Падение Четвёртой республики и установление Пятой республики

На практике сразу же начался отход от нежизнеспособных принципов конституции 1946 г. Широкое распространение получила практика делегированного законодательства, была восстановлена мажоритарная избирательная система. Конституционная реформа 1954 г. усилила полномочия премьер-министра, расширила права верхней палаты - Совета Республики. Путём конституционной практики произошло фактическое усиление влияния президента.

Четвёртая республика характеризовалась политической нестабильностью, частой сменой правительств, отсутствием устойчивого парламентского большинства в Национальном собрании. Правительственные кризисы стали ещё более частыми, чем даже при Третьей республике. Продолжительность существования правительств ещё более уменьшилась. За двенадцать лет существования Четвёртой республики сменилось двадцать два состава правительств, находившихся у власти в среднем шесть месяцев. Правительства зависели от многопартийного Национального собрания, от партийных лидеров. Мелкие партии получили непропорционально большое влияние на политику. Четвертая республика не выдвинула крупных, волевых и сильных деятелей. Чрезмерный парламентаризм с его «всевластием парламента» оказался неспособен обеспечить политическую стабильность, способствовал бессилию и падению авторитета всех государственных властей.

Сложные проблемы модернизации экономики в условиях научно - технической революции, обострение социальных противоречий, возрастание регулирующей функции государства, формирование социальной рыночной экономики, распад французской колониальной системы, холодная война, зависимость Франции от США требовали установления независимой от партийной борьбы сильной исполнительной власти президента. Недаром Четвёртая республика шла по пути определённого усиления исполнительной власти.

Война в Алжире и неспособность властей с ней справиться привели к падению в 1958 г. Четвёртой республики. Для страны главной проблемой стала алжирская война. Алжир считался неотъемлемой частью Франции. Из 9, 5 миллионов его населения один миллион составляли европейцы, в основном французы. Многочисленное французское население сосредоточило в нём экономическую и политическую власть. С 1954 г. шла кровопролитная война в Алжире, который добивался отделения от Франции. Французская армия потерпела поражение в Индокитае. Франция после неудачной семилетней войны в 1954 г. признала независимость Вьетнама. Поэтому французская армия стремилась взять реванш в алжирской войне, но терпела неудачи. Командование армии проявляло крайнее недовольство политикой правительства, которое, держась курса на подавление восстания, за спиной армии вело секретные переговоры с алжирцами. Французское население Алжира и армейское командование считали, что слабое правительство вообще не способно разрешить алжирскую проблему.

В мае 1958 г. войска во главе с французскими генералами в Алжире подняли отрытый мятеж против правительства. Мятежники требовали создания правительства общественного спасения во главе с генералом де Голлем, который, по их мнению, единственно способен сохранить Алжир в составе Франции. Правительство бездействовало. Чтобы не допустить распространения этого мятежа на территорию метрополии и развязывания гражданской войны руководители государства предпочли передать власть национальному герою, генералу де Голлю.

В июне 1958 г. Национальное собрание назначило главой правительства де Голля и предоставило его правительству право выработки проекта новой конституции с последующей передачей на референдум, народное одобрение. Новая конституция должна была основываться на следующих демократических принципах: всеобщее голосование как единственный источник власти, разделение властей, ответственность правительства перед парламентом, независимость судебной власти для обеспечения основных свобод. После этого обе палаты парламента распускались. Четвёртая республика прекратила своё существование. Новый порядок разработки конституции главой исполнительной власти противоречил французским традициям выработки основного закона. Все республиканские конституции разрабатывались избранными народом учредительными собраниями.

Правительство де Голля спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. получил ободрение на референдуме подавляющего большинства французов и с октября 1958 г. вступил в силу. Почти 80 % свыше семнадцати миллионов французов проголосовали за конституцию. В референдуме приняли участие более 22 миллионов французских граждан из 26 миллионов, обладающих избирательным правом. Весь процесс разработки и принятия конституции занял четыре месяца. Так появилась при поддержке подавляющего большинства французов Пятая республика, существующая и поныне. Конституция 1958 г. стала семнадцатой, начиная с 1791 г.



Наши рекомендации