Доценты кафедры отечественной истории, социологии

Курс лекций

Учебное пособие

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И-82

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _____________ 2015 г.

Рецензент

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор

Под редакцией С.Н. Уварова

Авторы:

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии

И политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

И-82 История: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / Е.Н. Дербин [и др.]; под редакцией С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 216 с.  

Учебное пособие по истории подготовлено преподавателями кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. В него включены материалы, которые помогут студентам при изучении курса «История».

Адресовано студентам высших учебных заведений всех направлений и специальностей.

УДК 94(470+571)(075.8)

ББК 63.3(2)я73

© Дербин Е.Н. [и др.], 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

СОдержание

Введение ……………………………………………………………..….. ….…4
Тема 1. История как наука …………………………………………… ….…6
Тема 2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии …………………………………………………….….…   …..13
Тема 3. Место и роль России в мире …………………………….….... .….19
Тема 4. Киевская Русь (IX-XI вв.) ……………………………………. ...…23
Тема 5. Период раздробленности (XII-XV вв.) …………………..….. …...33
Тема 6. Московская Русь (XVI-XVII вв.) ……………………….…… .…..46
Тема 7. Российская империя в XVIII веке ..…………………..…….... …...62
Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века ………..… .…..76
Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века…..…….. …...91
Тема 10. Россия в начале ХХ века……………………..……………… ….106
Тема 11. Формирование и сущность советского строя ………..….…. .…122
Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны … .…145
Тема 13. СССР в условиях «холодной войны» ………………..….….. .…162
Тема 14. Россия в 1990-е гг. ……………………………………..….…. .…182
Тема 15. Россия в начале XXI века….……………………..…………. ….193
Даты ….………………………………………………………………..... Список рекомендуемой литературы …………………………………... .…199 ….215


 

ВВЕДЕНИЕ

«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.

Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее.

История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов ВУЗа. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.

Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое.

Известному российскому реформатору П.А. Столыпину принадлежит фраза: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по истории. Хронологически он охватывает период с этногенеза восточных славян и до начала ХХI века. Особое место в учебном пособии уделяется выяснению места и роли России в истории человечества. Авторы постарались сделать историю более понятной и доступной для студентов. Поэтому главным образом речь пойдет об основных тенденциях развития в истории Отечества, о тех факторах, переменах, которые определяли «лицо» эпохи. В основу изложения положен хронологически-проблемный принцип. Имена правителей и термины, знание которых обязательно, выделены в тексте жирным курсивом и подчеркиванием. После каждой темы указаны контрольные вопросы для самопроверки и список дополнительной литературы, которая в основном сосредоточена читальном зале учебного корпуса №1.

Задачикурса: дать представления об этапах исторического развития России; выделить основные закономерности исторического процесса; показать место и роль России в истории человечества и в современном мире; научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.

Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность к самоорганизации и самообразованию.

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

Функции истории

Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.

Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.

Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует формированию таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.

Подходы к изучению истории

В исторической науке существует множество подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. Одним из первых появился теологический подход. Он возник в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа (провиденциализм), а смысл истории – это последовательное движение человечества к познанию Бога (Августин). Данный подход придает истории ценностно-смысловое, нравственное значение, как борьбу добра и зла. С точки зрения мировых религий исторических процесс конечен (эсхатология), един и линеен, т.е. все люди, народы, цивилизации на Земле проходят по одной единой линии развития.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только человеческий разум единственным источником познания. Отсюда возникли теории естественного права и общественного договора (Д. Локк, Т. Гоббс), а также теория произвола личности в истории, утверждавшая, что отдельная великая личность способна изменить ход мировой истории по своему усмотрению (Т. Карлейль).

Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы. Так, Ш.Л. Монтескьё определял решающими факторами общественного развития климат и почву страны. Л.И. Мечников особое значение придавал воде – рекам, морям, океанам (гидросфера), около которых люди селились, кормились и по которым осуществлялись основные коммуникации. Т. Мальтус, основатель демографии, главным фактором в истории видел естественный прирост народонаселения, являющийся причинами нехватки средств к существованию и расширению жизненного пространства людей, вступающих в противоречие с другими людьми. Отсюда войны, бедность, голод и болезни, приводящие к революциям. Л.Н. Гумилёв устанавливал причину рождения и развития этносов некую пассионарность – биопсихическую энергию, возникающую из энергии солнца в сочетании с этническими, географическими и климатическими условиями существования людей.

Иной подход (с точки зрения материализма) демонстрирует формационный (марксистский) подход, основанный в середине XIX века К. Марксом и конкретизированный Ф. Энгельсом, позднее дополнен трудами В.И. Ленина. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам;

2) рабовладение – первое классовое общество, внутри которого рабовладелец владеет всем, в т.ч. рабами, как основными производителями общественных благ;

3) феодализм – время господства феодалов-землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян;

4) капитализм – эпоха промышленных революций, приведшая к возникновению капиталистов (буржуазия) – владеющих промышленными предприятиями и нанимаемых ими рабочих (пролетариат);

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм) – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам.

Данные формации отличаются между собой способом материального производства (экономический фактор), сочетающим производительные силы и производственные отношения. Противоречия между ними рождают классовую борьбу – главный двигатель истории, приводящий к смене формаций.

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира (прежде всего культурного) и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ века. К основным представителям этого подхода принадлежат Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (замкнутых локальных цивилизаций), которые имеют свое культурное своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели, как все живое на Земле. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»). Это ограничивает его распространение. В итоге во второй половине XX века возникла идея стадиальных цивилизаций, пытающаяся соединить формационные и цивилизационные подходы. По ней все человечество есть одна большая цивилизация, проходящая в своем развитии стадии: доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную (техногенную) и постиндустриальную (информационную).

Одним из популярных является модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению М. Вебера начала ХХ века. Само слово «модернизация» означает переход от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

В современной исторической науке, особенно на Западе, широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит человеку, его внутреннему миру.

В целом можно сказать, что пока не существует подхода, который позволил бы полноценно и всеобъемлюще познать историю. Каждый подход позволяет решить те или иные задачи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое история? В чем заключается предмет истории как науки?

2. Какие исторические источники существуют?

3. В чем заключается отличие исторического источника от исторического факта?

4. Какими принципами необходимо пользоваться при изучении истории?

5. Что дает изучение истории?

6. Какие подходы к изучению истории используются?

Дополнительная литература

1. Брандт, М.Ю. Введение в историю пособие для студентов педагогических институтов неисторических факультетов / М.Ю. Брандт, Л.М. Ляшенко; ред. А.А. Данилов. – М. : Аспект Пресс, 1994. – 80 с.

2. Мауль, В.Я. Введение в историю: учеб. пособие для студентов / В.Я. Мауль. – Тюмень : Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т, 2003. – 120 с.

3. Репина, Л.П. История исторического знания : учеб. пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 288 с.

4. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории / Н.И. Смоленский. – М. : Академия, 2008. – 272 с.

5. Философия истории : учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. – М. : Гардарики, 1999. – 432 с.

Образование древнерусского государства.

Начало раздробленности

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святослав и Всеволод). Но сделал он это так, что владения старших сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род. По замыслу Ярослава:

- за властвующим киевским великим князем следовали все его братья в порядке очереди;

- после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым.

- при этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении. Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции.

Такая система была далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев). Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси и в более поздний период, пока в XV веке не установился порядок передачи власти от отца к сыну.

Какое-то время Ярославичи жили дружно. Затем начинаются раздоры. При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность. «Лествичная схема» оказалась нежизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью, приводило к тому, что они обращались за помощью к венграм, полякам, половцам.

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей – Всеволода, в соответствии с «лествичным» порядком власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, ослаблявшими Русь, и противостоять половцам. В 1093 г. был совершен очередной разорительный набег половцев на русские земли.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение о прекращении усобиц, и провозглашен принцип «каждо да держит отчину свою». Результатом съезда было то, что Русь больше не считалась владением всего княжеского дома Рюриковичей. Фактически произошло закрепление какого-либо княжества за тем или иным представителем династии Рюриковичей и его потомками. Прекращалось движение князей по княжениям в пределах Руси, а каждый князь в своем владении становился независимым.

Но это еще не означало распада на отдельные княжества. Необходимость отражения половецких набегов еще удерживала Русь от окончательного распада. Много сил для сохранения единства Руси потратил Владимир Мономах (1113-1125). Древнерусские князья снова признают власть киевского князя, и единство Киевской Руси восстанавливается. То же самое происходит в годы правления сына Мономаха – Мстислава Великого (1125-1132). Однако после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распадается и превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с Великим князем Киевским, власть которого являлась номинальной.

Таким образом, 1132 г. стал окончательной датой наступления раздробленности на Руси. Раздробленность – это закономерный процесс экономического усиления и политического обособления княжеств, длившийся с конца XI – начала XII века и до конца XV – начала XVI века. Он начался с дробления Киевской Руси, а завершился образованием Московского государства.

Причины раздробленности

Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами:

1. Экономический рост отдельных княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выросли новые города (около 300 перед монгольским нашествием). Повсеместно распространилось пахотное земледелие, усовершенствовались орудия труда, развились ремесла. Господство натурального хозяйства (т.е. производство всего необходимого для собственного потребления) предоставляло каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли. С потерей значения пути «из варяг в греки» в XII веке ослабела экономическая основа единства.

2. Развитие феодального землевладения. Феодализм – общественно-экономический строй, характеризующийся собственностью феодала на землю и эксплуатацией крестьян, находящихся от него в личной зависимости. Повсеместно, даже на самых отдаленных землях Киевской Руси, появились вотчины. Неизбежно возникали социальные конфликты.

3. Стремление местных князей к независимости от власти киевского князя. Местные князья не хотели делиться доходами, собираемыми в их землях, с Киевом. В этом их поддерживало местное население, видевшее выгоду в том, чтобы вся дань оставалась внутри княжества.

4. Киев как центр великокняжеской власти терял свое прежнее значение, в связи с запутанностью порядка его наследования.

5. Временное отсутствие серьезной внешней угрозы со стороны степных кочевников. Древнерусские князья вступали в союзы с половцами, часто заключали династические браки.

Причины возвышения Москвы

Несмотря на все попытки ордынцев сохранить раздробленность русских земель, сделать это им не удалось. Объединительный процесс начался на северо-востоке Руси, где существовала сильная княжеская власть. Она была важнейшей предпосылкой соединения разрозненных княжеств в одно централизованное (единое русское) государство – Московскую Русь.

Москва, впервые упоминаемая в летописях в 1147 г., долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. она стала столицей отдельного удельного княжества, которое со временем из небольшого удела превратилось в крупнейшее на Руси. Именно Московское княжество вобрало в себя большинство древнерусских земель, и именно в рамках Московского государства продолжилась история России.

Причинами возвышения Москвы стали:

1. Выгодное географическое положение. Город находился на перекрестке торговых путей. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических связей между русскими землями. Срединное месторасположение способствовало притоку сюда жителей и постоянному возрастанию плотности населения. С северо-запада от Литвы Москва была прикрыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды – другими русскими землями.

Перевоз хлеба из Рязани в Новгород шел через Москву, что давало ей приток капитала и политические выгоды держать под контролем новгородские земли.

2. Особые качества московских князей. Первые московские князья, как наиболее младшие в Северо-Восточной Руси, были гибкими политиками, умело используя текущую ситуацию. Они проводили компромиссную политику по отношению к Орде. Подолгу живя в Сарае, интригуя в Орде, задаривая ханов подарками, породнившись с ними, они заслуживали доверие и в результате получали ярлык на великое княжение. С помощью ордынских войск московские князья расправлялись с соперниками. Подавив восстание в Твери в 1327 г., московский князь Иван Калита получил не только ярлык на великое княжение, но и право собирать дань со всех русских земель, а потом отвозить ее в Орду. Разумеется, при этом часть дани оставалась в Москве, которая, таким образом, лучше и удобнее платила татаро-монголам, пользуясь их поддержкой.

3. Московские князья, как правило, являлись долгожителями, поэтому здесь утвердился обычай передачи престола не по старшинству, а от отца к старшему сыну: князья просто переживали всех своих братьев. На фоне остальных княжеств, раздираемых междоусобицами, здесь почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц.

4. Поддержка со стороны православного духовенства, которой умело пользовались московские князья. Митрополит Петр часто останавливался в Москве и умер здесь в 1326 г. Его преемник Феогност окончательно здесь поселился. Москва стала религиозной столицей Руси. Помимо местопребывания митрополита, здесь стало развиваться монашество. Богатства, которыми стала располагать тогда русская церковь, поставленная татарской властью в привилегированное положение, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Население с бόльшим доверием стало относиться к московскому князю, предполагая, что все его действия совершаются по благословению русской церкви.

5. Поддержка местного боярства. После того как московские князья стали великими, в Москву потянулись бояре и вольные слуги из других княжеств. Поступая на московскую службу, сулившую больше выгод и почета, чем служба другим князьям, они усиливали собой московскую рать. «Быть слугою и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже тогда, когда сами князья были слабы или недееспособны» (С.Ф. Платонов).

6. Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменного Кремля. Для применявшихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступную крепость.

Московского государства

Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу государства, различаясь лишь объемом повинностей. На вершине социальной пирамиды находился царь. Ниже следовали феодалы: бояре и служилые люди. И те, и другие служили непосредственно государю. Они различались тем, что бояре владели вотчинами, а служилые люди – поместьями, поэтому их будут называть помещиками. Если вотчина передавалась по наследству, то поместье– это земельное владение, даваемое на время службы, как правило, военной. Доходы казны были незначительны, поэтому служилые люди должны были являться для участия в военном походе «конно, людно и оружно» за счет своих крестьян, которые им доставались вместе с поместьем.

Поскольку Московская Русь часто воевала и остро нуждалась в сильной армии, государь предоставлял значительные размеры государственных земель в поместья. Государственный фонд земель постепенно сокращался. Для того, чтобы служилые люди гарантированно могли вооружаться за счет своих крестьян, а те – не разбежались, власть пошла на установление крепостного права – зависимости крестьян от феодалов, выражавшейся в прикреплении их к земле.

Особым феодалом была церковь. Монастырям принадлежали огромные земельные владения, которые московские цари неоднократно пытались изъять. Но в московский период отечественной истории сделать это не удалось.

Внизу, т.е. в основе социальной пирамиды, находилось тяглое население. Тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. На тяглое население падала двойная нагрузка – они служили и в пользу государства и в пользу феодалов. К их повинностям относились: оброк – налог, выплачиваемый в денежном или натуральном виде; барщина – отработка на земле феодала; церковная десятина – десятая часть полученного дохода в пользу церкви.

Тяглое население делилось на крестьян и посадское население. Крестьяне в свою очередь были черносошные, владельческие и удельные. Лучшим положение было у черносошных (черных) крестьян. Они жили на государственной земле, считались лично свободными и выполняли повинности только в пользу государства. Хуже было положение у владельческих крестьян. Они жили на земле, принадлежавшей феодалам (боярам, служилым людям, монастырям) и выполняли повинности и в пользу государства, и в пользу своих феодалов. Удельные крестьяне жили на земле, принадлежавшей лично царю и членам его семьи.

Посадское население тоже не было однородным. В основном это торгово-ремесленные слои городов. К ним относились купцы, среди которых также было деление, ремесленники и т.д.

Самой низшей категорией населения в Московском государстве были холопы, находившиеся в полной зависимости от своих владельцев. Они различались на полных (наследственная зависимость) и кабальных холопов (личная зависимость).

Особый разряд населения в Московском государстве представляло духовенство и нарождавшееся казачество. И те и другие еще не были обязаны служить государю и не несли определенных повинностей.

Правление Ивана IV Грозного

Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположительно от отравления, когда Ивану было 8 лет. После ее смерти развернулась настоящая борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Эта борьба велась на глазах малолетнего правителя, воспитывая в нем жестокость, страх, подозрительность. С 1538 по 1547 гг. у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало волну недовольства и открытых выступлений. Международное положение государства также осложнилось.

В 1547 г. в 17-летнем возрасте Иван IV венчался на царство, став первым царем в русской истории. В 1549 г. вокруг молодого Ивана сложился круг близких людей, который получил название «Избранная рада». В нее вошли митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, князь А.М. Курбский, дворянин А.Ф. Адашев. Рада просуществовала до 1560 г. и провела ряд преобразований.

Реформы центрального и местного управления. В 1549 г. возник новый орган власти – Земский собор. Была оформлена приказная система управления и появляются важнейшие приказы. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. На местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, и городовых приказчиков. В 1556 г. была отменена система кормлений. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы: губу(округ) возглавлял губной староста (из дворян); волость возглавлял земский староста (из черносошного населения); город возглавлял «излюбленный голова» (из местных служилых людей).

Таким образом, в результате реформы управления в России сложилась сословно-представительная монархия.

Военная реформа. В середине ХVI века от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Из-за нехватки денег в казне правительство за службу расплачивалось землей. С каждых 150 десятин земли (1 десятина - 1,09 га) боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (т.е. по наследству – бояре и дворяне), служившие с земли и по «прибору» (т.е. по набору – пушкари, стрельцы и др.), получавшие за свою службу жалованье.

В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. Для пограничной службы привлекались казаки. Еще одной составной частью русского войска стали иностранцы, но их число было незначительно. На время военных походов ограничивалось местничество.

В результате военной реформы Россия впервые стала располагать постоянным войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица – московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне податное население должно было нести «тягло» – комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов – «большая соха». В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он внес изменения в Судебник 1497 г., отразившие усиление центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день (26 ноября), и была увеличена плата за «пожилое», что еще больше закрепощало крестьян. Было впервые введено наказание за взяточничество.

Церковная реформа. В 1551 г. состоялся Стоглавый собор. Так он был назван потому, что его решения были сформулированы в ста главах. На долгое время Стоглав становится кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась (приводилась к единообразию) обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублева, в архитектуре – Успенский собор Московского Кремля.

Реформы Избранной рады способствовали укреплению российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Опричнина. К концу деятельности Избранной рады между царем и его приближенными выросло напряжение. Курс на централизацию ущемлял интересы многих князей и бояр. Росло недовольство затягивавшейся Ливонской войной. В 1560 г. умерла жена Ивана IV Анастасия Захарьина-Романова, которую он сильно любил. Виновными в ее смерти царь заподозрил бояр. В начале 1560-х гг. участились измены, самой громкой из которых стало бегство А. Курбского.

В 1565 г. Иван IV ввел опричнину (1565-1572). Территория России была разделена на две части: опричнину (от «оприч» – кроме) и земщину. В опричнину вошли наиболее важные земли. Здесь царь имел право быть неограниченным правителем. На эти земли Иван IV поселил опричное войско, содержать его должно было население земщины. Феодалы, не попавшие в опричное войско, но земля которых располагалась в опричнине, выселялись в земщину. Борясь с остатками удельных порядков и стремясь уничтожить малейшие оппозиционные настроения (например, новгородской вольницы), Иван IV устроил жестокий террор. Он был направлен против бояр и дворян, которых царь подозревал в измене, но от них страдало и простое население. По разным оценкам, от опричного террора погибло 3-4 тыс. чел. Опричнина привела к разорению страны, запустению многих земель, ухудшила положение крест

Наши рекомендации