Период и особенности: На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния. На развитие культуры большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Развитие культуры отразило важнейшие процессы формирования русской нации и неразрывно связанного с ними начавшегося разрушения средневековой религиозно-феодальной идеологии, утверждения "мирских", светских начал в духовной культуре. Основным носителем новых научных и культурных ценностей было дворянство Силой, тормозившей культурный процесс, выступала церковь в обеих ее разновидностях - официальной и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами. Для развития культуры и науки приглашаются иностранцы. |
Литература: Развивалось народное творчество: свадебные песни, пословицы, песни о исторических событиях о Михаиле Скопине-Шуйском, Степане Разине, Смутном времени. Летописание уступает место историко-публицистическим повествованиям ("Повесть о царе Федоре Ивановиче", "Повесть 1606 г.", "Новая повесть", "Плач о пленении"). Распространенной формой была сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице». Книголюбы переписывали сочинения, популярны были жития святых, 20 лет Дмитрий Ростовский писал о житии святых. 1610-1612 гг. - оживление общественно-политической мысли связано с потрясениями Смутного времени. В 20-х годах "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Словеса" князя Ивана Хворостинина, по заказу патриарха Филарета "Новый летописец" (1630). В конце 50-х годов создание официальной истории уже поручается специальному учреждению - Записному приказу, задачей которого было продолжение "Степенной книги". В 70-х годах первая печатная историческая книга - сочинение киевского монаха Иннокентия Гизеля "Синопсис" ("Описание"). В 90-х годах XVII в. –«Скифская история" Андрея Лызлова, "История Сибирская" С. У. Ремезова). Монах Симеон - первый придворный поэт, одописец,тяжеловесные стихи. «Описание Московского государства» -Григория Котошихина Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях. |
Просвещение, наука: Образование: К концу столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Появляются печатные учебники: в 1634 - первый букварь, составленный В. Бурцевым, в 1682 г. - таблица умножения, в конце столетия - букварь К. Истомина. В1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается "школа грамматического учения" Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. В 80-х годах действовала школа при Печатном дворе, где основной дисциплиной был греческий язык. А в 1687 г. в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с учеными-греками, братьями Лихудами. В 60-х гг. в Москве открывается книжная лавка. В 1621 г. при царском дворе появилась рукописная газета "Куранты", содержавшая переводы иностранных известий. возникает первая в России научная библиотека при Аптекарском приказе. В 1633-1638гг. поход казаков И.Перфильева и Реброва – р.Яна и Индигирка, в 1643 г. М.Стадухин достиг Колымы, К.Иванов вышел к Байкалу; Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой; экспедиции В. Пояркова (1643-1646) и Е.П. Хабарова открыли путь к Тихому океану, В.В. Атласова (1697-1699) обследовала Камчатку. Большой вклад в изучение Монголии и Китая внесли статейные списки русских посольств. |
Живопись: Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, возглавлял в течение 30 лет Симон Ушаков (1626-1688) (иконы «Нерукотворный Спас», «Насаждение древа государства Российского» , создавший свою школу. Церковь, боровшаяся против обмирщения искусства, пользовалась всеми средствами для пропаганды религиозных идей, особенно средствами живописи. В 1668 году патриархи, собравшиеся в Москву на собор для суда над Никоном, строго регламентировали темы и образцы церковной живописи. Живописцы писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи — одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных. художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей. В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. , Известны парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. |
Архитектура, скульптура: Основным строительным материалом оставалось дерево, но увеличилось число зданий из кирпича, возводились здания для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий. Вершиной деревянной архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство (Ростовский кремль, Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерский монастыри). Богатым декором отличалась Церковь Троицы в Никитниках, построенная в 30-х гг. В сер. XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона. В последней четверти XVII в. новый стиль - московское, или нарышкинское, барокко (церковь Покрова в Филях и Сухарева башня в Москве). В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный "узорчатый" стиль. Его образцами являются церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках. |
Театр, музыка: Организован придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы - исключительно библейского содержания - шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы - "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт. |
Основные понятия: Академизм – классицизм в живописи. Масонство – религиозно-этическое движение, возникшее в нач. XVIII в. с целью создания тайной всемирной организации – религиозного братского союза. Материализм – восприятие окружающего мира без учета его духовной стороны. Сугубо прямолинейное восприятие окружающей действительности. «Могучая кучка» - творческий союз русских композиторов, образовавшийся в 60- гг., которые в своей музыке утверждали русские национальные начала, широко использовали народную тематику. Пассаж – в архитектуре – тип торгового здания, в котором магазины и конторские помещения располагались ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным перекрытием. «Передвижники» - художники, входящие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в Петербурге в противовес официальному центру искусства – Академии художеств. Обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны и ее природы, ездили по всей стране с выставками. | Публицистика – общественно-политическая литература (статьи, очерк, фельетоны…) на злободневные темы. Реализм – в литературе и искусстве – правдивое изображение действительности в художественных образах. Романтизм – идейное и художественное направление, основанное на широком использовании исторических и героико-поэтических тем, пристальном интересе к сильной личности, устремленной к безграничной свободе духа. Сентиментализм – направление, характеризующееся повышенным интересом к внутреннему миру человека и его чувствам. Эклектика – смешение, соединение различных стилей. Циркуляр – письменное распоряжение. |
Культура России XVIII в.
Особенности: век Просвещения - бурное развитие культуры, переход от провиденциализма к рационализму (от накопления знаний к науке), оживление интереса к внутреннему миру человека (гуманизм, светскость), европоизация культуры, но приняли это нововведение только высшие слои населения, секуляризация культуры. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма), появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства, изменился быт, введен политес, на смену классицизму приходит сентиментализм и в конце века появляется реализм. Просвещенный абсолютизм Екатерины II: Поддержка науки, театра, образования, литературы, искусства, способствование развитию человека, правление просвещенного монарха с помощью гуманных законов, идея эволюционного развития. |
Литература В традиционные жанры – былины, исторические песни и сказки – властно вторглась петровская тема. В произведениях присутствовал сам царь (его победы, раздумья. враги…). Новым явлением стала публицистика: Ф.Прокопович «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей». Но, чрезмерное увлечение всем иностранным привело к засорению русского языка (около 4 тыс. иностранных слов). Просвещения, литература становится светской, формируется русский литературный язык, ведущим стилем становится классицизм, затем сентиментализм и реализм. популярны были гистории, особенно «Гисто́рия о росси́йском матро́се Васи́лии Карио́тском и о прекра́сной короле́вне Ира́клии Флоренти́йской земли́», показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Во второй половине века сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей. Классицизм в произведениях М.В.Ломоносова,А.П. Сумракова (гражданственность, восхваление монархии), сентиментализм в работах Карамзина («Бедная Лиза»), сатира – Фонвизин («Бригадир», «Недоросль»), Н.И.Новиков – русский еженедельный журнал «Трутень» (1769- 1770), сатирический «Живописец» (1772- 1773) ) в Санкт-Петербурге (высмеивал крепостников, критиковал крепостное право, пропагандировал реформы), А.Н.Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву» (критика крепостного права, призывал к революции). . Неотъемлемой частью русской культуры было русское народное творчество, отражались события и народные герои: Салават Юлаев, Емельян Пугачев, Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос. |
Образование, наука 1-я половина Массовое открытие светских школ - необходимость подготовки военных и хозяйственных специалистов. 1701 – открытие в Москве Навигацкой и Артиллерийской школ, 1702– начало издания официальной печатной газеты «Ведомости», введены гражданская азбука и арабские цифры, появились новые типографии, открылись общедоступные бесплатные библиотеки «Букварь» Ф.П.Поликарпова,»Арифметика» Л.Ф.Магницкого, словари, руководство по механике, технике, архитектуре. Открытие цифирных, расширение сети епархиальных школ, школы для детей солдат и матросов, горные школы и школа переводчиков, расширялось обучение в Славяно-греко-латинской академии и открытие на ее базе школ. Появились технические учебные заведения: навигацкие школы в Москве, Новгороде, Нарве и др., Морская академия, инженерные школы и первые медицинские училища в Москве и Петербурге (учились дети дворян).Специальным указом Петр I запретил, пока они не получат образования. Создателями российской науки и культуры были выходцы из-за границы: швейцарец математик и механик Д.Бернулли, француз астроном и картограф Ж.Делиль. Организована экспедиция датского путешественника В.Беринга (после смерти Петра I две Камчатские экспедиции). В 1720 г. С.Ремизов составил «Большой чертеж Сибири», Брюс «Карта звездного неба», Аптекарский огород, изготовление хирургических инструментов, открытие госпиталей, А.Нартов – токарные и винторезные станки, открыта астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды, в Петербурге открыта Кунсткамера (1719) – естественно-научный музей, в 1724 – учреждение Академии наук, появилась книга Посошкова «Книга о скудности и богатстве» (идеология промышленников и купечества), открыты в 1730– Сухопутный шляхетский корпус, 1750– Морской шляхетский корпус. 2-я половина. Образование оставалось сословным, значительно возросла грамотность среди дворян и городских жителей. Открыты малые народные училища, всесословные народные школы, кадетские и шляхетские корпуса,– Пажеский корпус (1758), Институты благородных девиц (Смольный институт), пансионы, при Елизавете Петровне в 1755 г. Московский государственный университет, введена система народного образования.В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями - философским, физическим, историческим. М.В.Ломоносов – внес большой вклад в формировании русского литературного языка, автор «Русской грамматики», открыл МГУ, теория атомно-молекулярного строения, принцип сохранения материи, открытия в химии, работы по истории, автор мозаики, посвященный Полтавской битве в здании Академии наук и др. Развитие технической мысли: И.П.Кулибин (одноарочный мост через Неву), И.И. Ползунов (паровая машина), также были и крепостные изобретатели. Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции: С.П.Крашенинников «Описание земли Камчатской», В.Беринг и А.И.Чириков – открытие морского пути в Америку, открытие пролива между Америкой и Азией, описание Северного побережья Сибири. Цель Екатерины II - образование европейского уровня, гуманный, просвещенный народ. |
Архитектура: Бурное строительство, приглашение иностранных архитекторов, с 1703 г. Строительство Петербурга. Появление стиля барокко связано с именем итальянского архитектора В.В. Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Смольный монастырь, Строгановский дворец и др.), следом классицизм придворного архитектора Екатерины II итальянца Дж.Камерона (ансамбль дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом. Галереи в Царском селе и др). Профессор Римской академии, действительный член Болонской и Флорентийской академий В.И.Баженов (Большой Кремлевский дворец, Михайловский замок в Петербурге, императорский дворец в селе Царицыне). М.Ф.Казаков (Московский университет на Моховой, Голицынская больница, дом Благородного собрания в Москве (Колонный зал Дома союзов), И.Е.Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры), мастера П.И.Аргунов, Г.Е.Дикушин, А.Ф.Миронов (Шереметевский дворец). |
Живопись, скульптура. Наряду с иконописью появилась светская реалистическая живопись, в первую очередь портретная. Первые русские художники: И.Н.Никитин «Петр I на смертном одре» (портрет), «Полтавская битва», «Куликовская битва» (батализм), А.М.Матвеев, А.Ф.Зубов (гравюра – использовали в книгах, календарях). В скульптура сформировалось два направления светского жанра: реалистическое ( полное сходство, показ индивидуальных черт и характера человека)– Ф.И.Шубин, создатель галереи портретов Павла I, М.В.Ломоносова, П.А.Румянцева, В.Г.Орлова и др, К.Б.Растрелли «Бюст Петра I», классицизм-М.И.Козловский, памятник А.В.Суворову ,(1803) Самсон, раздирающий пасть льва (1810), Э.Фальконе. памятник Петру I “Медный всадник» (1782). |
Театр, музыка. Развитие театрального искусства, возрожден театр «Комедийная храмина» (1702 в Москве. Представления шли в деревянном здании на Красной площади. Ставили пьесы немецких, французских и испанских авторов, появились первые пьесы на исторические темы. Самодельные театры организовались в учебных заведениях (в Слаяно-греко-латинской академии и Хирургической школе). Создание в имениях крупных вельмож (Шереметовых, Голицыных) крепостных театров. В 1756 г. При активном содействии А.П.сумарокова ярославский купец Ф.Г.Волков создал в Петербурге первый профессиональный русский публичный театр. В 1779 г. На Царицынском лугу открылся частный театр (И.А.Дмитриевский), на сцене поставлены пьесы Д.И.Фонвизина (по указу иператрицы в 1783 г. закрыт). Музыка долгое время носила любительский характер, преобладала иностранная музыка и только в последней трети века сформировалась отечественная композиторская школа (опера, хоровая, камерная). Наряду с традиционными хоровыми произведениями и народными песнями звучала строевая музыка, новый жанр - канты (многоголосовое пение). Е.И.Фомин в 1792 г. - мелодрама «Орфей», В.А.Пашкевиы в 1792 г. Комическая опера «Санкт-Петербургский гостиный двор», А.О.Аблесимов в 1779 г. – комическая опреа «Мельник – колдун, обманщик и сват».Основные герои – простые люди, которые благодаря уму и находчивости побеждали зло. |
Изменения в быту. Связано с стремлением Петра I преодолеть национальную замкнутость России, преодолеть культурную отсталость: введена европейская одежда для дворян (камзолы, чулки, башмаки, шляпы, галстуки), бритье бород (за ношение – налог), 1699 г. -указ о новом летоисчислении (от Рождества Христова, новый год с 1 января), учреждены ассамблеи, введение изменений в семейные отношения (замена смотрин обручением, брака по принуждению, образовательный ценз для жениха), введен политес, распространение специальной литературы –«Приклады, како пишутся комплименты разные» (образцы деловых, дружественных, любовных писем) (1708), «Юности честное зерцало» (1717). |
Ассамблеи – балы, общественное собрание с участием дам в домах российской знати,дворяне обязаны были проводить по европейским манерам. Политес – правила хорошего тона. Шляхетский корпус – освобождал дворян от тяжелой службы в качестве простых солдат и матросов. Пажеский корпус – готовил дворян для придворной службы. Пансионы – обучение в отрыве от семьи. Батализм – Гравюра - |