Возникновение частной и государственной
Собственности
В соседской общине появляется собственность: частная и государственная собственность.
В XIX веке полагали, что частная собственность появилась путём насилия. Знатные люди отобрали у общины и общинников имущество. Оно и стало частной собственностью знати. Некоторые учебники до сих пор так и объясняют появление частной собственности: «знать отобрала у общинников имущество», «знать захватила земли общины» и т.д. Однако исследования конца XX века не подтвердили такие представления. Общинное ополчение в тот период являлось единственной многочисленной военной силой. Дружины знати не могли ему противостоять. Многие учёные выдвигали разные гипотезы, но не знали точно, как это произошло. Однако во второй половине XX века было сделано значимое открытие. В Месопотамии учёные нашли глиняные таблички, относящиеся к самому концу первобытного общества. Содержание этих табличек и позволило исследователям понять - как в действительности появились частная и государственная собственность. Этот вывод базируется на письменных источниках того времени.
В истории Месопотамии самый последний этап первобытного общества получил название Протописьменного (3000-2750 годы до н.э.), то есть период появления первой письменности. Исследователи разделили Протописьменный период на два этапа: [1] 3000-2850 годы до н.э.; [2] 2850-2750 годы до н.э. Письменность зародилась из-за хозяйственной необходимости. Коллективный фонд стал настолько большим, что числа, определяющие количество имущества (количество скота, орудий труда и т.д.) стало невозможно удержать в голове. Следовало их как-то фиксировать. И шумеры - жители древней Месопотамии стали писать на глинных табличках. Из-за особенностей письма на глине, вместо рисунков стали выдавливать срезом тростниковой палочки знаки в виде сочетания клинышков. Поэтому письменность и получила название клинописи. После того, как сделали запись на глиняной табличке, её обжигали. В результате чего глина становилась твердой как камень. Поэтому глиняные таблички смогли сохраниться за прошедшие пять тысяч лет. Их и нашли при раскопках.
Учёные выяснили, что эти записи касаются коллективного фонда времён Протописьменного периода.
Первый этап Протописьменного периода (3000-2850 годы до н.э.). Когда прочитали таблички, относящиеся к этим полутора столетиям, то выяснили, что в хозяйстве коллективного фонда среди работников всё больше и больше становилась доля чужаков и рабов. Связанно это с тем, что коллективный фонд увеличивался, а естественный прирост населения в общине не успевал за этим увеличением. Поэтому всё больше и больше требовалось дополнительной рабочей силы. Эта нехватка компенсировалась за счёт привлечения на работы чужаков и рабов.
Среди рабов преобладали женщины (шумер. нгèме) и дети. Мужчин-рабов (`эрад или ýрду) имелось мало. Причина заключалась в следующем. В то время не существовало защитного вооружения, за исключением шлема. Оружие было только наступательное - меч, кинжал, копьё, тяпка. Лук знали, но из-за отсутствия необходимых для изготовления лука пород дерева [в Месопотамии тогда росла лишь финиковая пальма] - не использовали. Передача одному рабу для работы тяпки означала, что фактически он получал в руки холодное оружие. Поэтому к нему приходилось бы для охраны приставлять двух-трёх надсмотрщиков. А сами надсмотрщики производительным трудом не занимались. Их следовало кормить и содержать. Поэтому использование труда мужчин-рабов являлось экономически невыгодным. Следствием этого стало то, что мужчин обычно в плен не брали, а убивали. Обычно проламывали им черепа дубинкой, как мы видим это на изображениях того времени. В плен брали женщин и детей. Они физически слабые. Поэтому контролировать их проще. Исследователи предполагают, что когда мальчики подрастали, то их переводили в разряд чужаков, то есть свободных, но не общинников. И они, уже как чужаки, продолжали работать в коллективном фонде.
Развитие эксплуатации труда чужаков и рабов в коллективном фонде упрочило экономические позиции общинной знати. Ведь чем больше в коллективном хозяйстве общины труд рядовых общинников заменялся трудом не входивших в общину чужаков и рабов, тем бóльшая часть производимого продукта переходила в распоряжение управлявшей этим хозяйством знати. Это определялось принципом трудовой собственности. Условием присвоения продукта производства являлась непосредственная причастность к его производству. Право на произведённый продукт и землю человек имел, пока он работал на этой земле и сам производил продукт.
К концу первого этапа Протописьменного периода, то есть к средине XXIX века до н.э., трудчужаков и рабов в коллективном фонде - так называемом «священном хозяйстве», судя по всему, полностью вытесняет и заменяет труд общинников. Рядовые общинники вообще перестают работать в коллективном фонде. Как следствие, они могли теперь больше времени тратить на обработку своего надела. Чем больше времени они уделяли своей земле, тем больший результат могли получить. Растёт доходность хозяйств рядовых общинников. Их хозяйства укрепляются. Поэтому рядовые общинники не возражали. Это их устраивало. И для общиной знати эта ситуация представлялась очень удобной. Ведь раньше, когда в коллективном фонде работали рядовые общинники, приходилось ждать пока общинники вспашут или соберут урожай на своих наделах. Они только потом могли приступить к работам в коллективном фонде. Теперь, когда в коллективном фонде в качестве работников остались одни чужаки и рабы, которые своей земли не имели, ждать не приходилось Общинная знать могла в любой нужный момент организовать работы в коллективном фонде, не дожидаясь рядовых общинников - отправив на поля отряды работников, сформированные из чужаков и рабов.
Это имело далеко идущие последствия. Принциптрудовой собственности гласит: пока сам работаешь и сам производишь, то ты имеешь право на эту землю и производимый продукт. Раз рядовые общинники перестали работать в коллективном фонде, то они теряют право на землю коллективного фонда и на производимый там продукт. Когда общинники престали работать, а теперь там работали только чужаки и рабы - происходит экономическое обособление коллективного фонда. Коллективный фонд стал в хозяйственном отношении самостоятельным и не зависел больше от рабочей силы общинников.
Таким образом, возникновение частной и государственной собственности происходило на основе традиций и обычаев того времени, а не путём насилия. Когда рядовые общинники потеряли право на коллективный фонд, то, в этой ситуации, становилось возможным перераспределение имуществаколлективного фонда. Это перераспределение произошло уже на втором этапе Протописьменного периода.
Второй этап Протописьменного периода (2850-2750 годы до н.э.). Это последние сто лет накануне появления первых государств. От этого этапа сохранился ещё более важный документ, который показал, как появились частная и государственная собственность. Исследователи нашли глиняную табличку, на которой нанесён текст, связанный с передачей земли коллективного фонда в собственность нескольких должностных лиц общины. Содержание текста этой таблички опровергло старые представления о возникновении частной и государственной собственности, когда долгое время считали, что знать начала захватывать общинную землю. Содержание древнешумерского документа показывает, что сама община, для того чтобы экономически обеспечить исполнение функций управления, чтобы предоставить должностным лицам средства для их содержания и кормления - и снять с себя ответственность за их содержание, передаёт нескольким знатным людямземлю из коллективного фонда. Причём община передает меньшую часть земель коллективного фонда - 233 бур земли - 1,5 тысячи гектаров:
Около 1000 гектаров получил глава общины. Должность называлась эвéн - «верховный жрец - правитель». Доход с этой земли составлял 2 миллиона литров зерна или 12 тыс.центнеров. Остальные 500 гектаров разделялись между пятью должностными лицами:
1. Больше всех получила верховная жрица - 122 гектара (урожай 330 тыс. литров зерна, или около 1800 центнеров).
2. Меньше всех получил жрец - прорицатель - 64 гектара (урожай 130 тыс. литров зерна, или около 980 центнеров).