Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда – высшей судебной инстанции. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.
Тем не менее, царь не был абсолютным, т.е. неограниченным монархом. Его власть ограничивалась условиями политических традиций. Он не столько возвышался над удельными и прочими князьями, сколько был первым среди равных. Во всех государственных делах царь координировал свои действия с Боярской думой (название не современное, введено историками) – совещательным органом, был вынужден считаться с влиянием церкви. В конце XV века Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Ее численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство в Думе было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV веке сложились местнические отношения.
Местничество – это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков. Царь был обязан назначать на высшие государственные должности только в соответствии с этим принципом, что сильно ограничивало его власть. Существовала даже такая формула: «Царь решил, а бояре приговорили». Но царь не был игрушкой в руках бояр, думный чин окольничих появился как первая попытка обойти обычай местничества и назначать на должность самостоятельно, из числа лиц незнатного происхождения.
Численный состав Боярской думы не был фиксированным, в XVI-XVII вв. он увеличивается за счет новых чинов – думных дворян и думных дьяков, незнатного происхождения. К концу XVII века численность Думы составляет почти 100 человек.
Центральными исполнительными органами власти были приказы. Они зародились в недрах княжеской системы управления из временных поручений, как правило, даваемых боярам. Приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами.
В середине XVI века возникают важнейшие приказы. Они были двух видов: отраслевые и территориальные. Первые занимались определенной отраслью управления. Например, Поместный приказ ведал делами поместного землевладения. Разрядный приказ обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод. Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Были и другие отраслевые приказы.
Территориальные приказы занимались управлением определенной территории. Например, с присоединением Казанского ханства создается приказ Казанского дворца. Полномочия между приказами не были четко прописаны, что вело к путанице и неразберихе. Во главе приказов находились бояре или дьяки.
В 1549 г. впервые созывается Земский собор – сословно-представительный орган. В его работе участвовали представители различных слоев населения. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор — представители высшего духовенства; на совещаниях присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Изредка, на самые важные соборы приглашались крестьяне (кроме частновладельческих). Созывался собор нерегулярно, по инициативе царя или митрополита (патриарха) для решения важных вопросов: присоединения новой территории, начала войны, принятия Судебника и т.п. Численность собора тоже колебалась. Стоит отметить, что Земские соборы, скорее не ослабляли царскую власть, а укрепляли ее, выступая органом взаимного общения царя с народом. При отсутствии надежной опоры в каком-либо сословии, царь опирался на широкое сословное представительство. Последний собор был созван в 1653 г., когда нужда в нем к тому времени отпала.
Местное управление. Пока шло простое расширение территории Московского княжества, вновь присоединенные княжества становились уездами, а их князья – служебными князьями, зависимыми от московского правителя. С превращением Московского княжества в централизованное государство уезды подразделялись уже на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях – волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление» (отсюда их обобщенное название – кормленщики).
Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. Кормления являлись вознаграждением – но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим тиунам – управителям. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система кормлений являлась неэффективной, порождая поборы с населения и взяточничество.
Определенную роль в управлении государством играла русская церковь. Обладая большим земельным фондом, она была экономически могущественной. В 1448 г. после избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала автокефальной (независимой от византийского патриарха). Вплоть до церковного раскола в середине XVII в. цари были вынуждены считаться с влиянием церкви. За редким исключением в Московском государстве главы светской и духовной властей поддерживали друг друга. Это был взаимовыгодный союз.
Наиболее яркое воплощение он нашел в религиозной идее «Москва – третий Рим», согласно которой Россия считалась последним оплотом православия в мире, что давало возможность обосновывать свои притязания во внешней политике. Светская власть помогала бороться с ересями:стригольниками (они полагали, что вера станет крепче, если будет опираться на разум) и жидовствующими (они отрицали власть священников, требовали равенства всех людей, считали, что монастыри не имеют право владеть землей и крестьянами). В борьбе иосифлян (последователи Иосифа Волоцкого, отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами) и нестяжателей (последователи Нила Сорского, возражали против накопления богатств и земельных владений церкви) Иван III поддержал иосифлян.