Возникновение деспотической монархии в Месопотамии
Период середины III – конца II тыс. до н.э.характеризуется усилением власти правителей – в итоге исчезает ранняя монархия и, в условиях борьбы монарха (при поддержке его рядовыми общинниками–гражданами) против общинной знати, возникает второй тип монархии[уже неограниченной] – деспотической монархии. В результате установления деспотической монархии формируется [в результате ужесточения политического режима] авторитарный политический режим, происходит переход от федеративной формы государственного устройства к унитарному государству (иногда, через стадию децентрализованного унитарного государства [с наличием автономных территорий] к централизованному унитарному государству [без автономий]).
Раньше всего деспотическая монархия возникла в Месопотамии на рубеже XXIV-XXIII веков до н.э. в государстве династии Аккаде (династии Саргонидов). Позднее – в период Среднего царства (середина XXI – середина XVIII веков до н.э.) деспотическая монархия сформировалась в Египте. В Китае деспотическая монархия сформировалась в конце III века до н.э. (империя Цинь) и продолжала существовать до начала III века н.э. (Ранняя и Поздняя империи Хань).
Следует обратить внимание на то, что деспотическая монархия складывалась в течение длительного времени в ходе кровавой борьбы общинной знати и монарха. Первая деспотическая монархия, основанная Шаррумкèном, возникла в Месопотамии на рубеже XXIV-XXIII веков до н.э. (т.е. через 450 лет после появления первых общин–государств).
В Египте (несмотря на то, что первые общины–государства возникли в XXXIII веке до н.э.) деспотическая монархия появилась позже, чем в Месопотамии – основателем первой деспотической монархии в Египте является фараон Аменемхет III (1850-1800 годы до н.э.), при котором номархи (др.-египет. адзы)- правители областей стали чиновниками, назначаемыми главой государства. То есть прошло около тысячи лет, сменилось двенадцать династий, прежде чем власть фараонов стала неограниченной.
Деспотическая монархия могла возникнуть только в рамках территориального государства, т.е. когда формировался надобщинный центральный аппарат управления. И только в результате долгой и упорной борьбы правителя против общинной знати. Эта борьба принимала форму физического уничтожения общинной знати,которая всячески сопротивлялась усилению власти монарха, т.к. общинная знать НЕ была заинтересована в усилении власти правителя до неограниченных размеров. И правителям приходилось уничтожать физически тех, кто не подчинялся. Если общинная знать выигрывала, то сохранялась ранняя монархия. А если общинная знать проигрывала, то устанавливалась деспотическая монархия.
В этой ситуации решающей была позиция рядовых общинников, так как они формировали войско. Поэтому, кого они поддержат, на стороне того и будет военная сила . В тот период очень острым был долго ой вопрос . Так как хозяйство рядовых общинников было мелким, то оно было неустойчивым . Рядовые общинники не имели ни резервного фонда, ни страхового фонда. Если возникали какие-либо проблемы – неурожай, засуха и т.п., нужно было брать займы. В тот период понятия знатности и богатства ещё совпадали, поэтому общинная знать была богатой, и знатные люди выступали кредиторами (заимодавцами) для рядовых общинников. Причём, когда берут большой процент по займу – это приводит к разорению хозяйства заёмщика, т.к. ему не удавалось, в таком случае, отдать долг. Если должник не мог отдать долг, то это приводило к тому, что за долги начинали продавать движимое имущество; если его не хватало, то продавали членов семьи в рабство за долги, и, в конечном итоге, могли продать самого главу семьи.
Рядовым общинникам это не нравилось. А кто мог это прекратить? Только правитель. Возникала ситуация, что у правителя и рядовых общинников был один и тот же враг – общинная знать. Но для монарха – общинная знать – враг по политически м причинам (они борются за власть). А для рядовых общинников – общинная знать была врагом по экономическим причинам (как кредиторы поглощают мелкую собственность рядовых общинников, которые могли попасть в долговое рабство). В этой ситуации возникала возможность создания союза монарха и рядовых общинников.
Если правитель станет защищать интересы рядовых общинников, будет ограничивать экономические “аппетиты” общинной знати, то он получит поддержку рядовых общинников, т.е. основной массы войска. Государству тоже эта политика очень выгодна. Защита экономических интересов простых граждан была нужна государству для того, чтобы в результате их разорения не
уменьшалось войско. У правителя появлялась возможность, защищая рядовых общинников, получить поддержку войска. Однако данный союз мог существовать только до тех пор, пока монарх защищал рядовых общинников и их интересы. Если правитель про это забудет, то он потеряет их поддержку. Поэтому союз у них возникал не навечно, а только пока монарх поддерживал и защищал простых граждан. Именно эти причины привели к возникновению в древнем мире политики зашиты рядовых общинников; а в Месопотамии – к появлению традиции периодически провозглашать “указы о справедливости”.
Шаррумкèн (Саргòн Древний или Саргон Аккадский, 2316-2261 годы до н.э.). Шаррумкèн (восточносемит. “государь истинен”; тронное имя, которое он принял при восшествии на престол; личное имя не известно) – человек низкого происхождения (неполноправный свободный), из служилых людей (сначала он был садовником, потом чашеносцем при правителе IV-й династии общины–государства Киш). НЕ был ставленником знати. Шаррумкèн уловил возможность установления союза с рядовыми общинниками, и, сначала (в 2316 году до н.э.) захватил власть в небольшой общине Аккàде. Почему Шаррумкен расположил свою резиденцию в маленькой общине, а не в большой? Потому что в Кùше, например, была сильна власть общинной знати и существовали традиции контроля знати над правителем. А в Аккàде таких традиций не существовало, местная знать была слаба, поэтому контроля знати над правителем не возникало. Таким образом, Шаррумкен ушел из-под контроля общинной знати, а затем, сформировав войско из рядовых общинников, объединил под своей властью всю Месопотамию, и уничтожил старую общинную знать.
Почему никто из знати не смог ему противостоять? Шаррумкен оказался не только талантливым политиком, но и выдающимся полководцем. В основе его войска была лёгкая пехота копèйщиков (воинов, вооружённых копьями), воевавшая рассыпным строем без защитного вооружения – это были рядовые общинники. Ядро войска составляли секùрщики (войны с боевыми топорами) – дружинники Шаррумкена. Кроме того, он начал использовать луки (которые ранее не применялись из-за отсутствия нужных пород деревьев) – был сформирован отряд лỳчников. Общинная знать воевала на колесницах (колесничие войско) вместе со своими дружинниками – тяжелыми пехотинцами, которые (в силу малой подвижности из-за тяжёлого вооружения) сражались сомкнутым строем – фалàнгой, медленно двигавшейся при наступлении.
Сражение, обычно, проходило следующим образом. Сначала, с большой дистанции, лỳчники Шаррумкèна расстреливали из луков эту фалангу тяжёлых пехотинцев из войска знати. Фаланга рядела. Затем, огромные массы подвижных лёгких пехотинцев, пропуская через свой строй колесницы, сминала уцелевших тяжёлых пехотинцев. А затем секирщики добивали выживших врагов. Победа была гарантированной. Никто не мог противостоять общинному ополчению. В 2315-2310 годах до н.э. Шаррумкен провел 34 сражения – и все выиграл. В 2312 году до н.э. разгромил Лагаш, в 2311 году до н.э. Шаррумкен победил войско конфедерации Лугальзагесù и объединил под своей властью всю Месопотамию, создав “государство Шумера и Аккада”.
Шаррумкèн начинает создавать раннее не существовавший центральный аппарат управления, который стоял над местными органами управления общины. Центральный аппарат управления формировался по административному принципу (выработанному при формировании административно-хозяйственного аппарата управления дворцового хозяйства: назначение сверху; плата за должность; происхождение значения не имела, главное – профессиональные качества и преданность правителю) [начал формировать политическую базу власти правителя].
Бывшие общины–государства становятся административно-территориальными единицами государства – областями (шумер. ки, аккад. àлум) единого государства. Во главе областей стояли управляющие – энси, но теперь они становятся обычными чиновниками, назначаемыми государем из своих сторонников.
Для установления контроля над общинной знатью Шаррумкèн стал брать в свою столицу заложников из знатных семей во дворец (которых, в случае мятежа их родственников на местах, следовало казнить). Эта политика усиления власти монарха вызвала жесточайшее сопротивление общинной знати (поэтому общинная знать не могла выступать опорой деспотической монархии, как думают некоторые авторы учебников). Общинную знать не устраивало усиление власти монарха до неограниченных размеров, они всегда выступали организаторами сопротивления главе государства. Исторические источники сообщают, что во второй половине царствования Шаррумкèна общинная знать подняла мятеж и осадила Шаррумкена в Аккàде (столице). Однако, опираясь на поддержку рядовых общинников, монарх разгромил мятежников. Таким образом, ему удалось установить первую в мире и Месопотамии деспотическую монархию – государство династии Аккàде (или династия Саргонùдов, 2316-2176 годы до н.э.).
Такая же ситуация продолжала сохраняться и при Саргонùдах – преемниках Шаррумкèна (двух сыновьях и внуке). Шла кровавая борьба монарха против общинной знати. Сколько бы знать не поднимала мятежи, их подавляли, а знать вырезали целыми родами . Но, тем не менее, даже после смерти Шаррумкена, каждое новое царствование начиналось с подавления мятежей и восстаний – полтора века династия Саргонùдов уничтожала организаторов сопротивления, в качестве которых выступали знатные люди. Только по прошествии полутора веков извели старую знать, которая была носителем традиций контроля знати над правителем. Следующим монархом династии Саргонùдов стал старший сын Шаррумкèна – Рùмуш (2260–? годы до н.э.). Его царствование началось с подавления мятежа знати (было взято в плен и убито 54 тысячи человек; прежде всего, уничтожалась знать – как организаторы сопротивления). Потом был совершён ещё один карательный поход против мятежников. Его правление закончилось преждевременной смертью, когда он был убит знатными заложниками во дворце (т.к. заложникам было запрещено ношение оружия, но каждый человек в Месопотамии имел каменные печати, которыми скреплял документы на глиняных табличках – заложники забили Рùмуша до смерти каменными печатями).