Появление смешанной (полупрезидентской) республики
Стремление соединить достоинства президентской и парламентарной республик, преодолеть политическую нестабильность привело к созданию смешанной (полупрезидентской) республики. Впервые такая республика, названная Веймарской, была учреждена Веймарской конституцией Германии 1919 г. Она просуществовала с 1919 по 1933 г., на ее основе легально сформировался национал - социалистический тоталитарный режим.
Полупрезидентская республика была создана во Франции Конституцией 1958 г., разработанной под руководством сторонника сильной государственной власти генерала де Голля. Долгое время эта форма правления не была востребована в других странах. Ситуация изменилась с распадом СССР. Большинство государств, возникших после распада СССР, восприняли полупрезидентскую республику – Россия, Беларусь, Казахстан и др.
Смешанная республика характеризуется сочетанием элементов парламентарной и президентской республик. Президент является главой государства, стоящим над правительством. Он фактически является арбитром в отношениях между другими властями. Конституция Франции 1958 г. устанавливает, что президент - арбитр над всеми публичными властями. Она гласит, что «президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей». От президентской республики смешанная республика заимствует:
1. Широкие, реально осуществляемые полномочия президента, который избирается населением независимо от парламента и оказывает значительное воздействие на государственную политику. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, ему принадлежит ведущая роль в определении и проведении внешней политики, он имеет право вводить чрезвычайное положение в стране при определенных условиях. Парламент не утверждает в целом состав правительства, министров и главу правительства назначает президент.
2. Ответственность правительства и министров перед президентом. Президент может по собственному усмотрению отправить правительство в отставку, как это имеет место в президентской республике.
От парламентарной республики смешанная республика заимствует:
1. Должность главы государства (президента) и институт правительства разделены, существование правительства как самостоятельного органа исполнительной власти во главе с премьер-министром, работающего под общим руководством президента. В президентской республике нет отдельного поста премьер-министра, министры являются советниками президента и управляют по его поручению отдельными отраслями управления. В смешанной республике президент не является главой правительства и разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства.
2. Создание правительства с участием парламента. Президент, назначая премьер-министра и министров, должен считаться с партийным парламентским большинством, иначе правительство сразу после его назначения может быть отправлено в отставку путем использования вотума недоверия. Правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте. Президент может назначить главой правительства только такого деятеля, который получит вотум доверия парламента.
3. Политическая ответственность правительства и министров перед парламентом. В смешанной республике устанавливается двойная ответственность правительства и министров перед парламентом и перед президентом. Ответственность перед президентом может быть реализована гораздо проще, чем перед парламентом, ибо президент вправе уволить правительство или министра в любое время.
4. Право роспуска парламента президентом. Вынесение вотума недоверия правительству парламентом может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом с назначением даты новых выборов. Таким путем возможно конституционное разрешение конфликтов между законодательной и исполнительной властями. Применение досрочного роспуска парламента может быть продиктовано усмотрением президента, может являться средством давления на парламент, может путем роспуска президент желает укрепить позиции своей партии в парламенте.