Лекция № 7. Особенности абсолютной монархии в Англии и Германии
Причины временного ослабления парламента при Тюдорах
В 1485 г. в Англии утвердилась новая королевская династия Тюдóров и сильная королевская власть. При Тюдорах наблюдался временный упадок парламента. Тюдоры (1485-1603) сделали из парламента послушное орудие своей власти. Причинами ослабления парламента при Тюдорах стали:
1. Ослабление парламента явилось следствием войны алой и белой роз с середины XV в. до 1485 г. - борьбой за трон двух враждебных династий Ланкáстеров и Йóрков, имевших соответствующие гербы. Парламент стал созываться более редко. Если в XIV-XV веках парламенты созывались почти ежегодно, то во время тридцатилетней смуты всего 4 раза. Во время войны погибли многие аристократические фамилии, игравшие особую роль в прежних парламентах. Народ, уставший от смуты, стремился к созданию сильной королевской власти для прекращения анархии.
2. Религиозная реформáция XVI в., утверждение верховенства королевской власти над церковью. В 30-х годах XVI в. Генрих VIII (1509-1547) при поддержке парламента объявил себя главой англикáнской церкви вместо римского папы, порвав связь с Римом. Король как глава англиканской церкви стал назначать высшее духовенство независимо от римского папы. Церковная организация превратилась в опору королевской власти.
Ещё за несколько веков до реформации в Англии началась и постепенно развивалась оппозиция церковному владычеству Рима. Это была оппозиция на почве национальной и экономической. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского папы во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями пап на светскую, политическую власть, вплоть до подчинения королей в качестве вассалов римскому папе, чрезмерными от Англии получаемыми церковными доходами, многоэтничным составом духовенства и его абсолютной зависимостью от чужеземной папской власти, привилегированным положением и распущенностью духовенства. Наряду с политико-экономической оппозицией, развивалась и оппозиция религиозная, вытекавшая из сознания, что римская католическая церковь уклонилась от апостольской традиции, как в учении о вере, так и в церковном управлении и жизни.
Генрих VIII, порвав связь с Римом, провозгласил себя главой англиканской церкви. Англиканское исповедание представляло собой смесь католичества, лютерáнства и кальвинúзма. Парламент трижды специальными законами устанавливал символы веры - в 1536 г., 1552 г. и в 1559 г. англиканское исповедание из тридцати девяти пунктов, которое являлось обязательным как для духовенства, так и для мирян. Из-за нескончаемой борьбы религиозных партий парламент своими законами (sic!) решил богословские споры. Естественно, что в англиканской церкви, и после объявления 39-ти пунктов, как обязательной нормы христианского учения, единства не получилось. Религиозные партии продолжали существовать.
Генрих VIII приступил к материальному ущемлению церкви, проведя секуляризáцию церковных земель, которые составляли почти 1/3 земель королевства. Секуляризация есть изъятие церковных земель и превращение их в государственную собственность. При этом сохранилось иерархическое устройство церкви, иерархия епископов во главе с королём. Англиканская церковь, установленная в Англии при Тюдорах, стала результатом созданного государственной властью компромисса между католическими и протестантскими началами. Наряду с официальной реформацией происходила неофициальная реформация, более резко порывавшая с традициями католицизма, которая подвергалась государственной властью гонениям. Поэтому официальная англиканская церковь, англиканское духовенство поддерживали короля.
Среди новых классов получил широкое распространение пуританúзм. Он подвергался государственной властью, англиканской церковью гонениям. Пуританство представляет собой протестантизм кальвинúстского толка на английской почве. Пуритáне - это английские кальвинисты. Основатель кальвинизма Жан Кальвúн (1509-1556) выдвинул учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог предопределил, избрал одних людей к спасению, к раю, а других - к погибели, к аду совершенно независимо от их воли. Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство, а бедность есть признак отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало по оценке выдающего немецкого социолога Макса Вéбера (1864-1920) «фарисейски спокойную совесть при наживе денег». Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Пуритане потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов, очищения англиканской церкви от остатков католицизма, выступали за вывод церкви из-под королевской власти, упразднение сана епúскопа. Основой церковного устройства у пуритан является церковная община с пресвитéром во главе, избираемым верующими общины.
3. Поддержка королевской власти светскими лордами.
Во время войны алой и белой роз погибли многие аристократические фамилии, отличавшиеся особым духом независимости по отношению к королевской власти. В палате лордов первого парламента основателя династии Тюдоров Генриха VII лордов насчитывалось всего двадцать девять. Тюдоры создавали новых лордов. Они назначили полторы сотни лордов. Их брали из старинных рыцарских родов, члены которых издавна служили при дворе. Вновь пожалованным лордам дарились поместья из громадного земельного фонда бывших монастырских имуществ. Обязанные своим возвышением и обогащением королям, новые лорды стали надёжной опорой Тюдоров. Старые традиции оппозиционного баронства были им уже чужды.
4. Обезземеливание крестьянства, огораживание земель под пастбища, развитие бродяжничества, рост аграрных беспорядков.
Английские крестьяне к концу XV в. делились на копигóльдеров и фригóльдеров. Свободное владение (фригольд) - это владение землей, свободное от повинностей, свойственных подвластному человеку, и подлежащее только повинностям, которые совместимы со званием свободного человека. К свободному владению относились поземельное владение баронов - крупных феодалов, рыцарей – средних и мелких феодалов и уплачивающих ренту свободных крестьян - фригольдеров.
Крестьяне - фригольдеры фактически были собственниками земли и уплачивали за нее лишь незначительную денежную ренту и имели право свободного распоряжения своей землей. Фригольдерское землевладение пользовалось защитой королевских судов, а его землевладелец имел право участвовать в выборах в парламент, тогда как копигольдеры этого права были лишены. Но выморочный участок фригольдера переходил в собственность лорда.
К концу XV в. английские крестьяне перестали быть вилланами, которые находились в личной и поземельной зависимости от лорда. Они выкупали у лордов барщинные и другие натуральные повинности. Потомки прежних вилланов назывались копигольдерами - владельцами по копии, так как документом на владение наделом у них была выписка, или «копия» из протоколов манориального суда. Копигольдеры XV-XVII вв. были лично свободными людьми и за свои наделы платили лорду фиксированный денежный оброк и несли некоторые повинности. Повинности копигольдера были в целом строго определены и не могли изменяться. Вместе с тем он обязан был уплатить лорду определенную сумму или выдать ему лучшую голову скота, либо другую лучшую вещь из своего движимого имущества по выбору лорда при переходе участка по наследству или при отчуждении его. Права копигольдеров на надел не охранялись королевскими судами, но в XV в. споры копигольдером с землевладельцами стали рассматриваться в суде канцлера, а в XVI в. и в судах общего права.
С конца XV в. новое дворянство - джентри в целях повышения доходности своих имений стало переводить свои хозяйства на производство продукции на рынок и заменять труд зависимых крестьян трудом наемных рабочих. Они не были заинтересованы в эксплуатации зависимых крестьян, считая более выгодным разведение овец с помощью наемных работников и продажу овечьей шерсти текстильным промышленникам, так как с увеличением спроса на английскую шерсть в Европе и цен на нее более доходным делом стало овцеводство, чем земледелие.
Поэтому многие землевладельцы захватывали общинные земли - пастбища, луга, леса и пустоши, которыми раньше пользовались вместе с крестьянами, сгоняли крестьян - копигольдеров с их наделов, огораживали их заборами, канавами под овечьи пастбища. Собственностью лорда стали общинные пастбища, что привело к тому, что крестьяне не могли держать даже корову. Крестьяне-копигольдеры вынуждены были продавать свои участки лордам и уходить в город на заработки. Земли крестьян были присоединены к господскому домену - манору. Эти земли джентри сдавали в срочную аренду крупным фермерам, за что получали большую денежную ренту, а иногда и сами разводили большие стада овец. Наследственное чиншевое владение заменялось срочной арендой, которая могла заключаться на короткий срок и позволяла произвольно повышать арендную плату. Чиншевое владение копигольдеров было бессрочным и размер чинша был фиксированным, феодал не мог его увеличить.
В Англии стало распространяться крупное хозяйство, рассчитанное на обработку больших участков земли, на совместную деятельность многих рабочих, на приложение значительного капитала и на усовершенствованные приемы обработки. Мелким поземельно - зависимым крестьянам было трудно соперничать с такими хозяйствами, и крестьяне, находя ведение крестьянского хозяйства невыгодным, стали продавать землю соседним лордам. Лишившись земли, они становились фермерами, то есть арендаторами крупных участков, или нанимались в сельские рабочие. Но чаще всего, они уходили в города и становились бродягами, нищими или, наконец, уезжали из Англии в колонии. Крестьяне стали свободными от феодальных повинностей в пользу лордов, но лишились земли.
Протест крестьян против огораживаний приводил к аграрным выступлениям, беспорядкам. Имущие классы, встревоженные крупными беспорядками, ради поддержания общественного порядка не препятствовали усилению королевской власти. Духовные и светские лорды, средние землевладельцы - джентри поддерживали королевскую власть. Церковная реформация XVI в. связала с королевской властью интересы духовной и светской аристократии.
5. Успешная национальная политика Тюдоров, которые принимали меры по созданию мощного морского флота, поощряли торговлю, проводили колониальные захваты, боролись с могущественной католической Испанией, разгромив испанский флот в 1588 г.
Тюдоры правили самовластно. Однако они не упразднили парламент, потому что он стал покорным и послушным орудием в руках королевской власти. Они созывали парламент редко. Например, Елизавета I (1558-1603) за 45 лет своего правления созывала парламент всего 13 раз. Тюдоры не оспаривали наиболее очевидных прав парламента, хотя и нарушали их на каждом шагу. Так, королевским ордонáнсам придавалась сила законов – статýтов. Под видом «добровольных займов» устанавливались принудительные поборы, заменившие правильно утверждённые налоги.