Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.
Исторически разделение властей известно очень давно, например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная – Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная – ареопагу как верховному судебному органу.
Большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит: Д. Локку (1632-1704) и Ш. Монтескье (1689-1755). Учение о разделении властей стало быстро развиваться в период разложения феодальных отношений и развития капитализма в Западной Европе в 17-18 вв.
По теории Д. Локка – Власть эффективная, если разделена между носителями.
Д. Локк различал 3 ветви власти – законодательную (парламент), исполнительную (король) и федеративную (внешняя политика и отношения с иностранными государствами). Судебную власть он включал в состав исполнительной.
По теории Ш. Монтескье – Каждая ветвь власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. У каждой власти свое назначение: Законодательная – создает, изменяет и отменяет законы. Исполнительная – осуществляет законы. Судебная власть – карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
Считается, что наиболее последовательным воплощением принципа разделения властей является конституция США 1787 г.
Система сдержек и противовесов в ней покоится на следующих основополагающих началах:
1. Все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть народом, исполнительная (Президент – косвенно народом, судебная формируется совместно сенатом и президентом).
2. Все органы имеют разные сроки полномочий. Таким образом они не обновляются одновременно, в результате сохраняется устойчивость и преемственность в деятельности.
3. Каждая ветвь власти имеет сдержки и противовесы, чтобы не допустить узурпацию власти другими ветвями (например, отлагательное вето Президента, право импичмента и т.д.)
В России принцип закрепления властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, где провозглашена самостоятельность судебной, законодательной, исполнительной властей.
Законодательная власть – это представительный орган, избираемый населением страны, решает вопросы коллегиальным порядком. Обычно это называется одним термином – парламент. Структура, состав и компетенция его регулируется чаще всего конституцией конкретного государства.
Функции парламента различны, но главная из них – это законодательная, принятие законов по определенной процедуре. Парламент принимает закон о бюджете, ратифицирует важнейшие международные договоры,
Законодательная власть может осуществляться путем референдума или например принятия законов монархом (Катар, Саудовская Аравия, Оман).
Исполнительная власть. Главное назначение исполнительной власти – это исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Она представлена разветвленной системой государственных органов, многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.
Органы исполнительной власти имеют строгую вертикаль, вышестоящие органы могут давать нижестоящим обязательные для исполнения указания.
В парламентарных республиках и парламентских монархиях – это правительство и премьер-министр, в президентских и смешанных – она в руках президента.
Принято выделять три уровня территориальной организации исполнительной власти:
1. Общегосударственная исполнительная власть
2. Исполнительная власть субъекта федерации
3. Исполнительная власть органов местного самоуправления.
Так же различают органы исполнительной власти общей компетенции (президент, правительство, губернатор) и отраслевой (министерства, ведомства).
Исполнительной власти присущи следующие черты: Самостоятельность и независимость; действует на территории всего государства; строго следует законам страны; действует от имени государства; организует и обеспечивает порядок, охрану и управление в различных сферах жизни общества; имеет право на принуждение, но в рамках закона; может принимать общеобязательные для исполнения нормативные, правоприменительные акты.
Судебная власть – это ветвь власти занимает особое место, на нее возложено осуществление правосудия, имеющим своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.
Судебная власть обладает специфической юридической природой и имеет признаки:
1. Самостоятельность и независимость, при осуществлении правосудия подчиняется только Конституции и действующим законам.
2. Наделена только ей присущими функциям – правозащитной, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и т.д.
3. Осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме.
4. Осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства.
5. Обладает правом законодательной инициативы. Но принадлежит Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их ведения.
6. Занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям государственной власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность и законность принятых актов,
принадлежащих законодательной и исполнительной властям, а также обеспечивает единообразное применение закона.
7. Судебная практика служит источником права (судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве).
Все три власти обеспечивают единство функционирования государства, не заменяют и не вытесняют друг друга.