Рост федеральных органов исполнительной власти
При расширении регулирующей роли государства происходил постоянный рост федеральных служащих: в 1800 г. насчитывалось 3 тысячи федеральных чиновников, в середине XIX в. - 23 тысячи, в конце XIX в. - 200 тысяч, в середине XX в. - один миллион, в 1993 г. - три миллиона 115 тысяч. Часть государственных постов президент заполняет по собственному усмотрению. Он назначает на важные государственные посты с согласия сената. На второстепенные посты он единолично производит назначения. Таким путём назначаются высшие должностные лица в результате президентских выборов, происходит перераспределение государственных постов в пользу победившей на выборах партии - так называемая «система добычи».
Бóльшая часть чиновников находится на государственной службе, получает соответствующие их должностям официальные ранги, пользуется правовыми и социальными гарантиями. Впервые закон Пендлтона 1883 г. установил принципы комплектования федеральных государственных служащих. В средних и низших звеньях федерального аппарата чиновники должны были формироваться не по усмотрению президента и его ближайших помощников, а специальной комиссией по гражданской службе. Она при замещении должности обязывалась руководствоваться соображениями не партийной принадлежности, а способностями кандидата, его образования, стажа, квалификации - так называемая «система заслуги». Закон предусматривал систему квалификационных конкурсных экзаменов, обязательных при приёме на службу. Он запрещал увольнять чиновников по политическим мотивам.
Таким образом, в США сочетается «система добычи» и «система заслуги». Постоянные чиновники обеспечивают профессионализм, преемственность, стабильность управления. Назначаемые сторонники президента, «политические назначенцы» обеспечивают политический контроль чиновников, не допускают чрезмерной бюрократизации государственного управления.
В начальный период «холодной» войны в 1947-1954 гг. чиновники увольнялись по политическим мотивам. Изданный в 1947 г. исполнительный приказ президента Гарри Трýмэна предписывал министру юстиции проверять всех государственных служащих с точки зрения их «лояльности к Соединенным Штатам» и увольнять всех заподозренных в «нелояльности». В составе комиссии гражданской службы создавались специальные «бюро по наблюдению за лояльностью». Они обязывались пресекать доступ на службу лиц «политически неблагонадежных и нелояльных». К ним относились коммунисты и левые силы, сочувствующие идеям социализма и СССР.
В это время чрезвычайно активизировалась существовавшая с 1938 г. при конгрессе, то есть представительной власти, Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Под антиамериканской деятельностью фактически понималось благожелательное отношение граждан США к СССР. Комиссия, возглавляемая сенатором Джóзефа Маккáрти, предъявляла обвинения в антиамериканизме не только государственным служащим, но и любым гражданам страны. В результате «охоты на ведьм» подвергся суровым допросам и лишён ответственных постов «отец» атомной бомбы Роберт Оппенгéймер, а классик кинематографа Чарли Чаплин эмигрировал из США. В 1950 г. подверглись аресту супруги Розенбéрги. Они окончили жизнь на электрическом стуле в 1953 г. по обвинению в атомном шпионаже в пользу СССР.
С усилением власти президента, ростом числа федеральных органов, осуществлением федеральных экономических и социальных программ проявилась тенденция к усилению федеральной власти. Активное вмешательство федеральных органов в дела штатов стало обычной практикой. Наиболее серьёзной формой зависимости штатов от центра является финансовая. Ведь без дотаций из центра штаты существовать не могут. Вместе с тем проявляется стремление осуществить сбалансированное разделение полномочий между федерацией и штатами с тем, чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга и обеспечить сотрудничество федерации и штатов.
Система органов федеральной исполнительной власти обычно именуется администрацией президента и включает в себя три звена:1) кабинет министров и министерства - департаменты; 2) исполнительный аппарат президента, собственно администрация президента; 3) исполнительные агентства - ведомства.
Кабинет министров и министерства (департаменты)
Кабинет министров состоит из руководителей департаментов - министерств, обычно именуемых министрами. По закону это секретари. Министерство управляет определённой отраслью или сферой деятельности: обороной, образованием и др. Конституция не упоминает о кабинете министров. Он существует по обычаю, сложившемуся при первом президенте Д. Вашингтоне. Кабинет министров является совещательным органом при президенте. Он созывается и обсуждает актуальные вопросы внутренней и внешней политики по личному усмотрению президента. Кабинет не принимает никаких правовых актов. Мнения министров не обязательны для президента. Решения принимает он сам и оформляет их собственными актами. Министры назначаются президентом с одобрения сената, а смещаются единолично президентом.
С усложнением задач управления, с усилением регулирующей роли государства в экономической и социальной сфере появляются новые министерства: министерство здравоохранения и образования (1953), министерство жилищного строительства (1965), министерство транспорта (1966), министерство энергетики (1977), министерство образования (1979), министерство по делам ветеранов (1989). Кабинет министров невелик. В его состав входят менее двух десятков человек.