Превращение россии в мировую державу

Сравните итоги развития России и Западной Европы в XVIII в., имея в виду, что для Западной цивилизации в этот период было характерно:

· Становление нового хозяйственного уклада и новой формы собственности (рыночная экономика)

· Новые технические открытия и развитие инженерной мысли

· Интенсификация труда

· Рост разделения труда и товарного производства, купеческого капитала и

предпринимательства.

· Рост народонаселения

Темы сообщений:


1. Первый российский император (Личность Петра I).
2. «Птенцы гнезда Петрова» (Сподвижники Петра I).
3. Выдающиеся государственные и политические деятели второй половины XVIII в.
4. Северная Семирамида (Политический портрет Екатерины II).
5. Медицина и здравоохранение в XVIII веке.

6. Первый ярославский губернатор А.П. Мельгунов.

ТЕРМИНЫ

Абсолютизм – форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, В России существовал в XVIII – начале XX вв. Государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, армия, полиция.

Губерния –основная административно-территориальная единица в России с 1706 г. Делилась на уезды.

Империя -монархическое государство, объединяющее (часто насильственно) различные национальные или территориальные образования под началом жесткой централизованной власти, Управление строится по принципу вертикали: центр – провинции, метрополия – колония. Император –титул главы Российской империи с 1721 г. (до февраля 1917 г.)

Коллегии – государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления. Созданы в 1711 – 1715 гг. Первоначально десять: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и др. В начале XIX в. заменены министерствами.

Мануфактура –капиталистическое предприятие, где использовались ремесленная техника и ручной труд.

Модернизация –обновление. Процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному (современному обществу). В России модернизация начата Петром I.

Подушная подать – основной прямой налог в России в XVIII - XIX веках, введённый вместо подворного обложения. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 - 90 гг. XIX века.

Рекрут –лицо, принятое на военную службу по повинности, Рекрутская повинность – способ комплектования русской армии в XVIII – XIX вв.- распространялась на податные сословия (крестьяне и мещане).

Сенат –в XVIII - начале XIX вв. высшее учреждение России. Его функции: наблюдение за исполнением законов, судом, финансами и др.

превращение россии в мировую державу - student2.ru Основные даты

1682 – 1725 гг. – царствование Петра Великого

1700 – 1721 гг. – Северная война

1721 г. – провозглашение России Империей

1722 г. – «Табели о рангах»

1725 г. – 1796 г. – период дворцовых переворотов

1755 г. – учреждение Московского университета

1762 г. – Манифест о вольности дворянства

1762 – 1796 гг.– царствование Екатерины II

1785 г. – издание Жалованных грамот дворянству и городам

превращение россии в мировую державу - student2.ru Литература

История Российского государства. Учебное пособие (под ред. Ш.М. Мунчаева). М., 2001. Глава 2 § 5.

История России с начала XVIII до конца XIX вв. (под ред. А.Н. Сахарова). М., 2001. Глава 1 § 3; Глава 2; Глава 3; Глава 4 § 1; Главы 7, 8, 10; Глава 11 § 1, 2, 3; Главы 13, 15.

История России: Учебник (А.С. Орлов и др.) М., 2004. Главы 14–16.

РОССИЯ В XIX веке

Цели и задачи

Ознакомиться с проблемами и противоречиями развития России в XIX веке. Дать анализ основных направлений политики Александра I, Николая I, «Великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III. Отследить идейно-политическое размежевание в обществе по вопросу о путях развития России, нарастание кризиса самодержавно-крепостнического строя.

Занятие 1

План

1. Россия и тенденции мирового развития. Политический курс Александра I.

2. Внутренняя политика Николая I.

3. Декабристы и общественное движение 30-40 годов.

1 вопрос. XIX век стал временем перехода ведущих европейских государств от аграрного общества к индустриальному. В разных странах этот процесс шел с разной степенью интенсивности. В России переход индустриальному обществу имел свою специфику. В чем заключались особенности политического и социально-экономического развития России (смотри приложение 4)? Подумайте, какие проблемы требовали разрешения.

В начальный период царствования Александра I вынашивались планы преобразований. Какую роль в формировании курса сыграл М. М. Сперанский? Рассмотрите подробно реформы Александра I и определите их характер.

Государственное управление

v Создание Государственного совета (высшего законосовещательного органа).

v Замена коллегий 8 министерствами и создание Комитета министров (1802 г.).

Социальная сфера

v Восстановление Жалованной грамоты дворянству.

v Возвращение репрессированных режимом Павла I.

v Право владеть землей без крестьян получили мещане и купцы (1801 г.).

v Воссоздание или учреждение российских университетов и медицинских факультетов при них. Принятие демократичного Устава высших учебных заведений.

v Отмена ограничений на ввоз и вывоз товаров и книг, а также на поездки за границу.

Крестьянский вопрос

v Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.).

v Запрет продажи крепостных без семьи, продажи или раздача государственных крестьян в частные руки (1808, 1809 гг.).

Пользуясь приложением 5, расскажите о внешнеполитической жизни России. Проследите их влияние на изменение внутриполитического курса Александра I. Можно ли говорить об усилении консервативных тенденций во второй половине царствования Александра I?

2 вопрос. Приступая к рассмотрению вопроса, обратите внимание на обстоятельства, которые привели Николая I на трон. Проанализируйте развитие системы государственного управления.

Государственное управление

v Учреждение Собственной Его Императорского Величества канцелярии как важнейшего органа государственной власти (1826 г).

v Кодификация - упорядочение законодательства (М.М. Сперанский).

v Создание комитетов под контролем императора для решения важнейших государственных дел.

v Увеличение и укрепление бюрократического аппарата.

v Усиление полицейского и административного надзора.

Почему отечественные историки называли эту систему военно-бюрократической? Период царствования Николая I определяется как апогей самодержавия. Какой смысл вкладывается в это понятие? Какие специальные органы были созданы для укрепления самодержавного режима и борьбы с оппозицией?

Социальная политика

v Ограничение проникновения во дворянство представителей третьего сословия (1832, 1845 гг.).

v Введение строгого цензурного контроля (1826 г.).

v Реформа низших и средних учебных заведений (1828 г.). Разные ступени школы стали существовать обособленно и не были связаны друг с другом.

v Принятие нового реакционного университетского Устава (1835 г.), существенно сократившего автономию ВУЗов.

Рассмотрите, в чем суть и значение теории «официальной народности»?

Крестьянский вопрос

v Создание секретных комитетов для решения крестьянского вопроса.

v Указ об «обязанных крестьянах»

v Улучшение социально-экономического положения государственных крестьян. Переселение малоземельных на свободные земли.

Подумайте, продвинулся ли Николай I в решении крестьянского вопроса?

Дайте характеристику внешнеполитическому курсу Николая I (смотри приложение 5). Отметьте, как поражение в Крымской войне повлияло на стабильность николаевской системы. Обратите внимание на прогрессирующее отставание России от стран Запада. В чем оно проявлялось? Реформы первой половины XIX века свидетельствовали о необходимости кардинальных преобразований в России, которые были осуществлены в 60-70 гг. XIX века.

3 вопрос. Подумайте, как и в какой мере, Великая Французская революция и Отечественная война 1812г. повлияли на рост самосознания дворянства. Расскажите о первых тайных обществах в России. Пользуясь данными таблицы проанализируйте содержание программных документов декабристов («Русская правда» П. И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева).

Наши рекомендации