Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Страх толпы
Самый знакомый пример страха толпы - паника, которая возникает, если люди оказываются в опасной ситуации. Такая ситуация сложилась вечером 3 декабря 1979 г. на большом стадионе Риверфрант в Цинциннати. Примерно в 13 часов 30 мин. толпа начала собираться у главного входа на стадион, где в 8 часов вечера должен был состояться концерт Рок группы "The Who". На большинстве билетов не были указаны места, поэтому люди пришли заблаговременно, чтобы занять место. Когда температура понизилась почти до 0 и холодный ветер подул с реки Огайо, толпа стала увеличиваться и в 18.30 у входа было около 8000 человек. Перед ними два ряда из восьми дверей соединялись в одной точке в форме буквы "V".
Когда толпа услышала, что музыканты начали настраивать инструменты, она двинулась вперед, придавив людей к закрытым дверям. Наконец в 19.05 вечера открылись 4 из 16 дверей, началось долгое мучительное проталкивание вперед. Люди, стоявшие сзади, выкрикивали: "Раз, два, три, толкай!" Люди падали, а их топтали. Нескольких человек задавили насмерть, другие задыхались, когда им удавалось пробраться внутрь. К концу концерта было обнаружено 11 трупов (Флиппо, 1980).
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Враждебность толпы
27 ноября 1978 г. бывший инспектор полиции Сан-Франциско Дэн Уайт вошел в здание муниципалитета и застрелил мэра Джорджа Москоуна и полицейского инспектора Харви Милка. Харви Милк был первым гомосексуалистом не скрывавшим этого, избранным на государственный пост в Сан-Франциско. Он был важным символом для большой общины гомосексуалистов, проживавших в городе. Уайт объяснил убийство мэра тем, что хотел быть переизбранным в коллегию инспекторов, но узнал о планах мэра назначить кого-то другого. Как заявил Уайт, он вошел в кабинет Милка, начал говорить с ним, а затем убил, потому что "Харви самодовольно ухмыльнулся". На судебном процессе по делу Уайта прокурор заявил, что обвиняемый совершил убийство при отягчающих обстоятельствах и должен быть приговорен к смертной казни. Однако 21 мая ему было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве и вынесен приговор: тюремное заключение - максимальный срок 7 лет и 8 месяцев.
В тот вечер небольшая толпа собралась на улице Кастро возле баров и клубов гомосексуалистов и двинулась к зданию муниципалитета в знак протеста против мягкого приговора. К 20 часам вечера шествие, уже достигшее 5000 человек, превратилась в разгневанную толпу; люди поджигали кусты, мусорные урны, газетные киоски. Небольшие группы бежали по переулкам, разбивая окна автомобилей, магазинов и домов. Прибыла полиция, но численность нарушителей порядка оказалась большей, полиции пришлось отступить в здание муниципалитета. Толпа швыряла в окна кирпичи, поджигала полицейские машины. "Дэна Уайта, сюда! Линчевать его!" - кричали они. Прибыли новые отряды полиции, воздух был пропитан слезоточивым газом. К полуночи толпу разогнали; беспорядки нанесли ущерб на миллион долларов; было подожжено 12 полицейских машин, ранено 119 человек, в том числе 59 полицейских (Тэрнер, 1979; Бек, Риз, 1979).
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Радость толпы
В конце недели с 15 по 17 августа 1969 г. происходило уникальное событие, которое впоследствии стали называть просто "Вудсток". В тот прохладный дождливый уик-энд в Бетеле (Нью-Йорк) собралось от 300 000 до 400 000 человек, большинство из которых были моложе 30 лет, на Вудстокский музыкальный и художественный фестиваль - самый крупный фестиваль рока когда-либо проводившийся в Америке. "Никогда ни одно событие не собирало такое огромнейшее количество народа. И люди объединились - задушевно, с глубоким смыслом, с такой подлинной радостью, что воздействовали не только на всех окружающих, но и на средства массовой информации, а затем на миллионы других, молодых и старых, на тех, в частности, кто был против подобных мероприятий и не понимал сущности поп-культуры" (Сандер, 1969). Хотя ощущалась нехватка пищи, воды, туалетов, не было в достаточном количестве полиции, отчего на дорогах на протяжении многих миль происходили заторы транспорта, люди не падали духом. Они делились друг с другом пищей, водой, вином. Преобладало мирное настроение. Вот что рассказал один 19-летний юноша: "Суть не в том, что люди открыто передавали друг другу марихуану; главное, их почти не подавляли и не применяли силу, ведь полицейских было немного, и они дружелюбно относились к собравшимся. Огромная толпа людей вела себя прилично. Это было самое необычайное проявление того, какими хорошими люди могут быть и хотят быть на деле, если их оставят в покое. Здесь этические нормы соблюдала огромная масса людей" ("The New Yorker", 1969, Aug.30, p. 19).