Пределы действия нормативных правовых актов
Для правильного применения норм права необходимо точно определять пределы действия НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени определяется моментом вступления его в силу (возможностью применения его норм) и моментом утраты юридической силы.
НПА вступает в юридическую силу:
1. С истечением определенного срока с момента опубликования (например, в России по общему правилу через 10 дней после официального опубликования);
2. с установленного в данном акте срока;
3. С даты фактического получения акта исполнителем, если акт не подлежит опубликованию;
4. С даты регистрации акта, если он подлежит обязательной регистрации (например, в России все подзаконные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина подлежат регистрации Министерством юстиции РФ);
5. С возникновением определенных обстоятельств (объявление войны, чрезвычайного положения и т.п.).
Существуют следующие способыпрекращения действия НПАво времени:
1. Истечение срока действия;
2. Прямая отмена НПА;
3. Фактическая отмена (принятие другого акта по тому же вопросу, без отмены первого);
4. Изменение обстоятельств (исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные НПА).
По общему правилу НПА не распространяет свое действие на факты, которые имели место до его вступления в силу: «закон обратной силы не имеет». Это правило содержит определенные гарантии стабильности и правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Однако, в отдельных случаях действие НПА может быть распространено на отношения, возникшие до его вступления в силу. В этом случае в самом НПА должна быть сделана специальная оговорка.
Действие НПА в пространствебывает территориальным (в пределах территории государства) и экстерриториальным (за пределами территории государства).
Действие НПАпо кругу лицосуществляется в отношении следующих категорий:
- граждане;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.
-
Юридическая техника
Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
В рамках юридической техники следует особо выделитьзаконодательную технику, которая должна обеспечивать:
а) логическую последовательность изложения;
б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;
в) компактность нормативного материала;
г) ясность и доступность языка закона;
д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
е) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.
Уровень юридической техники во многом говорит об уровне юридической культуры. Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросовюридической терминологии,построенияюридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств),правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов.
Право и мораль
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п.
Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.