Глава iii. условия формирования правового государства
Материальное обеспечения населения
Оно может быть достигнуто при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего, отношениями собственности на средства и продукты производства, особенности на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но в его отмену, диктуемой степенью развития производственных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющийся инфраструктурой и т. п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и анти монополизмом, налоговым вмешательством государство в состоянии экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергается конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающийся от уровня производственных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счёте отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.
Обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и необеспеченного достижения НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства – процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышенный уровень материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке в политической структуры и в коренной судебной правовой форме. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически за централизованной, административной –приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.
Высокий уровень культуры
В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии, цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в отбывания повинности или безделья.
Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.
Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.