История развития регулирования размещения государственного и муниципального заказа в современной России

В России к настоящему времени сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.

Детально описаны процедуры размещения заказов; легализована повсеместная практика участия в размещении заказа не только производителей, но и поставщиков, что позволяет значительно расширить круг участников размещения заказа (статья 8).

В соответствии с международными нормами при размещении заказа по международным договорам применяются нормы международного права, а не национального законодательства (статья 1, 2). Введен национальный режим (статья 13), не позволяющий вводить какие-либо ограничения для товаров, работ, услуг в зависимости от места их происхождения; установлен принцип национального режима осуществления закупок товаров, работ, услуг иностранного происхождения на условиях взаимности.

Определены субъекты и их полномочия (статьи 4, 6, 7), имеющие право на размещение заказов. Государственные и муниципальные заказы могут размещаться заказчиками, уполномоченными органами (статья 4) и специализированными организациями (статья 6).

В законе установлен исчерпывающий перечень требований к участнику размещения заказа, что снимает дискриминацию по отношению к определенным поставщикам и позволяет участвовать в размещении заказов большему числу поставщиков, исполнителей, подрядчиков (статьи 8 и 11, 12, 20, 25, 32, 35, и 50).

Отменена практика "дополнительных соглашений", которые изменяли существенные условия контракта, заключенного путем проведения торгов. Возможности модификации объемов и цены контракта ограничены до 10 % (статья 9).

Участники размещения заказа освобождаются от обязанности подтверждать свое соответствие большинству установленных требований. Установление правоспособности и поставщика входит в полномочия заказчика (статья 11).

Определен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок (статья 28);

установлено право заказчиков проводить совместные торги (статья 10).

Запрещена возможность переговоров с поставщиками (среди прочего, статьи 20, 32).

Определены способы размещения заказа (аукцион, на товарной бирже) (статья 10), в то время как открытые конкурсы и аукционы определены как основные способы размещения заказов; предусмотрена возможность размещения заказов путем электронного аукциона (стать 41) и подачи предложений в электронной форме (статьи 20, 25, 32, 35, 41, 46, 53)

предоставлена возможность (обязанность в определенных случаях) предоставления преференций субъектам малого предпринимательства (статья 15), учреждениям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов (статья 14), определены механизмы предоставления преференций.

Ограничены случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (статья 55), использования закрытых способов размещения заказа (статьи 10, 18, 20, 30, 32, 39), квалификационного отбора (статьи 28, 48-54).

Улучшен доступ к информации о закупках (статья 16); общедоступными должны быть реестры контрактов (статья 18) и недобросовестных поставщиков (статья 19); вся информация должна быть доступна без взимания платы (статья 16).

Сокращен период подачи предложений по конкурсу до 30 дней (статьи 16, 21, 33, 45 и 49);

Ужесточены процедуры контроля за размещением заказов, права и обязанности органов, осуществляющих контроль, разъяснены и настроены более эффективным способом, увеличилась ответственность власти при осуществлении контроля (среди прочего, статья 17).

Закон о размещении заказов принят для решения ряда задач:

1) систематизация законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках; создание кодифицированного нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок;

2) обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств;

3) устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок;

4) приведение Российского законодательства о государственных и муниципальных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.

Проект Закона о размещении заказов был внесен в Государственную Думу Правительством РФ, в пояснительной записке к закону особо отмечено, что законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд не имеет единой системы. Отношения по закупкам регламентированы целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований сформировалась отдельная система законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе № 94-ФЗ

Закупка – процесс получения или приобретения чего-либо.

Заказ – документ, подтверждающий желание осуществить закупку, передаваемый поставщику, исполнителю, подрядчику и содержащий основные условия закупки.

Закупка может производиться для разных нужд (личных, коммерческих, производственных, нужд государства и общества и пр.).

Государственные заказчики, муниципальные заказчики - это органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов.

Государственные нужды в России определяются в настоящее время как обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).

Муниципальные нужды в России определяются как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Общественные закупки - закупки для общественных нужд, в которых государство не рассматривается как некий экономический субъект, имеющий свои собственные нужды, отличные от потребностей общества.

Специализированная организация - это юридическое лицо, привлекаемое на основе контракта или гражданско-правового договора Заказчиком или уполномоченным органом (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронном виде), опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.

1.5. Описание возможных требований к участникам размещения заказа (общие, специальные), условий допуска к участию в торгах. Информационное обеспечение размещения заказа.

Требования 94-ФЗ, изложенные в статье 16, условно можно разделить на две части по типу информационных источников.

Первая часть устанавливает обязанности Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации определить официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов.

Вторая часть устанавливает обязанность органов государственной и муниципальной власти определить официальный сайт РФ, официальный сайт субъекта РФ, официальный сайт муниципального образования в сети «Интернет» для размещения информации о заказах. При принятии 94-ФЗ была установлена правовая эквивалентность двух источников (печатного и электронного) информации о размещении заказов. Однако, уже с самого начала действия 94-ФЗ имеет место асимметрия информации о размещении заказов в официальном печатном издании и на официальном сайте. Ряд сведений о размещении заказов, как, например, разъяснения документации о торгах, протоколы «вскрытия» и рассмотрения конкурсных заявок, документация о проведении торгов, информация о других официальных сайтах, региональных сайтах о размещении заказов, сайтах, содержащих «Реестр недобросовестных поставщиков», «реестр государственных (муниципальных) контрактов» размещаются только в сети Интернет на официальных сайтах по размещению заказов и не публикуются в официальных печатных источниках. С июня 2008 года информация о государственных заказах на федеральном уровне размещается только на официальном сайте.

Внесенные 218-ФЗ изменения 94-ФЗ снимают паритетность печатного и электронного источников информации и постепенно переводят информационное обеспечение государственных и муниципальных закупок в систему «одного окна»: с 1 января 2011 года единственным легитимным источником о размещении заказов в РФ стал федеральный портал о размещении государственных и муниципальных заказов. Эти требования законодательства позволяют формировать единое информационное пространство в области размещения заказов.

Субъект РФ обязан размещать на своем сайте информацию о размещении заказов муниципального образования, которое находится в границах данного субъекта РФ. Это правило установлено в интересах муниципальных образований, закупочные бюджеты которых весьма незначительны; им по экономическим причинам нецелесообразно содержать собственные сайты о размещении заказов в сети «Интернет». При этом следует учитывать, что данное правило не относится к обязанности муниципального образования определить соответствующее официальное печатное издание.

Требования законодательства о безвозмездном доступе и размещении информации на официальных сайтах, касающейся размещения заказов, а также информации об условиях, запретах, об ограничениях допуска товаров, работ, услуг иностранного происхождения максимально расширяют доступ к информации заказчиков, поставщиков, исполнителей, подрядчиков, налогоплательщиков, всех заинтересованных в размещении, исполнении заказов и эффективном расходовании средств, используемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная норма стимулирует заказчиков, поставщиков, исполнителей, подрядчиков активно использовать в закупках электронные технологии.

Законом установлен минимальный перечень сведений, которые должны распространяться через вышеуказанные информационные системы с учетом существования официальных печатных изданий для публикации информации о размещении заказов (соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований).

Нарушение заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией данных требований влечет за собой привлечение ответственных должностных лиц к административной ответственности.

Вопросы

1) Что такое контракт?

2) Что понимается под государственным и муниципальным контрактом?

3) В обеспечение чего заключается государственный и муниципальный контракт?

4) Путем чего обеспечиваются нужды бюджетных учреждений?

5) На какой срок может быть заключен договор бюджетных учреждений?

6) В каком случае он может быть увеличен?

7)

8)

и т.д.


Наши рекомендации