Родовая община охотников, собирателей
рыболовов (охотничья группа)
Первобытные люди жили родовыми общинами охотников, собирателей, рыболовов. Охотничья группа характеризовалась следующими признаками:
1. Она основывалась на присваивающей экономике - охоте, собирательстве, рыболовстве. Десятки тысяч лет человек, из поколения в поколение, от своих предков, учился трудиться и добывать себе продукты питания. До VIII тыс. до н.э. люди извлекали для себя дары природы с помощью орудий труда, не умея воспроизводить её плоды снова. Сама добыча этих продуктов, в силу примитивности орудий труда, имела коллективныйхарактер. Изначально всё добывали вместе - существовала коллективная загонная охота, коллективная рыбалка, коллективное собирательство.
2. Коллектив кровных родственников. У охотников, собирателей, рыболовов существовала индивидуальная семья, состоящая из отца, матери и их детей.
3. Люди занимали определённую территорию, которую они считали своей землёй и защищали от вторжения других людей. Охотничья (промысловая) территория определялась возможностями передвижения. Например, продолжительностью дневного пешего перехода от стоянки. В зависимости от сезона, люди передвигались по охотничьей территории, где существовали сезонные стоянки. Например, стоянка у реки, где ловили рыбу; стоянка у леса, где собирали плоды, орехи и коренья и т.д.
Родоваяобщина охотников, собирателей, рыболовов обладала прямой коллективной собственностьюна охотничью территорию. Это означало, что право коллективной собственности на землю принадлежало общине целиком. Ни один отдельный общинник не имел никаких отдельных прав ни на часть земель, ни на часть полученного продукта. Наличие такого права определялась тем, что первоначально существовала загонная охота на крупных животных, когда устраивались ловушки, что требовало коллективныхусилий. Отдельный общинник не имел возможности выгородить свою территорию и охотиться в одиночку.
Даже позднее, с изобретением лука и стрел появилась индивидуальная охота. Значит, добывание продуктов, как функция, перешла к появившимся отдельным семьям. Добыча стала индивидуальной. Однако охотники, рыболовы и собиратели не могли личноиспользовать то, что они добыли. Всё сначала передавалось в «общий котёл», а потом делилось в зависимости от половозрастного разряда. Причина заключалась в том, что результаты индивидуального труда - индивидуальнойохоты рыбалки или собирательства не являлись стабильными. Всё зависело от удачи: сегодня повезёт, а завтра нет. Следовательно, сохранялась необходимость взаимно друг друга поддерживать. Поэтому, хотя появился индивидуальный труд, - форма распределения и потребления полученного продукта оставалась коллективной.
4. Отражением этих коллективистских тенденций являлось существование коллективныхформ распределения и потребления полученного продукта. Всё, что добывали - делили в зависимости от пола и возраста, половозрастного разряда:маленькие дети, юноши и девушки, взрослые мужчины и женщины, старики. Средняя норма в каждом разряде различалась. Ведь так как детям и взрослым, мужчинам и женщинам, а также старикам для поддержания жизни требуется разное количество продуктов. Однако каждый человек, в рамках своего половозрастного разряда, получал равную долю. Это общество получило название уравнительного, эгалитáрного (общество равенства; от французского egalitè - «эгалитé», «равенство»).
5. Численность этой группы была невелика, в среднем, 20-30 человек. Потом возросла до 100 человек, считая младенцев и стариков. Отсюда низкая плотность населения, то есть количество человек на единицу площади.
Почему численность охотничьей группы была столь невелика? Почему люди не собирались группой побольше? Причина оказывается в следующем: охотничья территория не являлась безграничной. Она имела определённые пределы. Поэтому она могла прокормить только определённое количество человек. Конечно, люди могли добыть и больше продуктов. Например, убить не одного мамонта, а - двух, трёх, четырёх. Это однако приводило к тому, что на следующий год рождалось меньше промысловых животных, рыбы, моллюсков, плодов и т.п. На следующий год - ещё меньше и т.д. Если люди соберутся в большие группы, то на ограниченной территории нарушится экологическое равновесие, так как истощатся природные ресурсы.
В результате люди умрут с голоду или им придётся уходить с данной территории и идти осваивать новые земли. Это сопровождалось с большúми опасностями. По дороге люди могли погибнуть от стихийных бедствий, нападений хищников или столкновений с другими группами охотников, собирателей и рыболовов. Неосвоенные территории всегда опасны. Поэтому, чтобы не голодать, а в первобытном обществе при обычных условиях люди не голодали, в первобытном коллективе формируются производственные навыки - не брать у природы больше чем нужно, чтобы не нарушить экологическое равновесие, не убивать животных ради развлечения - не для употребления в пищу, не ловить рыбу и не собирать природные продукты больше необходимого и если запасы продуктов ещё не закончились. Известны случаи, когда пропускали охотничий сезон, так как не съели уже заготовленное. При присваивающем хозяйстве к тому же люди не могли увеличить урожайность растений, молочность животных и их плодовитость.
Поэтому сама природа при производящем хозяйстве не позволяла людям объединиться в большие группы. Как люди регулировали эту численность? Исторически сложилось три способа регулирования численности человеческого коллектива, которые применялись только при избытке населения:
Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения - ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.
Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу - бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.
Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.
Во главе группы стоял вожак. Им становился, исходя из принципа меритокрáтии, самый знающий, умелый человек - лучший охотник, рыболов, собиратель. Принцип меритокрáтии (дословно «власть по заслугам»; мерит«заслуга» + кратос «власть») означал, что лидером становился человек, который обладал знаниями и навыкам, которые позволяли успешно функционировать данной охотничьей группе.
В основе принципа меритократиилежал принцип реципрóкности(от латинского reciprocus - «возвращающийся, взаимный»). Смысл принципа реципрокности заключался в равноценном (эквивалентном) взаимообмене между членами группы. Следствием этого стало то, что, тот человек, который давал коллективу больше, а потреблял столько же, сколько и остальные члены его половозрастного разряда - имел бóльший авторитет. Разница между тем, сколько человек дал коллективу [дал больше, чем остальные], и тем, сколько он потребил [как остальные] - компенсировалась ему ростом авторитета. Он становился уважаемым человеком. И наоборот, тот, кто добывал мало, а получал столько же, сколько и остальные - терял авторитет, становился менее уважаемым или совсем неуважаемым человеком.
Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета - меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего - ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.
В родовой общине охотников, собирателей и рыболовов существовала простая система хозяйствования при низком уровне развития орудий труда, навыков человека. Перед людьми той эпохи стояла задача - знать где, что растёт и водится, и в нужное время прийти и взять, добыть. Предел небольшому по численности коллективу ставило экологическое равновесие, то есть сама природа. При таких обстоятельствах, вожакмог и организовать охоту, рыбалку или сбор плодов, кореньев и т.д., и, одновременно, принять участие в этой охоте, рыбалке или сборе. Простым хозяйством охотничьей группы управлял вожак. «Пойди - сорви», «пойди - убей» - вот, и всё управление. Одновременно вожаксам занимался производительным трудом. Функции управления и функции производства тем самым объединялись в одном лице. Поэтому не возникало необходимости в отделении функции управления от производительных функций. Как следствие этого не возникало основы для имущественного и социального расслоения общинников, как следствие - не возникало необходимость в особом, отдельном аппарате управления. В результате - не возникало необходимости в государстве.