Формирование Священной Римской империи германской нации
После распада Империи Карла Великого в 843 г. образовалось самостоятельное германское государство - Восточнофранкское королевство, которое с X в. стало называться Тевтóнией, а с XI в. - Германией. В начале X в. в 911 г. пресеклась династия Каролúнгов в Германии. Германские герцоги избрали королём самого могущественного из своей среды - герцога Саксонии Генриха I (911-936). Он оказался искусным правителем и стал основателем первой немецкой династии и Германского самостоятельного государства. Его сын король Оттóн I (936-973), завоевав Италию, в 962 г. получил от папы римского титул императора. Новая империя получила название Священной Римской империи, с конца XV в. прибавили слова «германской нации». Это было официальное название средневековой Германии.
В империю входили Германия, бóльшая часть Италии, Бургундия - восточная часть Франции, Чехия, Венгрия, завоёванные земли славян, Прибалтика, то есть территории Центральной и Восточной Европы. Римской её называли потому, что рассматривали как преемницу угасшей династии Каролингов, которая, в свою очередь, выступила наследницей империи Древнего Рима - всемирной универсальной монархии. После Вердéнского договóра 843 г. прошло более ста лет. В 962 г. последовало вторичное восстановление Римской империи Оттóном I, прозванным Великим. Юридически возникла средневековая Римская империя.
Новая империя называлась Священной в знак её христианско-католического характера. Римское наследие получило религиозную оболочку. Империя провозглашалась «священной», что тесно связывало её с католической церковью. Обе власти императора и папы римского считались вселенскими, универсальными. Одна власть дополняла другую: власть папы - власть над душами, власть императора - власть над телами. Римский папа - «преемник апостолов», наместник Христа считался «всеобщим епúскопом». Император - наследник римских «цезарей» - императоров считался «господином мира».
Новую империю называли империей «германской нации» после того, как в руках австрийской династии Гáбсбургов оказались в XV в. все земли, кроме швейцарских, населённые немцами, хотя не только немцами. Славяне называли тевтонов «немыми», так как не понимали их языка. Отсюда и назвали их немцами.
В X-XII веках в Германии существовала сюзерениáльная монархия с относительно сильной королевской властью. Наличие относительно сильной королевской власти объяснялось слабым развитием феодализма, наличием внешней угрозы государству на севере и востоке со стороны норманов и венгров. Императорами становились самые сильные в военном отношении немецкие князья. Они увлекали других феодалов удачными военными походами на венгров и славян. Процесс феодализации в Германии начался позднее, и совершался гораздо медленнее, чем во Франции. Наместники областей - герцоги обладали правом суда по тяжким уголовным преступлениям, сохранялась германская община - мáрка, свободное крестьянство, подсудное суду герцога. Многие землевладельцы находились в непосредственной вассальной зависимости от императора. Лишь в XII-XIII веках в Германии происходила социальная феодализация - разложение марки. Свободные крестьяне, быстро утратив землю, оказались в личной и поземельной зависимости от землевладельцев.
Германия делилась на герцогства. Однако местными правителями стали сыновья и родственники императора. Император также опирался на духовенство. Во всех герцогствах создавались самостоятельные церковные округа, непосредственно подчинённые королю. Епúскопам - главам церковных округов и аббáтам - настоятелям монастырей император жаловал в лен - феод богатые города и большие имения во всех герцогствах. На доходы от этих владений клúрики - духовéнство обязывались снаряжать конные отряды и, во главе своих вассалов, участвовать в королевских походах. Такая военная служба клириков, не соответствующая их духовному сану, была выгодна императору. Дело в том, что клирики, как люди бессемейные, не имели наследников Ведь среди католического духовенства браки запрещались. После смерти клирика земля или город, выданные в лен, опять возвращались к императору. Он мог снова передать их любым лицам по собственному усмотрению.
По церковным правилам, епископа и аббата выбирало собрание священников главной церкви епископской резиденции. Однако император сам назначал на церковные должности. Новый епископ получал из рук императора светскую инвеститýру - ввод во владение землями, в знак чего епископу вручался посох и приносил ему присягу в верности. По Вóрмскому конкордáту - соглашению императора с римским папой 1122 г. император в Германии после избрания епископа вручал ему светскую инвеституру, а папа римский - духовную. После Вормского конкордата императоры уже не могли опираться на высшее духовенство, так как утратили право назначать его.
Вместе с тем императоры являлись выборными. Они не имели ни постоянной резиденции, ни столицы, ни развитого центрального аппарата власти, существовала дворцово - вотчинная система управления. Материальную базу императоров составляли доходы с личных королевских доменов, которые сосредоточились преимущественно в том княжестве, откуда происходил император. Император с многочисленной свитой жил то в одном, то в другом своём дворце, в постоянных разъездах, проводя жизнь в седле.