Афинские филы, фратрии, роды, соседские общины

Греческий народ (греч. этнос) делился на отдельные этнические группы (греч. фила), которые занимали определённую область (греч. хора). Фила делилась на фратрии (досл. “братства” – союзы родов). Фратрии, в свою очередь, делились на род`ы (греч. генос), которые являлись основой политической (в народном собрании) и военной (отряды) организации общины. Фратрии и роды жили общинами. Роды делились на большие семьи (греч. ойкос; 2-3 поколения родственников). Каждая семья получала, по жребию, надел (греч. клер “жребий”) из земель общины. Несмотря на то, что в общине жили родственники – это уже была не родовая община. Земля делилась на наделы, которые получали отдельные семьи, самостоятельно обрабатывавшие свои клеры собственным трудом. Это была уже соседская община (ахейск. греч. дем, дорийск. греч. кома – “поселение”).

Первобытная соседская община являлась верховным коллективным собственником земли. Её права верховного коллективного собственника земли проявлялись в том, что она проводила: (1) переделы земли, (2) перераспределение произведённого продукта (греч. литургии), (3) община не допускала к земле не общинников. Отдельные общинники при переделах получали наделы (по количеству едоков) в трудовую собственность. Пока общинники обрабатывали землю – они имели право на неё и на производимый на ней продукт; если земля забрасывалась – соседская община, как верховный коллективный собственник земли, изымала пустующий участок и передавала её семье, где появились новые едоки, и которая могла её обработать своим трудом.

Система управления этих соседских общин была такова:

1. Во главе общины стоял вождь (ахейск. греч. басилей “правитель”; дорийск. греч. архагет “владыка”). Он был выборным, выбирался народным собранием, заключая договор с народом (греч. демосом, т.е. с общинниками), обязуясь соблюдать древние обычаи. Но басилей выбирался не из всех общинников, а из рода правителей. Любой родственник вождя (дяди, братья, сыновья, племянники и т.п.) могли на выборах претендовать на эту должность. Поэтому выборность сочеталась с наследственностью, но никакого порядка престолонаследия не было. Басилей выполнял:

а) административные функции – управляли делами общины;

б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;

в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;

г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров (греч. дотинай).

Так как в Греции не было необходимости в системе ирригации (искусственного орошения), то коллективный фонд здесь возник в форме священного хозяйства при хозяйстве вождя. Поэтому, при необходимости, в особых случаях, басилей собирал с общинников средства на общие нужды, что стало прообразом будущей системы налогообложения.

Для того, чтобы кормиться, басилею из земель общины выделялся специальный надел, который назывался теменос (досл. “отрезанный”; т.е. изъятый из переделов земли).

2. Вторым органом в соседской общине был совет знати (ахейск. греч. бул΄э “совет”; дорийск. греч. герусия “совет старцев”), члены которого назывались геронтами (букв. “старцами”). Но не следует путать этот совет с советом старейшин, так как в бул΄э заседали только знатные люди. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).

3. Третий орган – народное собрание (афин. агора).

Образование афинского полиса. Синойкизм

Процесс генезиса государства в Средней Греции, в малоплодородной каменистой области Áттике завершился к началу VIII века до н.э. Образование общины–государства Áттика, с центром в Афùнах, происходило, как и везде, в результате процесс синойкизма (греч. “сселение вместе, поселение вместе”). Начиная с X века до н.э., двенадцать территориальных общин (др.-греч. демов) Аттики начали объединяться. В основном, к началу VIII века до н.э. объединение завершилось. Центром объединения стала одна из территориальных общин – Афины, вокруг которой и произошло объединение.

«Реформы Тесея»

Завершение процесса синойкизма в древнегреческой истории связывается с именем правителя (греч. басилèя) Афин, которого звали Тесèй (досл. “объединитель; тот, кто объединил”). Процесс синойкизма, как установили исследователи, проходил на протяжении X–VIII веков до н.э. Естественно, реальный человек не мог жить три века. Если отбросить легендарную основу, можно говорить о том, что некий басилей, прозванный Тесеем (видимо, правивший в начале VIII века до н.э.), в основных чертах, завершил этот процесс – поэтому ему и досталась слава объединителя. Ему приписывают две реформы.

1. Реформа органов управления. В связи с тем, что произошло объединение двенадцати общин (греч. демов) в единую – большую общину (греч. полис), была проведена реформа органов управления. Вместо двенадцати басилеев (возглавлявших прежде двенадцать территориальных общин) теперь была создана должность басилея Аттики. Если ранее в каждой общине (греч. дèме) имелся свой басилей, то теперь один человек стал басилеем всей общины (греч. пòлиса). Вместо двенадцати советов знати, создается один совет знати (греч. бул`э) всего Аттического полиса. И вместо двенадцати народных собраний создается одно народное собрание (греч. агора). Тем самым в результате синойкизма происходит укрупнение общины и создание единых органов управления общины. Это повлекло за собой необходимость проведения второй реформы – введение новых терминов, обозначающих разные группы общинников.

2. Введение новых названий социальных групп. До реформ Тесея социальные группы в разных общинах назывались по-разному. После завершения синойкизма потребовались единые термины, которые обозначали разные социальные группы общинников одинаково на всей территории полиса. Иногда в учебниках неправильно говориться, что Тесей разделил общество на разные социальные группы. Однако процесс социальной дифференциации носит объективный характер и не зависит от воли людей. Невозможно было создать слой общинной знати или рядовых общинников – они формировались в течение длительного времени ещё до начала VIII века до н.э. В начале VIII века до н.э., как установили учёные, процесс социальной дифференциации в Аттике завершился, то есть социальные слои уже сформировались, а Тесею приписывается введение новых терминов.

Вместо большого количества терминов, обозначавших общинную знать, он вводит новый единый термин эвпатрùды (“дети благородных отцов” [корень -патр- “отец”]), который стал обозначать общинную знать Аттики во всех двенадцати территориальных общинах. Для рядовых он придумал два названия: а) геомòры (“обрабатывающие землю”) – категория общинников, которые занимались земледелием (т.е. общинники–земледельцы); кроме этого, б) демиỳрги (“работающие на народ”) – категория общинников, которые занимались ремеслом, то есть общинники–ремесленники. Впоследствии, к рядовым общинникам стал применяться термин дèмос (“народ”), который в широком значении обозначал всех общинников, включая общинную знать. Следует обратить внимание на то, что “ народом ” в древности называли только граждан. Названия необщинников остались прежними: чужаки – аклеры или феты; рабы – дулос.

Ранняя монархия в Афинах

Древнейшая форма правления Афин - ранняя монархия первой половины VIII века до н.э. Во главе стоял правитель (царь) - басилéй, который вёл своё происхождение от богов. Он являлся верховным военачальником, верховным судьёй и верховным жрецом, то есть посредником между богами и народом, совершавшим жертвоприношения. Власть базилевса переходила по наследству. При басилее существовал совет знати (булэ) - глав наиболее важных родов. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).

Чтобы получить согласие на важную меру (объявление войны, заключение мира, принятие законов) правитель мог созывать народное собрание - собрание всех взрослых, способных носить оружие полноправных граждан-мужчин. Народ без дебатов одобрял сделанные ему правителем и знатью предложения криком и бряцанием оружия.

Особенности образования государства в Риме

Римское государство возникло в результате синойкизма (греч. “сселение вместе, поселение вместе”) на Апеннúнском полуострове, который населяли различные народы. Во второй половине VIII в. до н.э. территориальные поселения трёх этнических групп - латúнов, сабúнов, этрýсков, обитавшие в долине реки Тибр, объединились в сложное вождество, на основе которого и сформировалась Римская община–государство (лат. civitas [цивитас]), «город-государство», полис. Центром её стал город Рим, основанный латинами в 754 - 753 гг. до н.э. Единый римский народ составили три трибы (лат. tribus) - латины, сабины, этруски, что соответствовало афинскому делению на филы. Во главе каждой трибы стоял военачальник - трибỳн (лат. tribūnus “глава трибы”).

Римский полис делился на 300 родов (лат. gentes) [гèнтес]. Каждые 10 родов входили в одну кýрию (curia), подобную греческой фрáтрии. Курии – это форма организации патриархальных родов, составляли которую мужчины-воины (на основе деления деления на курии формировалось общинное ополчение (лат. militia [милициа]) и через которую осуществлялось управление общиной. Именно и только по куриям собиралось в ранее время народное собрание. Во главе каждой курии стоял курион (лат. cūrio, мн.ч. curiōnes – букв. “глашатай”; глава курии [‘старшина’], военачальник и жрец курии). Десять курий составляли трибу (tribus). Всего насчитывалось 30 курий (каждая курия выставляла по 100 пехотинцев и 10 всадников; то есть всего 3000 пехотинцев и 300 всадников) и 3 трибы.

Каждый род (gens) состоял из нескольких больших семей (лат. familia – 2-3 поколения родственников). Во главе каждой большой семьи стоял домовладыка (лат. pater familias “отец семейства”). Он по обычному праву являлся неограниченным владыкой над подвластными, к которым относились жена, незамужняя дочь, сыновья, их жены, внуки, рабы и всё имущество. Домовладыки получали по жребию по 2 югера (1 югер = 1/4 га; 1/2 гектара) на мужчину. Позднее, после VI века до н.э., после завоеваний - стали давать по 7 югеров на человека.

Наши рекомендации