Исполнительный аппарат президента
С 1930-х годов, со времени президентства Ф. Рузвельта сложилась разветвлённая система президентской администрации, призванная обеспечивать деятельность главы государства. При Ф. Рузвельте был создан Исполнительный аппарат президента (ИАП). Он включает в себя несколько структурный подразделений и большое число советников, помощников и референтов президента. ИАП должен оказывать помощь президенту в связях с общественностью - политическими партиями и общественными объединениями, конгрессом и прессой, определять бюджетную политику, координировать позиции органов исполнительной власти перед конгрессом, разрабатывать рекомендации для принятия решений президентом в различных сферах, готовить проекты и выпуск актов, распоряжений, посланий и обращений президента и др.
Наиболее важными структурными подразделениями ИАП являются: Совет национальной безопасности (СНБ), Совет по внутренней политике, Бюджетное бюро-управление управление, а с 1970 г. административно - бюджетное управление и др.
Административно - бюджетное управление стало стержневым подразделением ИАП, играющим особую роль в законодательном процессе и контролирующим федеральную бюрократию. Оно определяет бюджетную политику и координирует позиции исполнительной власти по основным вопросам. Закон о государственном бюджете 1921 г. определил, что любой департамент - министерство США, разрабатывающий законодательный акт, связанный с расходованием бюджетных средств, должен получать заключение от вновь созданного Бюджетного бюро.
В 1930-х годах положение распространилось на все законодательные инициативы исполнительной власти. Бюджетное бюро давало окончательную оценку законодательным инициативам органов исполнительной власти до их передачи в конгресс. Функции Бюджетного бюро постепенно расширились. Оно стало давать рекомендации президенту: подписывать или отклонять тот или иной законопроект, принятый конгрессом. В 1939 г. бюджетное бюро вышло из подчинения министерству финансов и вошло в состав вновь образованного исполнительного аппарата президента. В 1971 г. при президенте Ричарде Нúксоне бюджетное бюро подверглось реорганизации в Административно - бюджетное управление. Оно давало свои рекомендации по законопроектам, доводя до федеральных органов не только экономические, но и политические инициативы президента.
После второй мировой войны новые задачи внешней политики потребовали реорганизации управления сферой национальной безопасности. В 1947 г. с началом «холодной войны» принимается закон о национальной безопасности. Он предусматривал создание специального органа при президенте - Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с помощником президента по национальной безопасности, а также единого министерства обороны, единой разведывательной службы Центрального разведывательного управления (ЦРУ). В состав СНБ входят президент, вице-президент, государственный секретарь - министр иностранных дел, министр обороны. На уровне советников в СНБ представлены директор ЦРУ и председатель комитета начальников штабов. Это высшая военная должность в вооружённых силах США. В зависимости от рассматриваемых вопросов на заседания СНБ могут приглашаться руководители различных ведомств исполнительной власти.
СНБ вырабатывает и принимает важнейшие решения по вопросам внешней и военной политики, обеспечивая взаимодействие министерства обороны, государственного департамента и ЦРУ. СНБ разрабатывает и обосновывает варианты практических действий для обеспечения национальной безопасности, включая применение военной силы и тайных операций с использованием разведывательных органов. Конкретные решения принимаются президентом после соответствующей рекомендации СНБ.
В 1947 г. было создано Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Разведывательные функции традиционно осуществлялись дипломатическими представителями США. В военное время против нацистской Германии, Японии и Италии действовало относительно небольшое Управление стратегических служб (УСС). Резкое расширение внешнеполитических функций после второй мировой войны потребовало создания разведывательной организации глобального охвата. Задачей ЦРУ по законодательству стала помощь Совету национальной безопасности в деле сбора зарубежной информации и её оценки.
В 1948 г. в рамках ЦРУ учреждался так называемый отдел социальных проектов. Его целью стало ведение таких тайных операций, как политические подрывные действия, экономическая и информационная война. ЦРУ развернуло тайные подрывные действия на глобальном, всемирном уровне. Официальная комиссия сената США в 1976 г. назвала некоторые подрывные действия ЦРУ: свержение премьер- министра Ирана Мосадды’ка, свержение президента Гватемалы Áрбенса, участие в покушениях на жизнь лидера Конго Патрúса Лумýмбы и кубинского руководителя с 1959 г. Фидéля Кáстро, свержение в 1973 г. правительства Сальвадора Альéнде в Чили и многое другое.
В условиях бесконтрольности ЦРУ организовало отдел внутренних операций, ареной деятельности которого стали США. ЦРУ осуществляло тайное прослушивание телефонных переговоров, знакомилось с почтовыми отправлениями американских граждан, проникло во многие массовые американские организации, в том числе и в профсоюзы, церкви, университеты, объединения промышленников. ЦРУ тем самым использовалось для организации политического преследования инакомыслящих внутри страны. Мощные спецслужбы США - это инструмент непубличной и неподконтрольной обществу политики.