Причины установления республик в Афинах и Риме
Установление республик везде являлось заслугой общинной знати, которая боролась за власть против правителя – и когда отбирала у правителя всю власть, должность монарха ликвидировалась, заменяясь коллегиальным органом (т.е. органом коллективного управления). Функции управления, которые ранее исполнял один правитель, теперь распределялись между несколькими должностными лицами. Власть сосредотачивалась в руках знати. Она занимала все должности и управляла в республике. Поэтому все республиканские государства возникали как государства с аристократическим политическим режимом.
Ни в коем случае не следует думать, что республика лучше или хуже монархии. Они просто разные формы правления. Некоторые авторы учебников полагали, что республика лучше монархии, поэтому за установление республики боролись рядовые общинники. Однако это неверно.
Наоборот, рядовым общинникам выгодна монархия, так как монарх в борьбе за власть против знати будет защищать интересы рядовых общинников. У правителя и простых граждан – общий враг – знать, но по разным причинам. У правителя – общинная знать враг по политическим причинам (они борются за власть), у рядовых общинников – общинная знать враг по экономическим причинам (знать является кредитором для простых граждан). Отражением такой ситуации на Руси было представление “о добром царе” (представление “о добром царе” заключалось в том, что когда знать творит зло, то добрый правитель приедет и наведет порядок). Некоторые исследователи считали, что подобное представление не имело под собой никакого основания. Однако идея “доброго царя” была следствием того, что древнерусские князя, в борьбе против знати за власть, искали поддержку у рядовых общинников и защищали их интересы. Таким образом, идея “доброго царя” идет из древности, когда правитель искал в борьбе за власть против знати поддержку рядовых общинников.
Без монархов, рядовым общинникам стало хуже. Установление республики приводит к тому, что общинная знать более не ограничивается правителем в экономической сфере, и должников начинают жёстко притеснять. Широко распространяется долговое рабство. И рядовые общинники этим недовольны.
Дальнейшее смягчение политического режима (процесс демократизации) связано с борьбой рядовых общинников против общинной знати. Там где знать делает частичные уступки – устанавливается олигархический политический режим, основанный, прежде всего, на имущественных цензах. Там, где рядовым общинникам удаётся добиться равных прав для всех граждан – устанавливается демократический политический режим.
Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами. В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан. Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.
Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан. Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства. Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины.