIX – начале ХХ в. «Серебряный век» | Особенности: – расцвет всех видов творческой деятельности – «серебряный век»; - усилилась интеграция русской культуры в общемировую; - культура подверглась воздействию социальных и военных потрясений; - поиск новых изобразительных методов и средств - переоценка ценностей, возрастание интереса к духовному миру личности; - противоречие между тем, что создало общество в сфере культуры, и возможностями овладения этими достижениями широкими слоями (Элитарная культура – традиционная культура). 1. Развитие образования 76 % неграмотных, высшее образование – 1% населения. С 1905 г. – реорганизация образования, ↑ ассигнования. - существовало четыре вида начальных школ (церковно-приходские, частные, государственные, земские) всеобщее не введено; - среднее образование (классическая гимназия, реальное училище) - развивалась система профессиональных училищ, совершенствовалась высшая школа (Московский народный университет им. А.Л.Шанявского, основанный в 1908 г.) работало более 60 вузов. - развитие книгоиздательства (И.Д. Сытин, А.С.Суворин и др.) 2. Развитие науки Нобелевская премия в 1904 г. И.П. Павловуза труды по физиологии кровообращения и пищеварения, условные рефлексы. В 1908 г. биологу и врачу И.И. Мечникову за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Д.И. Менделеев – химик, периодический закон химических элементов, А.М. Бутлеров – теория химического строения вещества, И.М. Сеченев – физиологические основы высшей нервной деятельности человека, Н.Д. Зелинский – химик, П.Н. Лебедев – создатель I русской научной школы физиков. К.А. Тимирязев – физиология растений, К.Э. Циолковский – ракетное движение, Н.Е. Жуковский – аэродинамика, А.С.Попов – радио, И.И.Сикорский – конструктор самолетов, В.И. Вернадский – учение о ноосфере История: В.О.Ключевский – «Курс лекций по русской истории», Покровский,Тарле – Наполеон, Греков – Древняя Русь, П.Милюков – русская культура 3. Литература РЕАЛИЗМ: А.П.Чехов – пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка»; Л.Н. Толстой – «После бала», «Воскресенье», «Не могу молчать» - непротивление злу насилием; А.М.Горький – темные стороны российской жизни, социал-демократические идеи – роман «Мать», пьеса «На дне», «Дачники», «Челкаш» и др. В.Г. Короленко, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Ф.М. Достоевский; МОДЕРНИЗМ (символизм, акмеизм, футуризм) Символизм: А.А.Блок – революционный символизм, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.Белый и др. Акмеизм: Н.С. Гумилев – философский идеализм, О.Э. Мандельштам,А.А.Ахматова, М.А.Кузмин и др. Футуризм: В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д.Бурлюк Декадентство - Л.Андреев С.Есенин, М.И. Цветаева. 4. Живопись Творчество В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня») РЕАЛИЗМ: И.И. Репин, Идеологи МОДЕРНИЗМА - И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа. Творили в этом направлении Б.М.Кустодиев, Н.К. Рерих - история славян, Л.С. Бакст и др. - ИМПРЕССИОНИЗМ: В.А.Серов (портреты), К.А. Коровин, М.В. Нестеров, И.Э. Грабарь - СИМВОЛИЗМ: В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель – вечное (Демон, Фауст) Приверженцы АВАНГАРДИЗМА (оформился в 1910-1920 гг.) : - АБСТРАКЦИОНИЗМ: В.В. Кандинский, супрематизм - К.Малевич «Черный квадрат»; - КОНСТРУКТИВИЗМ: В.Е. Татлин и др. - ЭКСПРЕССИОНИЗМ: М.З. Шагала. В поисках новых путей создавались культурно-эстетические объединения: «МИР ИСКУССТВА» - художники А.Н.Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, музык.критик В.Ф. Нувель, театр.и художественный продюсер С.П. Дягилев– тяготели к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно стилизации «галантного» XVIII в. «ГОЛУБАЯ РОЗА» - молодые художники – последователи худ-символиста Борисова-Мусатова М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов. «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» - Кончаловский, Лентулов 5. Театр 1898 г. – К.С.Станиславский, В.И. Немирович-Данченко создали МХТ (Московский художественный театр), играли В.И.Качалов, И.М.Москвин и др. В московском Малом театре – М.Н. Ермолова, Г.Н.Федотова, А.И. Сумбатов-Южин и др. В начале ХХ в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской + работали театры Александрийский, музыкальн. – Мариинский, Большой. 6. Музыка. Балет. Русские музыкальные традиции развивали Римский-Корсаков («Золотой петушок», «Садко»), С.В. Рахманинов (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», «Времена года», «Раймонда»), А.К. Глазунов «Весна священная»), А.Н.Скрябин – первый пытался создать светомузыку, новатор, И.Ф. Стравинский (балеты «Жар птица», («Петрушка»), С.С.Прокофьев, С.И. Танеев. 1907-1913 гг. – Русские сезоны в Париже (важнейшие события в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства – открытие русского искусства для Западной Европы), организованные С.П. Дягилевым. Ф.Шаляпин – певец, с мировой славой (с 1907 г. Русских концертов) Мастера балетного танца – А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т.П. Карсавина и др. 7. Архитектура Короткий расцвет → МОДЕРН (новые конструкции и материалы). Банки, вокзалы (Казанский, Ярославский), типографии А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель. 8. Кинематограф В конце 1980-х гг. – первый кинематограф в России. Первый русский кинопредприниматель А.А.Ханжонков. Первый игровой фильм «Стенька Разин» выпущен в 1908 г. С 1910 г. начал работу режиссер Я.А. Протазанов (фильмы «Пиковая дама», «Отец Сергий») |
Словарь | Авангардизм -условное название художественных течений и направлений в искусстве ХХ в., порывающих с существующими, устоявшимися нормами и традициями художественной практики, и прежде всего с реализмом. Для авангардизма характерны поиски новых, необычных средств художественной выразительности. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую среду. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, литература "потока сознания", драма абсурда и др. Акмеизм –течение в русской поэзии. Акмеисты отрицали символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвратить словами их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Академизм –(Академическая школа) направление в русской живописи, характерными чертами которого являлись библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. (Карл Брюллов, Иванов) Модернизм –общее обозначение явлений и литературы, и искусства, отошедших от традиций внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению бытия (среди поэтов Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский и др. Модернистские поиски привели к складыванию художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» - А.Н.Бенуа, К.А. Сомов, Н.К. Рерих и др.) Символизм –направление в искусстве, сосредоточено на художественном выражении посредством символов материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Футуризм –направление в искусстве, отвергающее культурное и художественное наследие прошлого, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ в. (В,В, Хлебников, И.В. Северянин, ранний А.Блок и др.) |
Периоды | Особенности, условия развития культуры |
Культура в первое послеоктябрьское десятилетие (1917-1920 гг.) | Условия развития культуры: · глубокое и неоднозначное воздействие революционных событий 1917 г. и гражданской войны. События октября 1917 г. разделили деятелей искусства на: - сторонников новой власти: поэты -В.В.Маяковский, А.А.Блок, художники – И.И.Машков, П.В. Кузнецов, Р.Р.Фальк, скульпторы – А.Т.Матвеев, С.Т. Коненков, архитекторы – И.В.Жолтовский, В.А. Щуко, Л.В. Руднев; - аполитичных наблюдателей; - яростных противников: З.Н. Гиппиус, Д.С.Мережковский; · новые тенденции в развитии культуры в связи с переходом к НЭПу; · непоследовательность и противоречивость процесса либерализации в 20-е гг. Особенности: выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу. 1. Развитие образования - Отделение школы от церкви и церкви от государства. - Ликвидация неграмотности среди населения: создавалась Единая трудовая школа, отменялась плата за обучение, в 1925 г. принят Закон о введении в стране всеобщего начального обучения и расширения школ. - Преобразования высшей школы: введены новые правила приема в вузы, с 1919 г. для повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). А.В. Луначарский- нарком образования 2.Наука Заметный вклад в науку внесли: Н.Е. Жуковский, Р.Э. Классон, Д.Н. Прянишников, А.Н. Туполев, С.А. Чаплыгин и др. Вавилов –генетика (арест, умер в тюрьме), Вернадский – биосфера, ноосфера, Чижевский – гелиобиология, историометрия (ссылка на 15 лет) История – дискуссия об ОЭФ (5) Сталин – «краткий курс истории ВКП(б)» - искажение истины
|
Периоды | Особенности, условия развития культуры |
Цели и социальные последствия политики в области культуры в конце 20-30-х гг. | Цели:утверждение марксистской идеологии в качестве государственной;формирование советской интеллигенции;развитие науки и техники;создание государственной системы образования. 1. Развитие образования: · Продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности. · В 1930 г. введено обязательное всеобщее начальное (4-хклассное) образование, в 1937 г. – всеобщее семилетнее образование. · Совершенствовалась сеть производственного обучения. 2. Наука Развивались отраслевая наука, исследования по проблемам микрофизики - П.Л.Капица, физики полупроводников -А.Ф. Иоффе, атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, физик С.И. Вавилов, химики - С.В. Лебедев, А.Н.Бах. Геологи открывали месторождения новых полезных ископаемых (нефти в излучине Волги и Камы). Развернулась кампания разоблачений «лженаук» (психология, генетика, социология), репрессии против ученых Н.И. Вавилова, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, А.С. Серебровского. 3. Литература Создана детская литература и книжное издательство для детей (Детгиз), возобновилось издание серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Увеличилось число литературных объединений: «Перевал», «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и др. Ядро ЛЕФ составляли поэты Н.Н. Асеев, О.М.Брик, В.В.Маяковский, худ. Л.С.Попова, А.М.Родченко и др. В 1934 г. состоялся I-й всесоюзный съезд писателей. Пришло новое поколение писателей: А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернак, М.А. Шолохов, Л.М. Леонов.
|
Периоды | Особенности, условия развития культуры | ||||
Культура в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Наука в годы войны:- Многие научные учреждения были переведены в глубь страны – за волгу, на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию. - Свыше 2 тыс работников Академии наук СССР сражались в действующей армии, народном ополчении, партизанских отрядах. - Открыты новые месторождения руд и цветных металлов, нефти, газа. - Коллектив ученых во главе с академ И.П. Бардиным разработал технологию изготовления новых высококачественных сортов стали для танкостроения. Теоретические исследования в области аэродинамики проведенные С.А. Чаплыгиным, М.В. Келдышем и др. => боевых самолетов. А.Ф. Иоффе – исследования по распространению радиоволн => радиолокаторы. И.В. Курчатов приступил к разработке ядерного оружия. Новые образцы военной техники – лучший танк Второй мировой войны – Т34 (конструктор М.И. Кошкин). Самолеты С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева. - Расширилась сеть научных учреждений: в Новосибирске открыт Западно-Сибирский филиал АН СССР; образованы АН в Узбекистане, Азербайджане и Армении. Литература:статьи И.Эренбурга, А.Толстого, 1942 г. -«Они сражались за Родину» М.Шолохова, К. Симонова и др. стихи О.Бергольц, поэма А.Твардовского «Василий Теркин». Песенный жанр: композитор А.Александров и поэт Лебедев-Кумач «Священная война» и др. Музыка: Седьмая симфония Д.Шостаковича, симфоническая увертюра С.Прокофьева «1941 г.» и опера «Война и мир». | ||||
Духовная жизнь в 1945-1952 гг. | Наука: создано около 3 тыс. научно-исследовательских институтов в различных отраслях науки. Достижения советской науки были значительными: создание первого в мире синхрофазотрона, разработка атомного, затем и термоядерного оружия. Конструкторское бюро под руководством С.П. Королева создало первые межконтинентальные баллистические ракеты, для этого были созданы первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Регулярным стало вещание советского телевидения, создано массовое производство телевизоров КВН-49. Образование: Гос-во способствовало развитию фундаментальной науки: были открыты 112 новых вузов, Академии наук в национальных республиках. Усиление контроля над сферами духовной жизни, все, что не соответствовало идеологии КПСС, подвергалось преследованию, ответственный за идеологию А.А. Жданов – член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б): - «железный занавес» окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по «борьбе с тлетворного влиянием Запада», с космополитами (контроль за интеллигенцией). Страна в идеологической и культурной изоляции от остального мира. - разгром генетики, кибернетики, психологии. - РЕПРЕССИИ против Зощенко, Ахматовой, Шостаковича, Прокофьева. - ЗАПРЕТ Эйзенштейн «Иван Грозный», Мурадели опера «Великая дружба» и др. - «лысенковщина» - | ||||
Культура сер. 50 – сер. 60-х гг. | 1. «Оттепель» в духовной сфере Последствия ХХ съезда КПСС в духовной сфере – переоценка Сталина в литературе, искусстве, истории, свобода для творческой интеллигенции. Демократизация культурной жизни была временным явлением и обернулась ее временной либерализацией. - В литературе – И.Эренбург, В.Дудинцев, А.Твардовский, А.Солженицын; - новые театральные коллективы Театр на Таганке, «Современник» - новые журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Иностранная литература» -определенная свобода творчества ОСОБЕННОСТЬ ОТТЕПЕЛИ:
|
НТП 1953-1964 гг.
50-60-е гг. – НТР в мире и СССР.
- ОБОРОНКА!!! (ядерные исследования) – Келдыш, Харитон, Тамм
- 1953 г. впервые произошло испытание водородной бомбы;
- 1954 г. построена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС;
- 1957 г. спущен на воду первый в мире атомный ледоход «Ленин»;
- первый искусственный спутник был введен на орбиту – 4 октября 1957 г.,
- первый в мире космический полет Ю.А.Гагарина на корабле «Восток» – 12 апреля 1961 г. (конструктор С.Королев)
- с 1957 г. в СССР прекратилось производство паровозов, страна переходила на тепловозы и электровозы;
- реактивный пассажирский самолет, синхрофазотрон.
- появились новые отрасли промышленности – нефтехимия (начало создания безотходного производства), налаживался выпуск новых искусственных материалов;
- Всемирную известность заслужили советские физики А.Д. Сахаров,Тамм, Л.Д. Ландау, Л.А. Арцимович, М.В. Келдыш, Черенков, Франк, Семенов (хим.) – Нобелевские премии.
Особенности:
- НТП преимущественно охватывал отрасли, обеспечивающие оборону страны (ВПК)
- неприятие новых направлений в науке (кибернетика, генетика)
+ | - |
Достижения в науке: М.В. Келдыш, Л.В. Канторович, П.Л. Капица, С.П. Королев. В литературе: Б.Л. Васильев, В.Г. Распутин, В.М.Быков, Ч.Айтматов, В.Астафьев Широкую известность получило творчество режиссеров: Г.А. Товстоногова, В.Н. Плучек, С.Ф. Бондарчука, Э.А. Рязанова и др. Развитие театра: А.Любимов | Нарастало сопротивление активной части интеллигенции властям, распространялось правозащитное и диссидентское движение. Многие деятели культуры вынуждены покинуть СССР: В. Некрасов, А.И. Солженицын, И.Бродский, М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Нуриев и др. – невозвращенцы. На этом фоне возник Самиздат, началась «магнитофонная революция». Известность получили песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого и др. |
Кризисные явления в искусстве:идеологические рамки творчества;цензура, заказные произведения; финансирование культуры по «остатку».САМИЗДАТ.
Развитие образования
- рост образованности (40% - ВУЗы, обязательное среднее образование); - рост интеллигенции
Развитие науки: - ↑ расходов на науку, образование (нефте$); - ↓ внимания информационным технологиям, вычислительной технике; - научные достижения не внедряются в производство; - разработка дорогостоящих амбициозных программ (поворот северных рек); - оцениваются политические взгляды ученых (А.Д. Сахаров)