Национальное Учредительное собрание. Принятие Веймарской конституции 1919 г.

В январе 1919 г. немцы всеобщим голосованием избрали Национальное учредительное собрание. Руководящая роль в нём принадлежала социал-демократам. Собрание заседало в небольшом городе Вéймаре, чтобы на него не оказывали политического давления радикальные силы. В феврале 1919 г. собрание избрало президентом Германской республики социал-демократа Фрица Э’берта. Одновременно возникло коалиционное правительство, в котором преобладали социал-демократы.

Национальное собрание в июне 1919 г. утвердило Версальский мирный договор. Он отторгал от Германии часть территории - около 17 %, лишал её всех заморских колоний, торгового флота, обязывал уплатить денежные платежи - репарáции. Размер их определяли победители и Германия обязывалась беспрекословно их уплатить. Вооружённые силы Германии сокращались до ста тысяч человек для внутренней охраны от беспорядков. Германия лишалась права иметь военный флот, военную авиацию, артиллерию. Все крепостные укрепления подлежали уничтожению, запрещалось производство оружия. Германия тем самым становилась беззащитной не только против любой великой державы, но и перед лицом даже второстепенных европейских государств вроде Польши или Чехословакии.

В июле 1919 г. Национальное собрание приняло новую конституцию. Она получила название Веймарской по месту её принятия.

Германский федерализм

Конституция объявляла государство республикой, но сохраняло при этом прежнее название - Германская империя (рейх). Удержание этого наименования являлось данью немецкой исторической традиции. Оно указывало на связь с национальным объединительным движением 1848-1849 гг., когда название «Германская империя» устанавливалось во Франкфуртской конституции 1849 г. Оно подчёркивало правовую преемственность с кáйзеровской империей 1871-1918 гг., законы которой, за исключением противоречащих новому строю, оставались в силе.

Новая империя унаследовала от прежней её федеративное устройство. Субъекты германской федерации именовались не союзными государствами, как по конституции 1871 г., а землями. В результате укрупнения число земель составило восемнадцать. Земли обязывались иметь однородную форму правления: республиканские конституции, всеобщее избирательное право, однопалатные законодательные собрания - ландтáги, пользующиеся доверием ландтага правительства.

Конституция ограничивала права земель путём расширения сферы общеимперских федеральных законов. Явное преобладание империи перед землями в области законодательства проявлялось в том, что компетенция империи включала в себя гораздо бóльше вопросов, чем компетенция земель. При этом ими стали наиболее важные вопросы.

Конституция устанавливала:

1. Сферу исключительного законодательства империи (федерации): внешние связи, оборона, гражданство и эмиграция, монетная и таможенная система, почта и телеграф. По этим вопросам издание законов землями не допускалось ни при каких условиях.

2. Сферу конкурирующего законодательства или сферу преимущественного законодательства империи: гражданское и уголовное право, судопроизводство, трудовое право, промышленность, банковское дело, железные дороги, печать, союзы и собрания и др. В принципе все эти вопросы относились к ведению империи. Однако земли могли издавать в этой сфере законы, если империя не воспользовалась своим правом издания законов по этим вопросам.

3. Сферу имперского законодательства о принципах: земельного права, образования, права религиозных обществ, деятельность чиновничества, основы регулирования местных налогов. По этим вопросам империя устанавливала основные положения. Земли могли по этим вопросам издавать законы, действуя строго на основе и в рамках принципов, разработанных империей.

Империя имела право введения налогов для общефедеральных целей. Конституция разрешила империи законодательствовать по вопросам охраны публичного порядка и безопасности. Земли могли законодательствовать по всем остальным вопросам местного характера - дороги, местные налоги, санитарное дело, местная полиция и др. Конституция закрепляла принцип преобладания имперского права над правом земель. В случае противоречия между имперским правом и правом земель спор разрешался Имперской судебной палатой - Верховным судом. Он мог признать недействительным законы земель, противоречащие имперскому закону.

Империи принадлежало право надзора за исполнением федеральных законов органами земель, вплоть до применения «имперской экзекуции» против сепаратистских устремлений в отдельных землях. Конституция предусматривала применение вооружённой силы к земле, которая не выполняет возложенных на неё конституцией или имперскими законами обязанностей, с тем, чтобы принудить её к этому. Если по конституции 1871 г. для применения экзекуции требовалось постановление бундесрáта и лишь выполнение этого постановления возлагалось на императора, то конституция 1919 г. предоставляла решение данного вопроса полностью на усмотрение президента империи. В период нестабильной Веймарской республики «имперская экзекуция» не оставалась институтом, лишь записанным в конституции, как это имело место раньше в период политически стабильной кайзеровской империи. Оно несколько раз действительно применялась на практике.

Рейхсрат (имперский совет)

Органом представительства земель являлся рейхстрáт - имперский совет. Он заменил прежний бундесрáт - союзный совет и формировался из делегатов от правительств земель. При этом сохранялось исторически сложившееся неравное представительство земель в соответствии с численностью населения. Рейхсрат, представлявший отдельные земли, играл второстепенную роль.

Полномочия рейхсрата сократились по сравнению с полномочиями бывшего бундесрата. Он обладал правом отлагательного вето на законы, принятые рейхстагом, предварительно рассматривал правительственные законопроекты. Рейхстрат имел право опротестовывать любой закон, принятый рейхстагом. Закон далее обсуждался вторично рейхстагом. Протест мог быть отвергнут рейхстагом, если он при повторном голосовании принимал законопроект квалифицированным большинством в две трети голосов. Однако президент империи мог поддержать рейхсрат и распорядиться о проведении референдума по поводу спорного законопроекта. Кроме этого отлагательного вето рейхсрат имел право одобрения каждого законопроекта, вносимого в рейхстаг имперским правительством.

Президент и правительство

Главой государства являлся президент, который заменил императора. Он избирался всеобщим голосованием всех мужчин и женщин, достигших 20-летнего возраста, на семь лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок. Президент мог находиться у власти 14, 21 и бóльшее количество лет. Рейхстаг двумя третями голосов мог поставить на референдум, народное голосование вопрос о досрочном смещении президента. Отклонение народным голосованием предложения рейхстага о смещении президента считалось по конституции его переизбранием и влекло за собой роспуск рейхстага. В случае смерти или отставки президента его полномочия осуществлял канцлер.

Президент обладал обширными полномочиями: назначение и смещение канцлера и министров, назначение и смещение имперских должностных лиц, офицеров, высших судей, представление империи в международных делах, заключение международных договоров, особо важные из которых утверждал рейхстаг, командование вооружёнными силами, право помилования, право «имперской экзекуции», право досрочного роспуска рейхстага по собственному усмотрению с назначением новых выборов.

Конституция предоставляла президенту право вводить чрезвычайное положение. По статье 48 конституции «если серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьёзная опасность такого нарушения, то президент может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооружённой силы». С этой целью он мог временно приостанавливать полностью или частично основные права граждан: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища граждан, тайна переписки, свобода слова, собраний, союзов, обществ. Конституция оговаривала, что обо всех таких принимаемых мерах президент обязывался немедленно доводить до сведения рейхстага, который мог отменять эти меры. Таким образом, конституция требовала от президента, чтобы даже и во время государственной опасности он сообразовывался с волею рейхстага.

Президент назначал правительство республики, состоящее из рейхскáнцлера (так в Германии именовался премьер-министр) и министров. Оно несло ответственность перед рейхстагом. При выражении рейхстагом недоверия правительству или министру они обязывались уйти в отставку.

Рейхстаг

Законодательная власть в основном принадлежала рейхстагу. Он избирался на четыре года всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Депутаты избирались по пропорциональной избирательной системе. Германия разделялась на избирательные округа. В них избиратели голосовали не за каждого отдельного кандидата в депутаты, а за партии, выступавшие со списками своих кандидатов. Конституция допускала возможность совмещения депутатских обязанностей с государственной службой, то есть депутаты могли быть министрами.

Рейхстаг обсуждал и принимал законопроекты, предлагаемые правительством или депутатами, утверждал бюджет и осуществлял контроль за управлением. Правительство в целом и отдельные министры должны были пользоваться доверием рейхстага. Рейхстаг имел право учреждать постоянные комиссии по контролю за правительством и правом требовать от президента отмены чрезвычайного положения. Он утверждал международные договоры, заключённые президентом, объявлял войну. Конституция могла быть изменена рейхстагом квалифицированным большинством в две трети голосов при наличии в заседании двух третей депутатов.

Наши рекомендации