Должностные лица (магистраты)

В Афинах существовало большое число выборных должностных лиц - магистратов, но отсутствовал бюрократический аппарат управления. Магистраты являлись исполнителями воли народа и осуществляли непосредственное государственное управление различными сферами, отраслями жизни. За неисполнение своих приказаний или неповиновение законам, относящимся к кругу их деятельности, магистраты имели право подвергать виновного денежному штрафу не свыше определённого максимума.

Деятельность должностных лиц строилась на общих принципах:

1. Выборность - все должности являлись выборными народным собранием путём открытого поднятия рук или по жребию. Поднятием рук выбирались лишь немногие должности, преимущественно военные, которые требовали опытности или каких-либо специальных познаний. Выборы по жребию производились по демам и филам. Кандидат на какую-либо должность подвергался докимасии-испытанию, при которой обращалось внимание не на способности кандидата, а на поведение: чтит ли он родителей и святыни, исполнял ли он военную службу и нёс ли финансовые повинности. Все кандидаты на должности не должны были быть моложе 30 лет.

Выборы должностных лиц по жребию происходили так. В храме ставили два сосуда, из которых в одном находились таблички с именами кандидатов на должности, в другом - соответствующее количество чёрных и белых бобов. В одно время вынимались табличка и боб. Белый боб считался избирательным, чёрный - неизбирательным.

2. Краткосрочность - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и запрещалось два раза занимать одну и ту же должность, за исключением военных. «Покомандовал - дай покомандовать другому: так в несколько упрощенной форме можно объяснить стоящую за этим порядком социальную психологию. Демос не желал, чтобы магистраты «привыкали» быть у власти: ведь это опять же могло бы привести к нарождению монархических тенденций».

3. Коллегиальность - почти все должности исполнялись не отдельными лицами, а коллегиями, чаще всего из 10 человек. Члены коллегии считались равными в правах и принимали решения по большинству голосов. Отдельные коллегии не находились в иерархической подчинённости одна от другой. Они связывались непосредственно с советом пятисот и с народным собранием. Единоличная магистратура предполагала концентрацию полномочий в одних руках, что подрывало бы верховенство народного собрания. Это, в конечном счете, как считала масса граждан, могло бы породить монархические порядки. Вот почему в Афинах не существовало поста президента - единоличного главы государства.

4. Возмездность - магистраты, за исключением стратегов, получали жалованье.

5. Ответственность - все должностные лица подлежали контролю, а по окончании срока службы обязывались давать отчёт о своих действиях по должности, особенно в употреблении казённых денег, перед особыми коллегиями. Такие отчёты подлежали окончательному утверждению со стороны гелиэи. За злоупотребления властью магистраты несли наказание.

Общее количество магистратов, как полагают, доходило до 700. Значение коллегии девяти áрхонтов, бывших до Клисфена руководителями Афинской республики, заметно упало. В период господства демократии деятельность архонтов заключалась в выполнении некоторых судебных и религиозных функций.

Самой важной становится коллегия десяти стратегов, из которых одному предоставлялось главное командование. Первоначально стратегов избирали по одному от каждой филы. Затем они стали избираться народным собранием открытым голосованием без различия фил. Стратеги вознаграждения не получали и должны были обладать недвижимой собственностью. Поэтому эту почётную должность занимали наиболее зажиточные и знатные афиняне. Стратеги могли переизбираться из года в год. Например, Перикл 15 лет подряд с 444 г. по 429 г. до н. э. становился стратегом, фактически президентом афинской республики, хотя афинская демократическая республика формально не имела единоличного главу государства.

Стратеги не только командовали армией и флотом, но ведали всеми делами, имевшими какое-либо отношение к войне и обороне Афин. В их руках находилось руководство внешней политикой - заключение перемирия и международных договоров. Они обладали финансовой властью - распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота. На них лежала организация чрезвычайных военных налогов, руководство доставкой продовольствия в Афины. Они имели право созывать чрезвычайные заседания народного собрания и совета пятисот, если государству угрожала опасность. В обстановке постоянных войн коллегия стратегов сосредоточила в своих руках важнейшие вопросы политики, а не только руководство военными делами.

Наши рекомендации