Закон рейхстага «Об устранении бедственного положения народа и государства» 24 марта 1933 года
На выборах в рейхстаг 5 марта 1933 г. правительственные партии добились абсолютного большинства, получив 52% депутатских мест в рейхстаге. При этом национал-социалисты получили семнадцать миллионов двести тысяч голосов из более 39 миллионов голосов, участвовавших в выборах. Это составило 44 % всего числа поданных голосов. Консерваторы-националисты получили свыше 3 миллионов голосов. В результате выборов правительство получило поддержку большинства избирателей. В нацистской партии многие немцы увидели партию долгожданного порядка. Вместе с тем выборы показали и относительную живучесть оппозиционных партий. Социал-демократы получили семь миллионов голосов - 120 депутатских мест, коммунисты - 4 миллиона восемьсот тысяч голосов - 81 депутат, католическая партия центра - 4 миллиона четыреста тысяч голосов - 73 депутата.
24 марта 1933 года под грубым давлением нацистов рейхстаг конституционным большинством в две трети голосов - 441 «за», 94 «против» принял закон «Об устранении бедственного положения народа и государства». Он предоставил правительству чрезвычайные полномочия и означал изменение конституции. Закон передал правительству право издавать законы, которые могли отклоняться от конституции. При этом устройство рейхстага и рейхсрата, права президента должны были быть сохранены неприкосновенными. Законодательная власть тем самым перешла от избранного народом рейхстага к правительству. Оно могло по собственному усмотрению нарушать своими законами конституцию. При этом законы готовились и подписывались канцлером, и в утверждении президента и тем более рейхстага не нуждались. Договоры с иностранными государствами также не нуждались в утверждении рейхстага.
Таким образом, рейхстаг передал свои наиболее важные полномочия исполнительной власти - правительству и стал не нужен. По оценке виднейшего германского правоведа Карла Шмитта этот закон 24 марта 1933 года, передававший всю полноту власти в руки правительства Гитлера, «в сущности и есть конституция современной немецкой революции. На основании этого закона и с его помощью может быть проведено дальнейшее переустройство государства». Этот закон фактически стал новой конституцией Германии. Закон первоначально был принят временно на четыре года - до 1937 г. Но он дважды продлевался нацистским рейхстагом - в 1937 г. и в 1942 г., хотя срок закона о полномочиях истёк в 1941 г.
В дальнейшем подавляющее большинство законов в Германии были приняты как постановления правительства либо как указы канцлера Гитлера. С 23 марта 1933 г. до 9 мая 1945 г. появилось восемь тысяч законов и указов, почти все из них без участия рейхстага.
В апреле 1933 г. правительство приняло законы, по которым подлежали увольнению чиновники, преподаватели университетов, учителя школ, адвокаты по политическим и расовым мотивам.
Ликвидация самостоятельности земель и превращение Германии в централизованное унитарное государство
Важным препятствием на пути утверждения нацистской диктатуры в Германии являлись права земель и рейхстрат, представляющий интересы земель. Поэтому важнейшей целью нацистов стала унификация немецких земель, то есть захват власти в землях. Упразднение самостоятельности земель и подчинение их во всех вопросах имперскому правительству произошло двумя законами, принятыми правительством.
Правительство 31 марта 1933 г. издало «Временный закон об унификации в провинциях». Он освобождал правительства земель от зависимости от своих ландтагов, точно так же, как имперское правительство освободилось от этой зависимости от рейхстага законом о полномочиях 24 марта 1933 г. Правительства земель получали право издавать законы и реорганизовывать администрацию без согласия ландтагов земель. В целях обеспечения единого политического руководства все земельные ландтаги распускались и вновь составлялись без проведения дополнительных выборов в соответствии с результатами последних выборов в рейхстаг от 5 марта 1933 г. Закон упразднил выборы в ландтаг. Партиям, кроме коммунистов, предложили послать в новые ландтаги столько депутатов, сколько им полагалось согласно результатам этих выборов. Нацисты тем самым в большинстве ландтагов без всяких выборов получили большинство мест.
Через неделю, 7 апреля 1933 г. правительство издало «Закон об унификации земель и империи». Согласно этому закону во всех германских землях президент по представлению канцлера назначал имперских наместников - рейхсштатгальтеров. Они наблюдали за точным исполнением всех распоряжений канцлера и рассматривались как постоянные представители правительства в землях. Им предоставлялись обширные полномочия: назначение и смещение главы правительства и членов правительства земель, государственных чиновников и судей, роспуск ландтагов и назначение новых выборов. Он мог председательствовать на заседаниях правительства земли вместо его главы. Наместниками провинций повсюду назначались руководители, гауляйтеры окружных организаций нацистской партии.
«Закон о переустройстве империи» от 30 января 1934 г. упразднил ландтаги земель, передав их права империи, подчинив правительства земель непосредственно имперскому правительству. Нацистский рейхстаг специальным законом 14 февраля 1934 г. ликвидировал рейхсрат, являвшийся органом представительства германских земель в законодательстве и управлении империей. Законом об имперских наместниках от 30 января 1935 г. имперские наместники назначались и смещались канцлером Гитлером. Одновременно многие из них являлись руководителями - гауляйтерами земельных организаций нацистской партии. Наместники считались полноправными представителями имперского правительства и выразителями его воли. Фактическими территориальными образованиями нацистской Германии стали области (гáу) - единицы партийного управления и одновременно военные округа. Эти территориальные единицы возглавляли гауляйтеры, назначавшиеся канцлером как главой нацистской партии. К 1938 г. Германия подразделялась на 32 области. Традиционные территориальные единицы подменялись областями.
Таким образом, земли лишились статуса субъектов федерации. Они стали административно - территориальными единицами, областями. Германия превратилась из федеративного в централизованное унитарное государство. Федеративное устройство юридически не отменялось, но на практике нацистская Германия вплоть до своего крушения существовала как централизованное унитарное государство.
Наряду с землями унифицировались и германские общины, органы местного самоуправления. Бургомистры в общинах могли быть только национал-социалисты. В выборных органах общин также были представлены нацисты.Закон от 30 января 1935 г. упразднил местное самоуправление. Во главе городской или сельской общины стоял бургомистр, назначаемый имперским министром внутренних дел.