Итоги реформ 60-70-х гг. XIX в.
1. Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав и значительно продвинули страну по пути социально-экономической модернизации; Россия окончательно стала на путь буржуазного и капиталистического развития.
2. Реформы форсировали развитие и завершение промышленного переворота в России.
3. Реформы стали попыткой компромисса между властью и обществом.
4. Реформы повлияли на психологический климат в стране, в общественном сознании начался переход от идей крепостного и служилого государства к идее государства свободного.
5. Реформы открывали дорогу конституционным преобразования в политической сфере.
Противоречия реформ
1. Политическоепереустройство страны не было завершено, Россия оставалась самодержавной монархией.
2. Реформы, в первую очередь, носили вынужденный, компромиссный характер. Главные цели: вернуть положение ведущей европейской державы, устранить промышленную и военную отсталость России; укрепить позиции власти в обществе, сохранить самодержавие.
3. Компромиссный характер реформ вызывал критику как со стороны консерваторов, так и со стороны радикалов. Представители радикального лагеря считали реформы незавершенными, в своем стремлении идти быстрее по пути демократических перемен нередко прибегали к террору.
4. Крестьянская реформа 1861 г. не решила проблем крестьянского малоземелья; в деревне сохранялись феодальные пережитки и община, мешавшие развитию капиталистических отношений. Бывшие крепостные крестьяне на неопределенно долгий срок остались в двойной зависимости от государства (выкупные платежи) и помещиков (временнообязанное положение, аренда отрезков).
Отмена крепостного права и другие преобразования явились в истории России рубежом, революцией «сверху», мощным стимулом капиталистического развития. По своему характеру это были либеральные, буржуазные и прогрессивные реформы, охватившие три основные сферы ─ социально-экономическую (освобождение крестьян, финансовые), политическую (введение местного самоуправления, реформа суда и армии) и культурно-образовательную (реформа школ, университетов и цензуры). Вне этого процесса остались только высшие органы государственной власти. Стремление во что бы то ни стало сохранить самодержавие, отказ от конституционных преобразований, сочетание либеральных начинаний с репрессивной политикой (подавление польского восстания, борьба с ростом национального самосознания, полицейский контроль за печатным словом) привели к тому, что эйфорию реформ, светлых надежд и кипучей деятельности сменили годы горького разочарования и озлобления.
1 марта 1881 г. – убийство Александра II революционерами – народовольцами.
Контрреформы Александра III
Политическая сфера
1. Отказот конституционных преобразования, укрепление самодержавия, усиление полицейского режима;
2. Насаждениеправославия, русификация российских окраин;
3. Борьбас революционным движением, проникновением западных либеральных идей; пересмотр и «улучшение» законов и учреждений, появившихся в ходе реформ 60-70-х гг. XIX в.
1881 г. – Манифест о незыблемости самодержавия
1881 г. –Положение об усиленной и чрезвычайной охране.
1889 г. – Положение о земских участковых начальниках
1890 г.- Новое положение о земских учреждениях, ограничившее в них крестьянское представительство
1892 г. – Новое «Городовое положение» ограничило городское самоуправление, поставило его под контроль правительства.
Увеличение дворянского представительства в суде присяжных (1887) и изъятие из его ведения политических дел (1889), ограничение гласности и открытости судебных заседаний (1887).
Духовная сфера
1. Ужесточениеадминистративного контроля за высшими учебными заведениями;
2. Ограничениедоступа к образованию представителям низших сословий;
3. Усиление административного контроля за периодическими изданиями, ужесточение карательной цензуры.
4. Приоритет русской «национальной самобытности», преследование религиозного инакомыслия, ограничение прав иноверцев, русификация национальных окраин.
1882 г. – введение «временных правил» о печати
1884 г. – отмена автономии университетов
1887 г. - Циркуляр о кухаркиных детях