Общественно-политическое движение в i половине xix в.
Декабристы
«Русская правда» П. Пестеля (Южное общество) | Конституция Н. Муравьева (Северное общество) |
1. Установление Республики | 1. Россия – конституционная монархия |
2. Введение двухпалатного парламента | |
3. Введение демократических свобод | |
4. Введение федеративного устройства 5. Ликвидация сословий, равный и гласный суд 6. Отмена крепостного права 7. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности 8. Ликвидация военных поселений в России |
Подумайте, существовали ли в России реальные условия для радикальных преобразований? Кратко расскажите о выступлении 14 декабря 1825г. Было ли закономерным поражение декабристов на Сенатской площади? Как вы оцениваете роль декабристов в развитии российской либеральной и революционной мысли?
Новый этап в развитии общественном движении России начинается с 30-х гг. Дайте характеристику идейных течений зарождающегося русского либерализма (30–50-е гг.): западников (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы).
Подведите итоги развития России в первой половине XIX века.
Занятие 2
План
1. Реформы 60–70-х годов XIX века.
2. Расстановка общественно-политических сил в пореформенной России. Революционно-демократическое движение.
3. Реформы и контрреформы Александра III. Деятельность Витте.
1 вопрос.Поражение России в Крымской войне поставило вопрос о необходимости модернизации страны. Содержанием внутреннего курса Александра II стали крупномасштабные реформы во всех сферах. Важнейшее место отводилось крестьянской реформе. В каком документе сформулированы основные её положения? Проанализируйте содержание реформы:
- Личное освобождение крестьян (общегражданские права, право перехода в др. сословия и т.п.)
- Наделение землей
- Выкупные платежи (80% – ссуда государства под 6% годовых; 20% крестьянин выплачивал сам, оставаясь временнообязанным)
В чём заключались важнейшие итоги развития реформы? Каковы её недостатки?
За отменой крепостного права последовала серия демократических реформ.
Судебная реформа (1864 г.)
- Бессословный, гласный, открытый суд
- Состязательность судебного процесса. Введение суда присяжных
- Разграничение компетенции каждой судебной инстанции
Земская реформа (1864 г.) и Городская реформа (1870 г.)
- Всесословная выборность в органы земского и городского самоуправления по имущественному цензу
- Введение земско-хозяйственного самоуправления в 34 губерниях России (отвечали за снабжение продовольствием, общественное призрение, местную торговлю и промышленность)
Военная реформа (1874 г.)
· Деление страны на 15 военных округов
- Всесословная воинская повинность
- Сокращение срока службы
- Перевооружение армии
- Создание военных учебных заведений разных уровней
- Запрет телесных наказаний
Реформа образования
· Принятие нового Университетского устава (1863 г.), возвращение автономии университетам.
· Утверждение нового Устава гимназий.
· Преемственность между учебными заведениями разного уровня.
· Доступность высшего образования представителям разных сословий (кроме крестьян).
· Начало высшего женского образования.
Дайте оценку реформ 60-70-х гг. с точки зрения перспектив развития России. Почему реформы были названы великими? Определите характер реформ. Как изменилась структура российского общества? (прилож. .№)
2 вопрос. Рассмотрите тенденции развития политической жизни России в пореформенный период. Проследите преемственность в общественно-политическом движении Х1Хв. (прилож. № ). Процесс идейно-политического размежевания привёл к оформлению консервативного, либерального и революционно-демократического лагерей. Проанализируйте их программные и тактические установки.
В революционно-демократическом движении 60-70-х гг. наибольшим влиянием пользовались народники. Какое место в деятельности народников занимал террор? Ваша оценка терроризма как средства переустройства общества. Когда появляются первые марксистские организации? Назовите имена виднейших марксистов. Каковы объективные предпосылки распространения марксизма в России.
3 вопрос. Реформы 60-70-х гг. способствовали быстрому развитию капитализма в России. Обозначьте качественные сдвиги в промышленности в последней трети XIX в. Проанализировав политику Александра Ш, отметьте особенности, выявите противоречия капитализма в России:
Экономическая сфера
1. Государственное регулирование экономики: протекционизм, рыночного типа налогообложение, создание банковской системы.
2. Интенсивное развитие отечественной промышленности, железнодорожное строительство.
Социальная сфера
1. Рабочий вопрос:
§ Принятие рабочего законодательства
2. Крестьянский вопрос:
§ Перевод крестьян на обязательный выкуп
§ Понижение выкупных платежей
§ Открытие крестьянского банка
§ Отмена подушной подати
Политическая сфера
1. Усиление административного и полицейского надзора в уездах и губерниях.
2. Жёсткое подавление революционного движения
3. Упразднение мирового суда.
4. Ограничение функций земств и городских дум
Духовная сфера
1. Ужесточение цензуры, закрытие либеральных и радикальных журналов
2. Реакционный университетский устав, ликвидация автономии университетов
3. Ограничение доступа в гимназию и ВУЗы детей из малообеспеченных семей (Указ о «кухаркиных детях»)
Значительный вклад в модернизацию страны внес С.Ю. Витте. Дайте оценку реформаторской деятельности С.Ю. Витте в 90-е гг.