Предпосылки формирования социальной защиты на Западе
XVIII век для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), а также за трудоспособных безработных.
Так, прусское законодательство 1794 г. определяло обязанности работодателя в случае заболевания работника, а Торговый кодекс обязывал судовладельцев к принятию издержек заболевших моряков. Законодательства некоторых европейских государств обязывали работодателя обеспечивать работника при несчастном случае па производстве, но только при условии подтверждения вины работодателя.
Вплоть до эпохи Реформации вопросы обеспечения бедных оставались делом церкви, в то время как роль государства ограничивалась принятием карательных законов, запрещавших нищенство. К концу XVI в. были изданы первые государственные акты, которые предусматривали социальную поддержку неимущих. Ключевую роль в этом процессе сыграла Англия, в которой в 1573 г. впервые был введен налог на содержание нищих и принят известный Закон о бедных, суть которого сводилась к обеспечению неимущих материальной помощью, работой, орудиями труда, а также в случае необходимости помещению их в специальные работные дома. Хотя Закон о бедных и положил начало формированию государственного социального обеспечения, однако оно осуществлялось в очень ограниченных формах и размерах. Это проявлялось в том, что поддержка оказывалась только «деклассированным элементам» — людям, которые в силу определенных причин выпали из социальной структуры и находились за гранью человеческого существования. Кроме того, социальные услуги предоставлялись преимущественно в натуральной форме.
В Англии вводится пособие по бедности, а в 1834 г. появилось специальное законодательство («Poor Jaws») со строгим регулированием оказания помощи бедным.
В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. В этот период в Швеции возникают первые больницы. С 1862 г. церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных, но в оказании помощи не было системы, она оказывалась лишь в отдельных случаях, а также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 г. в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 г. освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени она становится муниципальным объектом. Постановление 1871 г. о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало отсутствие собственных средств.
В конце XIX века во многих странах Европы возникают специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения; специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обязательное государственно-муниципальное обучение населения; частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; профсоюзная касса помощи больным, безработным и т.д.
В этот период параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, деятельность которых была направлена на оказание в первую очередь индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 г. в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» -«Общественный Союз покровительства*. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество («The Charity Organisation Society») для координации оказываемой помощи (составляется Центральный каталог лиц, ходатайствующих о помощи) обращающихся за помощью людей связывали с организациями, которые Могли им оказать поддержку.
С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике.
В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 – законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В соответствии с Законом о местной администрации, принятым в 1929 году, были созданы комитеты социальной помощи, подчиняющиеся местной администрации (советам графств) и осуществляющие социальную работу на местах.
В 1934 году вышел Закон о безработных, который утвердил совет по безработным в общенациональном масштабе, и в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).
На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция “государство всеобщего благосостояния” (в российскую историографию эта концепция вошла под названием “государство всеобщего благоденствия”). Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния – это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ.
Понятие социальной защиты
Одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие — как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни'. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования».
За рубежом понятие «социальная защитам впервые получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. По определению МОТ, социальная защита — это «защита, которую общество обеспечивает свои членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми»1. Определение МОТ в дальнейшем нашло отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения 1968 г., Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике, а также в других документах. Часто используемое в отечественной литературе понятие «социальное обеспечением как эквивалент английского выражения «social security (дословно — социальная безопасность).
Система социальной защиты –совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия.
Социальные риски -риски, возникающие но причинам общественного характера, которые предопределены объективными социально-экономическими условиями и мало зависят от воли отдельного человека.