Понятие и внутреннее строение правовой нормы

Исходным элементом, «кирпичиком», из которых построено все право, является норма права.Норма права –общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений. Право и норма права соотносятся между собой как общее и единичное, поэтому и норма права как единичное сохраняет основные признаки права как общего: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность принудительной силой государства, установление государством.

В норме права выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза– это часть нормы права, указывающая на условия, при которых норма начинает действовать. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствовать правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может даже начинаться со слов «если…», «в случае…».

Диспозиция – это часть нормы права, содержащая само правило поведения. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Санкция– это часть нормы права, указывающая на неблагоприятные последствия, применяемые к нарушителю диспозиции.

Классификация правовых норм

1. По субъектам правотворчества различают нормы законов и нормы подзаконных актов.

2. По социальному назначению нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-определения).

3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные.

4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные (имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в ре­гулируемом поведении), диспозитивные (нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей), поощрительные и рекомендательные нормы.

5. По сфере действия выделяются нормы общего дей­ствия (распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства), нормы ограниченного действия (имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федера­ции, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей и др.) и локальные нормы (действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур).

6. По времени действия нормы делятся на постоянные и временные.

7. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие) и специальные (распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников, пенсионеров и т. п.).

Тоталитарный режим

Государственный (политико-правовой) режим - это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические.

Демократия – это политико-правовой режим, основанный на признании народа единственным источником и субъектом власти.

Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на ущемлении прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим – это политико-правовой режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Признаки тоталитаризма следующие:

- наличие единственной массовой партии, сросшейся с государственным аппаратом;

- господствующая тоталитарная идеология;

- монополия властей на информацию, ее полный контроль над СМИ;

- мощный аппарат контроля и принуждения;

- внеэкономическое принуждение к труду;

- фиктивность законодательства;

- подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

Наши рекомендации