Французские генеральные штаты
Доходы короля складывались из того, что давали королевские поместья. Доходы король получал со своего домена, то есть они были связаны с земельной собственностью. Ими являлись феодальные платежи: оброчные платежи крестьян, платежи вассалов за продажу феодов, денежная помощь вассала сеньору, судебные штрафы, баналитéтные права (монополии на печь, на виноградный пресс, на мельницу), сборы за утверждение хартий всех коммун королевства. Коммунами назывались города, добившиеся в борьбе с сеньорами самоуправления. Стремясь упрочить своё самоуправление, города обращались к королю с просьбой своим авторитетом утвердить хартию. Короли охотно утверждали эти хартии, но за плату.
В XIII в. расходы короля сильно возросли. Ему приходилось оплачивать королевский двор, новую администрацию, армию. Обнаружилась недостаточность домениальных доходов короля. Всякие попытки произвольного установления новых налогов наталкивались на сопротивление феодальных сеньоров и городов. В необходимости новых налогов, сверх положенного обычая, королю следовало убедить влиятельные общественные силы, располагавшие финансовыми средствами.
Поэтому финансовая нужда побудила королей созывать многолюдные собрания королевской курии с участием представителей высшего духовенства, феодального дворянства и свободных горожан для того, чтобы заручиться их согласием на взыскание налогов. Из этих собраний образовались генеральные штаты.
В 1302 г. король Филипп IV Красивый впервые созвал собрание представителей трёх сословий. Оно поддержало короля в борьбе с римским папой - главой римской католической церкви. В католической церкви в средние века власть верховного первосвященника - папы римского - ставилась выше светской королевской власти в делах не только церковных, но и мирских. Папа считал себя вправе низлагать как своих вассалов королей, не подчиняющихся его власти. Это притязание папы Бонифáция VIII привело его к конфликту с французским королем Филиппом IV. Собрание представителей трёх французских сословий дало положительный ответ для короля на вопрос: зависит ли французская корона от папы, как претендовал Бонифаций VIII, или же король Франции в светских делах зависит только от Бога. Таким образом, французские генеральные штаты возникли по инициативе короля и служили опорой королевской власти.
Во Франции сформировалась сословно-представительная монархия - это объединённое государство, при котором верховная власть осуществляется королем вместе с сословно-представительным органом - Генеральными штатами, где заседали представители от отдельных сословий духовенства, дворянства и горожан. Королевская власть ограничивалась выборным представительным органом страны, которое принимало участие в делах налогообложения, в делах законодательства и управления.
С присоединением к съезду головных вассалов короля представителей городов-горожан появился сословно-представительный орган. Образование сословно-представительной монархии относится к тому времени, когда в съездах духовенства и светских вассалов при особе короля начинают принимать участие и горожане, когда города освободились от феодальной власти. Сословно-представительные учреждения возникли в ту эпоху, когда государство ещё не было достаточно объединено, когда в нём чисто механически соединялись отдельные феодальные княжества, сеньории, и городские коммуны - республики, согласовать противоречивые интересы которых можно было только путём взаимных уступок.
Генеральные штаты состояли из трёх палат - собраний - духовенства, дворянства и городских представителей - третьего сословия. Высшее дворянство - герцоги, графы и высшее духовенство - епúскопы и аббаты получали от короля именные приглашения. Они не избирались. Депутаты от дворян и духовенства избирались по сословиям. В третьей палате заседали городские представители. Ими становились городские власти, или богатые и влиятельные горожане, которые выбирались городскими властями, и просто именитые горожане. С течением времени участие по должности сменилось участием по праву специального избрания. Однако городское представительство находилось в руках городского патрициáта - богатой верхушки. Простые горожане не пользовались избирательным правом.
Духовенство и дворянство считали себя вправе решать дело прямо от своего имени. Городские представители признавали себя в полной зависимости от своих доверителей. Они получали императúвный мандат - повелительные наказы избирателей, то есть избиратели указывали как обязывался голосовать депутат по тому или иному вопросу.
Заседания палат происходили раздельно. Каждая палата имела один голос. Генеральные штаты являлись представительством главным образом имущих слоёв общества с исключением из представителей крестьян. Крестьянство находилось в зависимости от феодалов. Поэтому оно исключалось от пользования политическим правом представительства.
Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган. Они собирались и распускались по усмотрению короля. Король не отчитывался перед Генеральными штатами. Компетенция Генеральных штатов являлась неопределённой. Главный вопрос - это выделение королю денежных средств, предоставление королю права взимать налоги на определённый срок; взносы, которые подданные обязывались делать в королевскую казну. Главное, что заставляло королей созывать Генеральные штаты, это необходимость иметь согласие подданных на взимание налогов. Король однако устанавливал налоги и без согласия Генеральных штатов.
В моменты ослабления королевской власти и военных поражений Генеральные штаты пытались ограничить королевскую власть, но безуспешно. В 1357 г. король вынужден был подписать Великий мартовский ордонáнс - закон, по которому Генеральные штаты превращались в регулярный орган, имели право назначать королевских чиновников, вводить налоги, осуществлять контроль за расходованием средств. Спустя некоторое время король отказался выполнять данный ордонанс.
Упадок Генеральных штатов
В середине XV в. король Карл VII провёл налоговую и военную реформы. Они поставили французского короля в независимое положение от Генеральных штатов. В 1439 г., когда Франция была разорена Столетней войной с Англией (1337-1453), Генеральные штаты признали за королем право взимать постоянный из года в год взимаемый налог для содержания королевской армии без согласия Генеральных штатов. У короля тем самым отпала надобность в созыве Генеральных штатов. Генеральные штаты утратили своё право утверждать налоги. Король получил налог, независимый от согласия или несогласия Генеральных штатов.
Военная реформа устанавливала монополию государства содержать войско. Сеньоры лишались феодального права содержать военные отряды, и создавалась постоянная наёмная армия под безусловным контролем короля, которая содержалась на постоянный налог.
Феодальное войско в период сюзерениальной монархии представляло собой временную совокупность вооружённых отрядов феодалов. По зову высшего сеньора собирались вассалы с их слугами, большей частью на непродолжительное время. В ней не существовало ни генералов, ни офицеров и рядовых солдат. Здесь имелись только сеньоры, вассалы, подвассалы, челядь. Французский король мог рассчитывать только на помощь прямых вассалов. Он не имел гарантии от такой ситуации, когда тот или иной сеньор мог увести своё ополчение до конца военной операции.
Во время Столетней войны Англии с Францией король использовал право арьéр - бáна. Под ним понималось право короля в случае военной необходимости обратиться ко всем вассалам и жителям королевства с военным призывом. Во время войны солдаты во главе с капитанами были расквартированы в городах, получали денежное жалованье. Начальники отвечали за порядок во вверенных им частях. Всякие нарушения дисциплины стали сурово наказываться. В составе армии служили также наёмники - иностранцы - швейцарцы и шотландцы. В организации пехоты было принято начало постоянной военной повинности. Каждые пятьдесят дворов обязывались поставлять в королевскую армию по одному свободному стрелку.
Главным результатом деятельности Генеральных штатов стало то, что они создали во Франции постоянные налоги и постоянную армию, опираясь на которые королевская власть мало-помалу сделалась абсолютной, неограниченной. В сословно-представительной монархии отсутствовала система постоянных налогов, постоянная армия, действенный государственный аппарат, требовалось согласие сословий на крупные государственные внутренние и внешние мероприятия. Генеральные штаты 1439 г., предоставив королю право взимать постоянный налог, совершили самоубийство. Генеральные штаты с конца XV в. стали созываться редко.
Причинами упадка Генеральных штатов стали:
1. Генеральные штаты являлись представительством одних имущих сословий. В них не были представлены народные массы, крестьяне. Поэтому они не пользовались ни сочувствием, ни поддержкой народных масс. Горожане оказались равнодушными к интересам крестьян. Дворянство и духовенство владели крестьянами. От них не приходилось ожидать, что они будут защищать интересы угнетаемого населения. Более того, они заявляли, что знают нравы крестьян. Если их - крестьян не нагружать повинностями, то они становятся наглыми. Крестьяне, по их мнению, обязывались подчиняться и служить.
2. Генеральные штаты разделялись на сословные палаты. Между ними царили рознь, вражда. Они не могли возвыситься над узко - сословными интересами. Сословные противоречия буквально разрывали Генеральные штаты. Каждое сословие отстаивало только свои интересы, игнорируя интересы других сословий. В этом отношении особенную роль играло своекорыстное и высокомерное поведение дворянства. Оно не желало, не хотело ничем жертвовать для государства и смотрело с презрением на третье сословие, то есть на горожан. Духовенство и дворянство изымались из обязанности платить поземельный налог. Городские депутаты безуспешно пытались добиться, чтобы привилегированные сословия платили налоги, а не только давали согласие на их взимание с городского и сельского населения.
Вражда сословий делала Генеральные штаты неработоспособными. Для королевской власти открывалась возможность широкого применения известного принципа: «разделяй и властвуй». Король выступал в качестве арбитра в столкновениях между сословиями, примиряющего их противоположные интересы и желания. Сословия же не проявляли достаточную солидарность в своих отношениях с королевской властью.
Лекция № 5. «Великая хартия вольностей» 1215 года в Англии. Возникновение английского парламента и постепенное расширение его компетенции во второй половине XIII - XV веков. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов XIV - середины XVII веков и особенности сословно - представительной монархии