Превращение россии в мировую державу
Сравните итоги развития России и Западной Европы в XVIII в., имея в виду, что для Западной цивилизации в этот период было характерно:
· Становление нового хозяйственного уклада и новой формы собственности (рыночная экономика)
· Новые технические открытия и развитие инженерной мысли
· Интенсификация труда
· Рост разделения труда и товарного производства, купеческого капитала и
предпринимательства.
· Рост народонаселения
Темы сообщений:
1. Первый российский император (Личность Петра I).
2. «Птенцы гнезда Петрова» (Сподвижники Петра I).
3. Выдающиеся государственные и политические деятели второй половины XVIII в.
4. Северная Семирамида (Политический портрет Екатерины II).
5. Медицина и здравоохранение в XVIII веке.
6. Первый ярославский губернатор А.П. Мельгунов.
ТЕРМИНЫ
Абсолютизм – форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, В России существовал в XVIII – начале XX вв. Государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, армия, полиция.
Губерния –основная административно-территориальная единица в России с 1706 г. Делилась на уезды.
Империя -монархическое государство, объединяющее (часто насильственно) различные национальные или территориальные образования под началом жесткой централизованной власти, Управление строится по принципу вертикали: центр – провинции, метрополия – колония. Император –титул главы Российской империи с 1721 г. (до февраля 1917 г.)
Коллегии – государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления. Созданы в 1711 – 1715 гг. Первоначально десять: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и др. В начале XIX в. заменены министерствами.
Мануфактура –капиталистическое предприятие, где использовались ремесленная техника и ручной труд.
Модернизация –обновление. Процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному (современному обществу). В России модернизация начата Петром I.
Подушная подать – основной прямой налог в России в XVIII - XIX веках, введённый вместо подворного обложения. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 - 90 гг. XIX века.
Рекрут –лицо, принятое на военную службу по повинности, Рекрутская повинность – способ комплектования русской армии в XVIII – XIX вв.- распространялась на податные сословия (крестьяне и мещане).
Сенат –в XVIII - начале XIX вв. высшее учреждение России. Его функции: наблюдение за исполнением законов, судом, финансами и др.
Основные даты
1682 – 1725 гг. – царствование Петра Великого
1700 – 1721 гг. – Северная война
1721 г. – провозглашение России Империей
1722 г. – «Табели о рангах»
1725 г. – 1796 г. – период дворцовых переворотов
1755 г. – учреждение Московского университета
1762 г. – Манифест о вольности дворянства
1762 – 1796 гг.– царствование Екатерины II
1785 г. – издание Жалованных грамот дворянству и городам
Литература
История Российского государства. Учебное пособие (под ред. Ш.М. Мунчаева). М., 2001. Глава 2 § 5.
История России с начала XVIII до конца XIX вв. (под ред. А.Н. Сахарова). М., 2001. Глава 1 § 3; Глава 2; Глава 3; Глава 4 § 1; Главы 7, 8, 10; Глава 11 § 1, 2, 3; Главы 13, 15.
История России: Учебник (А.С. Орлов и др.) М., 2004. Главы 14–16.
РОССИЯ В XIX веке
Цели и задачи
Ознакомиться с проблемами и противоречиями развития России в XIX веке. Дать анализ основных направлений политики Александра I, Николая I, «Великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III. Отследить идейно-политическое размежевание в обществе по вопросу о путях развития России, нарастание кризиса самодержавно-крепостнического строя.
Занятие 1
План
1. Россия и тенденции мирового развития. Политический курс Александра I.
2. Внутренняя политика Николая I.
3. Декабристы и общественное движение 30-40 годов.
1 вопрос. XIX век стал временем перехода ведущих европейских государств от аграрного общества к индустриальному. В разных странах этот процесс шел с разной степенью интенсивности. В России переход индустриальному обществу имел свою специфику. В чем заключались особенности политического и социально-экономического развития России (смотри приложение 4)? Подумайте, какие проблемы требовали разрешения.
В начальный период царствования Александра I вынашивались планы преобразований. Какую роль в формировании курса сыграл М. М. Сперанский? Рассмотрите подробно реформы Александра I и определите их характер.
Государственное управление
v Создание Государственного совета (высшего законосовещательного органа).
v Замена коллегий 8 министерствами и создание Комитета министров (1802 г.).
Социальная сфера
v Восстановление Жалованной грамоты дворянству.
v Возвращение репрессированных режимом Павла I.
v Право владеть землей без крестьян получили мещане и купцы (1801 г.).
v Воссоздание или учреждение российских университетов и медицинских факультетов при них. Принятие демократичного Устава высших учебных заведений.
v Отмена ограничений на ввоз и вывоз товаров и книг, а также на поездки за границу.
Крестьянский вопрос
v Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.).
v Запрет продажи крепостных без семьи, продажи или раздача государственных крестьян в частные руки (1808, 1809 гг.).
Пользуясь приложением 5, расскажите о внешнеполитической жизни России. Проследите их влияние на изменение внутриполитического курса Александра I. Можно ли говорить об усилении консервативных тенденций во второй половине царствования Александра I?
2 вопрос. Приступая к рассмотрению вопроса, обратите внимание на обстоятельства, которые привели Николая I на трон. Проанализируйте развитие системы государственного управления.
Государственное управление
v Учреждение Собственной Его Императорского Величества канцелярии как важнейшего органа государственной власти (1826 г).
v Кодификация - упорядочение законодательства (М.М. Сперанский).
v Создание комитетов под контролем императора для решения важнейших государственных дел.
v Увеличение и укрепление бюрократического аппарата.
v Усиление полицейского и административного надзора.
Почему отечественные историки называли эту систему военно-бюрократической? Период царствования Николая I определяется как апогей самодержавия. Какой смысл вкладывается в это понятие? Какие специальные органы были созданы для укрепления самодержавного режима и борьбы с оппозицией?
Социальная политика
v Ограничение проникновения во дворянство представителей третьего сословия (1832, 1845 гг.).
v Введение строгого цензурного контроля (1826 г.).
v Реформа низших и средних учебных заведений (1828 г.). Разные ступени школы стали существовать обособленно и не были связаны друг с другом.
v Принятие нового реакционного университетского Устава (1835 г.), существенно сократившего автономию ВУЗов.
Рассмотрите, в чем суть и значение теории «официальной народности»?
Крестьянский вопрос
v Создание секретных комитетов для решения крестьянского вопроса.
v Указ об «обязанных крестьянах»
v Улучшение социально-экономического положения государственных крестьян. Переселение малоземельных на свободные земли.
Подумайте, продвинулся ли Николай I в решении крестьянского вопроса?
Дайте характеристику внешнеполитическому курсу Николая I (смотри приложение 5). Отметьте, как поражение в Крымской войне повлияло на стабильность николаевской системы. Обратите внимание на прогрессирующее отставание России от стран Запада. В чем оно проявлялось? Реформы первой половины XIX века свидетельствовали о необходимости кардинальных преобразований в России, которые были осуществлены в 60-70 гг. XIX века.
3 вопрос. Подумайте, как и в какой мере, Великая Французская революция и Отечественная война 1812г. повлияли на рост самосознания дворянства. Расскажите о первых тайных обществах в России. Пользуясь данными таблицы проанализируйте содержание программных документов декабристов («Русская правда» П. И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева).