Римские аттицисты. Цезарь, Саллюстий
Цезарь написал "Записки о Галльской войне", произведение, прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачные походы в Британию.
Другое его произведение - "Записки о гражданской войне" - стремится убедить читателей в том, что гаржданская война вызвана исключительно действиями врагов Цезаря, и вместе с тем показать, что он только защищал права республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет свои записки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиям и приказаниям "полководца - мудрого и любимого войсками, ведущего народ Рима к победам".
Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгой точностью и простотой - они восходят к школе Фукидида; им свойственна некая "чистота и знаменитая краткость". С них точно сорвана "одежда" словесных эффектов, фигур и др. Действительно, Цезарь в своих "Записках о Галльской войне" и "Записках о гражданской войне" дал классические образцы ясной, экспрессивной и предельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречия является умелый выбор слов и что слов неупотребительных или малоупотребительных "надо избегать, как опасных утесов".
В трудах Цезаря (в некоторых главах "Галльской войны", VI) встречаются художественные описания, например, грандиозных Гер-кинских лесов, полей, ландшафтов с могучими однорогими быками, лосями и зубрами.
Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейших кораблей в "закрытом" море Севера (III). Цезарь старается везде выставить себя гуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир и помощь.
Эти утверждения находились в полном противоречии с теми жестокостями, казнями, истреблением целых племен, которыми сопровождались завоевательные походы Цезаря.
Цезарь пишет в строго деловом, фактическом плане о тех народах, в столкновение с которыми он приходит: о их военной силе, о знаменитых боях и труднейших победах римских легионов над могущественнейшими и сильнейшими "варварскими" племенами, угрожавшими свободе Рима и его провинций.
С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах, военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описывает он (кн. IV) знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции, который его воины построили в 10 дней.
Описание осады Алезии (VII, 69-90) дает яркое представление о той войне, полной жестокостей, которую Цезарь вел в Галлии. Осажденные галлы сопротивлялись мужественно. Показательна приводимая в тексте речь одного из галльских вождей, призывающих не сдаваться в римское рабство, хотя бы пришлось питаться трупами стариков, как это делали осажденные предки.
Жестокой была расправа с венетами: они сдались на "милость победителя". Цезарь же, чтобы научить их уважать послов Рима, казнил весь венетский сенат, а сдавшихся продал "с аукциона". Истреблены были и гельветы -их осталось 110 000 человек из 367 000.
Отдавая должное героическому сопротивлению гельветов, Цезарь пишет: "В остром бою все шло с переменным успехом... За сутки мы не видели спины врага" (I, 26). Победа изменила Цезарю, по его признанию, в первом походе в неизведанную Британию (IV), но он сумел спасти римское войско, теснимое бриттами. Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая была написана соратником Цезаря - Гиртием).
От Гая Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н.э.) дошло полностью два сочинения - "Заговор Катилины" и "Югуртинская война" (история трудной войны римлян с ну-мидийским царем Югуртом II), а также "История" - изложение римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшее лишь в отрывках.
Саллюстий - талантливый мастер исторической прозы - происходил из плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю; управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным выходцам из других сословий достигать ответственных государственных должностей. В этом он видит причину разложения республики.
Саллюстий стремился в "Заговоре Катилины" возможно полнее разоблачить пороки того общества, когда "на месте скромности, умеренности и нравственности царили дерзость, расточительство и корыстолюбие" и когда готовилось "невиданное... злодеяние и неизведанная дотоле опасность" нависла над'государством (Введение. С. П. Кондратьев).
"...Побуждали его к тому же и извращенные нравы, царившие в государстве,- жертвы двух отвратительных, хотя и различных между собой зол: мотовства и жадности.
В столь сильно испорченном государстве Катилине нетрудно было сгруппировать вокруг себя весь цвет позоров и преступлений" (гл. 5).
В своем труде в оценке событий, в характеристиках Саллюстий очень тенденциозен, но все же, говоря о гибели Катилины, он отдает должное его мужеству (гл. 60).
"...Когда же Катилина увидел, что его войска разбиты и что он остается лишь с незначительной кучкой людей, он, помня о своем происхождении и прежнем достоинстве, бросается в тесно сомкнутый строй врагов, здесь, сражаясь, он падает пронзенный" (С. П. Гвоздев).
Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев исторические события. В сенате по делу Каталины выступает Цезарь - за смягчение приговора, Катон - с программной критикой равнодушного к народу сената.
Саллюстий, ограниченный своими политическими симпатиями, не мог понять глубоких корней заговора Каталины. Несомненно, масса безземельных и задолжавших римских граждан еще со времени героических трибунов - Тиберия и Гая Гракхов - требовала новых законов о земле, о гражданстве, об оплате жилищ.
Второе историческое сочинение Саллюстия - "Югуртинская война" - также отмечало порочность римского государственного строя. Причина, почему Рим долго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системе деятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, что можно подкупать, интриговать, взятками привлекать к себе римлян и парализовать их силы.
Саллюстий в своих монографиях и в "Истории" во многом следует Фукидиду, восприняв от него интерес к установлению связи между событиями, идею исторического прагматизма. Вообще Саллюстий стремится не столько к полноте в передаче фактов, сколько к указанию их морального смысла и таким путем к поучению своих современников.
Саллюстий создал жанр художественно-исторического трактата, яркий и характерный по языку, и подготовил путь Тациту.
39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей»
Лукреций жил в первой половине 1 в до н.э., когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думалось, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию.Лукреций написал поэму из шести книг под названием "О природе вещей" . Поэма эта написана дактилическим гекзаметром - тоже по аналогии с греческими дидактическими поэмами. По-видимому, Лукреций не привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуется и в середине поэмы, и самый конец отсутствует. Формально поэма Лукреция представляет собой, как это неоднократно признает и сам Лукреций, стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт даёт резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Его философия вовсе не является полным атеизмом, он только отрицает воздействие богов на мир и необходимость культа мифа. Но он также и не отрицает мифологии в её абсолютном смысле, но понимает её аллегорически. Это избавляет его от религиозного признания, но даёт ему возможность находить в ней красоту и смысл отражения природы и общества. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих способностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично от общего к частному. Мир для него является объективным бытиём, он управляется своими законами. Тела состоят из атомов, которые неразрушимы. Объяснение мира научно. У Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, и состоят они из соответствующих атомов. Когда он говорит о развитии человеческого общества с первобытных времён до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной и об активной борьбе человека за своё лучшее будущее.