Систематизация нормативных правовых актов
В нашей стране, как множество самих актов, так и множество органов, их издающих. При этом «жизнь» нормативных актов мобильна, изменчива:
- вводятся новые правила поведения;
- изменяется редакция отдельных действующих правил, либо целых их комплексов;
- нередко акт признаётся утратившим силу частично или полностью. Так, например, произошло с введением в действие ст. 2 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ориентироваться, а тем более работать в динамично функционирующей массе нормативно правовых актов, конечно, не просто. Вот и возникают потребность в их систематизации.
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность по их упорядочиванию, приведению в единую, согласованную систему.
Систематизация нормативных актов проводится путём или такими способами:
- издания различного рода сборников нормативных актов;
- создания укрупнённого нормативного акта посредством объединения мелких нормативных актов по сходным вопросам;
- создание нового, единого кодифицированного акта.
Соответственно, названным путям (способам) систематизации можно выделить следующие формы (виды) систематизации:
инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.
Инкорпорация - объединение нормативно-правовых актов в сборники или собрания.
Инкорпорация – это:
-форма систематизации. Отвечает сути систематизации, т.е. связана с обработкой действующих нормативно – правовых актов;
-объектом систематизации является нормативный акты;
-обработка нормативно-правового акта только внешняя, без изменения его содержания. Допускается: исправление типографских опечаток, грамматических ошибок, внесение в первоначальный текст всех последующих официальных изменений;
-создание собраний, сборников нормативных правовых актов.
Обработка всех действующих нормативных правовых актов одновременно называется генеральной инкорпорацией. Сюда относятся собрание действующего законодательства, свод законов.
Обработка нормативных правовых актов по отдельным отраслям или институтам права – частичной инкорпорацией (сборники нормативных актов о приватизации имущества и т.п.).
Различаются: официальная, официозная, неофициальная инкорпорация.
Официальная инкорпорация– подготовка и издание самим правотворческим органом собрания (сборника) нормативных актов либо утверждение, одобрение собрания (сборника), подготовленного другим органом.
Виды официальной инкорпорации:
хронологическая инкорпорация, т.е. нормативно правовые акты располагаются по времени принятия ( числа, месяца, года);
систематическая (предметная) официальная инкорпорация. В систематическом собрании нормативные правовые акты располагаются по предметному признаку: по отраслям хозяйственной деятельности, отдельным сферам государственной деятельности и т.д. (например, Свод законов),
Официозная инкорпорация–собрание (сборник) подготовленный по поручению правотворческого органа, но изданный без его официального одобрения, утверждения. Обычно это поручается делать Министерству юстиции.
Неофициальная инкорпорация- сборник нормативных правовых актов, подготовленный организациями, отдельными лицами по своей инициативе, без специального полномочия правотворческого органа.
Она проводится, как в хронологическом, так и в систематическом (предметном) порядке. Ссылки при использовании делаются на сами акты, а не сборники.
Консолидация – сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях обеспечения единообразия в регулировании определенного вида общественных отношений.
Признаки консолидации:
- вид систематизации;
- проводится в отношении нормативных актов, близких по предмету регулирования;
- обработке, упорядочиванию подлежит содержание статей действующих нормативно-правовых актов;
- проводится, как правило, органом(ми), издавшим(ми) нормативные акты;
- результатом (продуктом) является новый укрупнённый акт. Все предыдущие акты, как правило, утрачивают свою силу.
Консолидация требуется тогда, когда возникает потребность устранить множественность в имеющейся совокупности нормативных актов. Множественность серьёзно затрудняет понимание и реализацию принципов. норм права. Консолидация происходит путём объединения «отрывков» из старых актов. Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается правотворческим органом, имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер, подпись должностного лица.
В месте с тем, консолидация не меняет содержания правового регулирования. Возможно лишь придание необходимой логической последовательности, устранение повторов, противоречий и т.п.
Консолидация - это более высокий уровень систематизации, чем инкорпорация:
- она вплотную примыкает к правотворческой деятельности;
- проводится, как правило, органами, принявшими нормативный акт, инкорпорация различными органами и лицами;
- при инкорпорации происходит систематизация нормативных актов в сборник, при консолидации из ранее действовавших создаётся новый акт, старые утрачивают свою силу.
Кодификация – глубокая и качественная переработка законодательства в целях создания нового нормативного правового акта.
Признаки кодификации:
- правотворческая деятельность, т.е. систематизацией является лишь в некотором смысле, а не по существу;
- направлена на глубокую и качественную переработку действующего законодательства. Если пошел процесс кодификации, значит, устраняются пробелы, противоречия.
- главное в ней работа по созданию правил поведения, в значительной мере с новым неизвестным ранее содержанием;
- объектом кодификации являются нормативно-регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права;
- в результате кодификации рождается новый, единый, юридически и логически цельный нормативный правовой акт.