Легальность и легитимность государственной власти. Идеологическая основа деспотической монархии
Государственная власть должна обладать двумя качествами: легальность и легитимность. Легáльность (от лат Leges – лэгэс – закон) – это признание обществом, народом существующей верховной государственной власти законной, правомерной. Источником легальности власти в монархиях является наследование верховной монархической власти в правящей династии. Источником легальности власти в республиках является избрание (выборы) верховной государственной власти.
Легитúмность – это добровольное подчинение народа существующей государственной власти как власти законной (легальность), эффективной и справедливой. Эффективность государственной власти означает её жизнеспособность и успешное решение задач, стоящих перед народом в конкретные исторические периоды. Справедливость государственной власти означает, что она успешно решает эти задачи в интересах большинства народа. Власть держится не силой принуждения, а согласием большинства народа этой власти подчиняться.
Государственная власть может обладать и легальностью и легитимностью, а может обладать только каким-то одним из качеств. Утрата государственной властью легальности и особенно легитимности может привести к падению этой власти, так как у ней будет всё меньше и меньше искренних сторонников, готовых её защищать, и приказы нелегитимной власти не будут исполняться.
Источником легальности деспотической монархии является наследственная передача верховной государственной власти обожествляемого монарха. Деспотическая монархия являлась теократúческой монархией (от греч. teos (тéос)- бог, kratos (крáтос) - власть), в которой монарх сочетал религиозную и светскую власть. Он как верховный жрец, посредник между людьми и богами, обладал всей полнотой государственной власти. Иногда особа монарха обожествлялась. Он считался земным богом. Например, фараон Египта считался сыном Бога Солнца Ра и высшим жрецом своего культа. Государство спрашивало согласия богов на все важные мероприятия.
В Месопотамии во времена первой деспотической монархии в правление третьего монарха Нарàм-Су`эна была обожествлена династия – первые правители Шаррумкèн и Рùмуш объявлены богами. Нарàм-Су`эн в середине своего правления (около 2220 года до н.э.) принял прижизненное обожествление – объявил себя “богом Аккàде”. Причина усиления власти НЕ в том, что правители объявили себя богами, а, наоборот – раз власть стала неограниченной, то, в этом случае, стало возможным обожествление. Это следствие усиления власти.
В Китае император считался «сыном Неба», потомком Неба (Тянь) и верховным жрецом. Для китайцев Небо есть некое безличное верховное благое начало, управляющее миром и человеком, есть верховный разум с его законами, которые на земле воплощены в государстве во главе с императором и в государственных законах. Император как «сын неба» являлся божеством.
Власть монарха, подобная божественной, поэтому её никто не может ограничить и которая даже выше нравственных законов. Истинный царь может быть и безнравственным, если он силён, всемогущ и грозен. Обладая богоподобной властью, древний языческий царь считался существом страшным, внушающим ужас и грозным. Он грозен и для подданных, и для иностранцев, и для врагов внутренних и для врагов внешних.
Власть богоподобного монарха рассматривалась как самовластие. При личном обожествлении монарха его воля деспотична, произвольна. Что он хочет - то и есть закон, не имеющий других мотивов, кроме его желания, не допускающий никакой критики и проверки.
Разумеется, подобный монарх не мог иметь каких-либо юридических обязанностей перед народом. Подданные монарха не ограничивали его власти, не обладали по отношению к нему какими-либо юридическими «правами». На них лежала только обязанность безусловного повиновения воле монарха. Неповиновение воле этой считалось не только преступлением, но и посягательством на власть божества. Монарх ведь объявлялся божеством. Тем самым признавалось, что власть исходит от сверхчеловеческого источника и потому сопротивление ей бесполезно, а покорность ей обещает обилие благ. Наказанием за непослушание стала смертная казнь.
В деспотической монархии власть монарха была в определённой мере фактически ограничена религией, моралью и обычаями. Монарх считался носителем мира, благодетелем человечества, хранителем жизни подданных. Он являлся божеством добрым. Доброта его, по выражению египетского папируса, подобно воде морской, то есть она никогда не иссякает и несёт жизнь миру, плодородие, изобилие и счастье.
Монарх именовался отцом своих подданных, а последние считались его детьми. При этом он рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных - чиновников, знати, богачей. «Поступай по истине, утешь плачущего, не притесняй вдовы», - наставляло фараонов древнеегипетское поучение. Вдовы и сироты особенно выделяются, так как им труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. Фараон рассматривался как покровитель, пекущийся обо всех несчастных, спасающим робкого от гордого, судьёй между сильным и слабым.
Фараон Аменемхет I (1976-1947 гг. до н. э.) заботился о пропитании простого народа. «Я давал нищему, я кормил сироту, я давал ход тому, кто был ничем… - говорит «Поучение Аменемхета». – Я был тем, кто создаёт зерно, кто возлюбил бога зерна. Нил приветствовал меня каждый год, никто не голодал в мои годы».
В Китайской империи даже официально считалось, что император получал божественный мандат на право управления страной от Неба лишь постольку, поскольку он был добродетельным. Главная добродетель правителя - забота о безопасности, стабильности и процветании подданных. В случае невыполнения своих обязанностей (выражением чего считались произвол власти, экономический упадок, волнения и т. п.), Небо может отобрать мандат у недостойного правителя и передать его достойному. Поэтому перевороты и восстания не осуждались, но лишь тогда, когда они ведут не к нарушению, а к восстановлению исконного порядка. Поэтому при упадке династий в Китае происходили народные восстания. Они приводили к смене правящих династий, когда иногда даже крестьяне становились императорами.
Представление о совершенном бесправии подданных в деспотической монархии является неверным. Совершенно бесправных подданных не может быть. В самой деспотической монархии, в которой всякая воля обожествляемого монарха священна, всякая его воля - закон, подданные пользуются военной охраной, судебной защитой, правом собственности, семейными правами, сословными привилегиями. Хуже произвольной государственной власти может быть только безвластие, ставшее следствием развала государства.
В деспотической монархии подданные не обладали политическими правами, то есть не участвовали в управлении государством, не избирали властвующих. Они и не стремились к этому, так как были убеждены, что в государстве живёт само Божество в лице царя, поэтому никакие выборы власти здесь и не нужны.
Правящий класс
Любым государством управляет меньшинство, правящий класс (элита), составляющая небольшую часть общества. Правящий класс (элита): 1) это те люди, которые участвуют в создании или принятии значимых решений; 2) люди, которые являются образцами для подражания. Элита - совокупность людей, принимающих важнейшие решения в едином социуме. Остальные граждане, которые не входят в правящий класс, считаются народом.
Правящим классом могут выступать зажиточные группы населения, как-то: аристократия (знать по праву происхождения), крупные землевладельцы – военные, духовенство, богатые граждане (по имущественному признаку; в конституционном государстве – это предприниматели, банкиры, фабриканты), бюрократия (профессиональные управленцы-чиновники), интеллигенция (лица, имеющие высшее образование и профессионально, занятые умственным трудом – адвокаты, журналисты, профессоры), профессиональные политики в конституционном (правовом) государстве.
В истории нет государств, в которых бы правящим классом были представители физического труда – крестьяне-земледельцы, ремесленники, рабочие, мелкие торговцы. В Советском государстве в Советской России после Октябрьской революции 1917 г. официально считалось, что власть принадлежит пролетариату (рабочим), а в дальнейшем и всему трудовому народу. На практике от имени рабочих и народа Советским государством управляла третьесортная партийная интеллигенция разных национальностей, а затем партийно-государственная бюрократия, то есть руководящие партийные работники и профессиональные чиновники-управленцы.
Причины существования правящего класса следующие:
1. Большая территория и большая численность населения делают невозможным непосредственное участие граждан в государственном управлении в форме народного собрания, то есть оказывается невозможным созыв народного собрания – собрания граждан, которые голосованием принимают законы, избирают должностных лиц, решают важные вопросы внутренне и внешней политики. Созыв народного собрания возможен только в небольшом государстве с небольшой численностью населения – это община – государство (или город-государство), как это было на Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме. Народное собрание и здесь не является постоянно действующим органом. Оно созывается периодически, время от времени, а в промежутках между народными собраниями государством управляют правитель. Совет знати, должностные лица.
2. Некомпетентность народа в сложных вопросах государственного управления. Знания, управленческий опыт, пути решения проблем, стоящих перед народом, имеют только те, кто постоянно участвует в управлении, а это правящий класс. Народ хочет, чтобы всё было хорошо, но не знает путей достижения хорошей жизни. Поэтому и в общине-государстве (городе-государстве) правящий класс предварительно обсуждал важнейшие вопросы, проекты законов, а потом уже предлагал их на утверждение народного собрания.
3. Нежелание граждан, занятых физическим и умственным трудом, участвовать в государственном управлении.