И организаторов выборов в Кемеровской области

Процесс подготовки и проведение выборов будет успешным только тогда, когда избиратели и организаторы выборов будут обладать необходимой правовой культурой, т.е. будут знать и применять на практике правовые знания. Правовые знания базируются на знании законов о выборах и референдумах.

В России с 1995 г. реализуется Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Основная цель этой программы: обеспечить полноценное участие граждан России в выборах и референдумах.

Основные задачи программы:

- формирование знаний избирательного законодательства у участников избирательных кампаний;

- повышение активности избирателей в избирательном процессе;

- повышение уровня профессиональной квалификации организации выборов и подготовки специалистов в этой области.

Для реализации программы на федеральном уровне был образован 1 ноября 1994 г. Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (РЦОИТ).

На региональном уровне также проводилась работа по повышению правовой культуры организаторов выборов и избирателей. В практику работы Избирательной комиссии Кемеровской области в последние годы вошли такие формы обучения как семинары, семинары-совещания, выездные семинары, «круглые столы», деловые игры, решения задач по ситуациям, тестирование. Внедряя новые формы работы Избирательная комиссия Кемеровской области опиралась на богатый опыт, накопленный в предыдущие годы.

Большое внимание Избирательной комиссией Кемеровской области уделялось и уделяется вопросам профессиональной подготовке организаторов выборов, особенностям изучения избирательного законодательства и практика его применения на различных этапах избирательного процесса, разбору проблемных ситуаций которые могут возникнуть в ходе выборов.

Учитывая, что территориальным избирательным комиссиям созыва 2006-2010 годов, предстояло обеспечивать подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ пятого созыва, выборы Президента Российской Федерации, а также региональных выборов (депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва), Избирательная комиссия Кемеровской области в 2007 г. провела работу и организовала взаимодействие с главами муниципальных образований, с отделениями политических партий общественными объединениями вопросы по подбору кандидатур в составы территориальных избирательных комиссий. Члены избирательной комиссии Кемеровской области провели семинар - совещание с региональными отделениями политических партий на котором, подробно разъяснили основные требования по формированию территориальных избирательных комиссий, представление документов по кандидатурам членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса).

В 2008 г. в России и в Кузбассе произошли важные политические события такие как, выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов в Совет народных депутатов Кемеровской области третьего созыва.

В связи с этим, для повышения правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучения организаторов выборов и референдумов в Кемеровской области в 2008 г., Избирательной комиссией Кемеровской области было утверждено Постановление от 5 декабря 2007 г. №42/427-IV. В данном Постановлении закреплены основные направления деятельности Избирательной комиссии Кемеровской области (далее - Комиссия).

Деятельность Комиссии осуществлялась в следующих направлениях:

1) организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий;

2) организация обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного процесса;

3) информационно-просветительская деятельность;

4) молодежь и выборы;

5) современные технологии организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса;

6) внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организа­ции работы по вопросам правового обучения участников выборов и референ­думов;

7) выставочная деятельность;

8) издательская деятельность.

Первое направление работы Комиссии - организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий.

Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы предусматривает разработку и принятие в установленном порядке постановлений Комиссии, связанных с выполнением мероприятий по повыше­нию правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов и ре­ферендумов в Кемеровской области.

Кроме организационных мероприятий, запланированных на 2008 год, ра­бота в рамках этого раздела осуществлялась по следующим основным направ­лениям:

- подготовка, издание и распространение учебно-методической» спра­вочной и иной литературы по вопросам избирательного права и избирательного процесса, рекомендаций для различных категорий участников избирательного процесса (издательская деятельность);

- разработка учебных программ для повышения квалификации кадров избирательных комиссий;

- обобщение и распространение опыта работы территориальных избира­тельных комиссий (далее - ТИК) по повышению правовой культуры избирате­лей и организаторов выборов.

Второе направление деятельности Комиссии - организация обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного процесса, в том числе территориальными избирательными комиссиями.

Организация обучения кадров избирательных комиссий - одно из основ­ных направлений Программы. В 2008 г. деятельность Комиссии по повыше­нию профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов, других участников избирательного процесса и референдумов была на­правлена на реализацию учебной программы. Данная программа охватывала основные категории кадров избирательных комиссий с учетом их функцио­нальных обязанностей, уровня ответственности и подготовки.

Основными задачами учебной программы было:

- расширение теоретических и прикладных знаний руководителей и чле­нов избирательных комиссий, других участников избирательного процесса;

- помощь слушателям в овладении новыми идеями и представлениями о законодательном определении места и роли избирательных комиссий в органи­зации современного избирательного процесса, особенностями взаимодействия с органами государственной власти, иными государственными органами и долж­ностными лицами, органами местного самоуправления и должностными лица­ми органов местного самоуправления, представителями политических партий, наблюдателями и иными участниками выборов, референдумов, а также пред­ставителями средств массовой информации.

В соответствии с учебными курсами программы и графиком учебных за­нятий Комиссией проведены обучающие и информационные семинары с чле­нами избирательных комиссий, кадровым резервом комиссий и работниками аппарата, сотрудниками правоохранительных органов, представителями поли­тических партий» средств массовой информации.

В 2008 г. состоялось восемь семинаров с председателями и секретаря­ми ТИК и с системными администраторами государственной автоматизирован­ной системы «Выборы».

В системе работы избирательных комиссий области большое внимание уделялось правовому обучению участников избирательного процесса и избира­телей в рамках «Школы молодого избирателя». Работа в этом направлении спо­собствует развитию социальной активности молодежи.

В целом Комиссией и ТИК в рамках семинаров, краткосрочных и других видов обучения в 2008 г. было обучено 35450 человек из числа членов изби­рательных комиссий и других участников избирательного процесса.

Третье направление в работе Комиссии - информационно-просветительская деятельность.

Информационно- просветительская деятельность Комиссии осуществля­лась в соответствии с Программой информационно-разъяснительной деятель­ности Комиссии в период подготовки и проведения федеральных избиратель­ных кампаний в 2007-2008 гг. (далее - Программа), утвержденной решени­ем Комиссии от 29 марта 2007 г. № 45/544-Ц.

Программой предусмотрен комплекс информационных, разъяснитель­ных, организационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное проведение избирательных кампаний, реализуемых с использованием средств информационного пространства и возможностей информационного сообщест­ва, увязанной по целям, задачам, ресурсам и срокам исполнения между собой, а также и с программами ЦИК России и Комиссии. Основными целями программ являлись:

- создание условий для эффективной реализации избирательных прав граждан, а также принципов свободных и открытых выборов;

- создание атмосферы открытости и гласности, повышение доверия к ин­ститутам представительной демократии, избирательной системе, организаторам выборов;

- повышение правовой культуры избирателей, организаторов выборов, представителей политических партий, общественных объединений, иных уча­стников избирательного процесса;

- повышение активности избирателей в избирательных кампаниях. Мероприятия Программы осуществлялись в несколько этапов: до назна­чения выборов, в ходе избирательной кампании, в день голосования и при под­ведении итогов голосования. На каждом этапе решались свои задачи, и опреде­лялись различные способы и формы их реализации.

В рамках информирования избирателей в ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, выборов депутатов Совета народ­ных депутатов и муниципальных выборов Комиссия применяла различные формы работы, в которых были задействованы все виды средств массовой ин­формации.

Акцент в информационно-разъяснительной деятельности Комиссии в СМИ был сделан на разъяснении избирательных прав граждан. Большое значе­ние уделялось информированию избирателей о возможности голосования по открепительным удостоверениям, а также о работе телефона «горячей линии». Дополняли информационное пространство материалы о многочисленных творческих конкурсах и мероприятиях, организуемых в рамках Дня молодого изби­рателя, который проводился Комиссией в период президентских выборов и вы­боров депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.

Основными формами и методами работы Комиссии со СМИ стали тема­тические передачи на радио, телевидении, в газетах, телевизионные интервью, прямые эфиры на радио, телевидении, прямые линии в региональных газетах, пресс-конференции, пресс-релизы.

Другой интерактивной формой работы были прямые телефонные линии в региональных печатных изданиях. На вопросы читателей отвечали Председа­тель, заместитель председателя и секретарь Комиссии, Прямые линии состоя­лись в трех областных газетах: «Кузбасс», «Комсомольская правда в Кузбассе», а также в газете «Земляки», аудиторию которой составляли самая активная ка­тегория избирателей - пенсионеры.

Пресс-конференции, брифинги пресс-релизы

С момента назначения выборов: Президента Российской Федерации, де­путатов Совета народных депутатов Кемеровской области и до подведения предварительных их итогов на территории Кемеровской области 3 марта и 12 ноября 2008 года Комиссия провела 9 пресс-конференций.

Также освещение деятельности Комиссии дополняли брифинги. Каждый из них был направлен на раскрытие какой-либо одной темы в рамках текущих избирательных кампаний. Например, Комиссия практиковала брифинги с отве­тами на актуальные вопросы, поступившие от избирателей на телефон «горячей линии». Благодаря такой форме взаимодействия со СМИ, ответ получали не только избиратели, позвонившие на «горячую линию», но десятки и сотни ты­сяч телезрителей и читателей газет в Кемеровской области.

Консультативные письма для СМИ

Комиссия практиковала такую форму информационно-просвети-тельской работы, как подготовка и рассылка консультативных писем для средств массо­вой информации.

Мониторинг СМИ

Комиссией был организован мониторинг региональных и муниципальных средств массовой информации, освещающих подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации на территории Кемеровской области. Мо­ниторинг проводился в период с 7 декабря 2007 года по 7 марта 2008 года и с 11 августа по 15 октября 2008 года по четырём видам СМИ: периодические печат­ные издания, информационные агентства, телевидение и радио.

Мониторинг включал в себя три раздела:

1) обзор сообщений о деятельности Комиссии;

2) обзор сообщений о деятельности ТИК;

3) обзор сообщений о деятельности других участников избирательной кампании.

Проводимый мониторинг позволил Комиссии оперативно реагировать на возникающие проблемы, решать поступающие вопросы, а также выстраивать дальнейшую работу в рамках информационно-разъяснительной деятельности.

В рамках информационно-просветительской деятельности в январе-авгу­сте 2008 г. Комиссией были утверждены планы мероприятий по работе с избирателями с ограниченными возможностями на выборах Президента Рос­сийской Федерации и выборов депутатов Совета народных депутатов Кемеров­ской области. Это новое важное направление в деятельности Комиссии по пра­вовому просвещению избирателей. В план было включено 10 направлений, среди которых составление списков впервые голосующих инвалидов, организа­ции встреч с инвалидами и оказание им помощи в разъяснении вопросов поряд­ка голосования и информирования о происходящих избирательных действиях» установка специальных кабин для голосования инвалидов, пользующихся крес­лами-колясками

В результате информационно-разъяснительной деятельности в этом на­правлении еще одна группа избирателей смогла получать своевременную и полную информацию о проводимых избирательных кампаниях и принимать ак­тивное участие в выборах.

Уделяя внимание необходимости оперативного решения вопросов, воз­никающих у избирателей в период выборов Президента Российской Федерации и депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области, Комиссия орга­низовала работу телефона «горячей линии». Было установлено дежурство чле­нов Комиссии и специалистов аппарата Комиссии. С момента открытия «горя­чей линии» в период с I февраля по 3 марта 2008 года на нее поступило 400 звонков, из них по вопросам подготовки и проведения выборов - 179, с 20 сен­тября по 13 октября поступило 250 звонков, из них по вопросам подготовки и проведения выборов 80. В основном поступающие обращения касались вопросов о порядке голосования по открепительным удостоверениям и вне помеще­ния для голосования, об участии граждан в работе избирательных комиссий, проведении предвыборной агитации, порядке финансирования выборов, месте расположения избирательных участков.

По результатам работы телефона «горячая линия» можно сделать следую­щие выводы:

1) возрастает общественная и политическая активность избирателей;

2) возрос профессионализм организаторов выборов, о чем свидетельствует отсутствие жалоб на действия окружных и территориальных избирательных комиссий;

3) многие вопросы носили уточняющий характер, это говорит о том, что работа Комиссии направленная на повышение правовой культуры избирателей приносит свои положительные результаты.

В работе Комиссии по информированию избирателей с использованием наружных средств информирования был взят весь спектр возможностей, прак­тикуемый рекламными агентствами.

Помимо приглашений для избирателей на избирательные участки для оз­накомления со списками избирателей и на голосование в день выборов в период проведения федеральных и региональных кампаний Комиссией изготовлены и размещены по образцам, полученным от ЦИК России, значки «Я пойду на вы­боры 2 марта», билборды, перетяжки, плакаты, листовки-наклейки, открытки «приглашение на выборы для впервые голосующих избирателей», буклет «Пу­теводитель молодого избирателя», календари карманные. Видеоролики, полу­ченные от ЦИК России, транслировались на каналах региональных и местных телекомпаний» на трех светодиодных табло, на 20 мониторах, установленных в магазинах. Аудиозапись о дате и времени голосования транслировалась на же­лезнодорожных вокзалах, в торговых центрах и на мониторах в общественном транс порте.

Дополнительно Комиссией были разработаны образцы и изготовлены информационные плакаты, которые размещались в учреждениях здравоохране­ния, культуры, социальной защиты, торговой сети и других местах массового посещения избирателями.

В феврале 2008 г. были проведены молодежный конкурс на лучший информационный материал (плакат, листовку, приглашение) по выборам Пре­зидента Российской Федерации. Данный конкурс проводился в целях формиро­вания у молодежи активной жизненной позиции, побуждения молодежи к более активному участию в управлении обществом посредством участия в выборах» а также воспитания политической культуры молодых избирателей.

В конкурсе приняли участие более 400 молодых людей из 12 городов и районов области.

Четвертое направление деятельности Комиссии– работа с молодежью.

С целью повышения развития гражданской активности, правовых знаний молодых избирателей ряд мероприятий, направленных на просвещение, повы­шение правовой культуры и электоральной активности избирателей, проводит­ся Комиссией среди молодежи.

Комиссия в постоянном режиме работает с молодежными парламентами: при Законодательном собрании области, Кемеровской региональной общест­венной организацией «Детско-юношеским экологическим парламентом», а так же с Избирательными клубами, созданными в ВУЗах области. Участвуя в сес­сиях этих парламентов и заседаниях клубов члены Комиссии информировали депутатов парламента и студентов об изменениях в федеральном законодательстве, о выборах депутатов Законодательного Собрания Кемеровской области, обсуждали другие вопросы, связанные с участием молодежи области в выборах

Правовое просвещение молодежи реализуется в том числе через их уча­стие в конкурсах, проводимых Комиссией.

С 10 января по 20 апреля со школьниками области проведена олимпиада по избирательному праву и процессу. В олимпиаде приняли участие 120 уча­щихся общеобразовательных школ Кемеровской области. По итогам викторины победителям вручены дипломы и поощрительные призы.

В январе 2008 года Комиссией организованно прохождение практики в Из­бирательной комиссии области студентов 5-го курса юридического факультета Кемеровского государственного университета. Подготовлены и проведены в феврале и марте 2008 г. ролевые игры на базе клуба молодых избирателей «Политея» среди студентов ВУЗов г. Кемерово.

В целях повышения уровня информированности молодых избирателей о выборах Президента РФ, создания условий для осознанного участия в голосо­вании, в соответствии с постановлением ЦИК России 21 января 2008 г. Ко­миссией было принято постановление о проведении 17 февраля 2008 г. Дня молодого избирателя на территории Кемеровской области. В рамках этого дня в целом по области было проведено 52 мероприятия, в том числе встреча с впер­вые голосующими молодыми избирателями. Во встрече принимали участие и представители региональных отделений политических партий КПРФ. «Единая Россия», ЛДПР, а также депутаты Областного Совета народных депутатов Ке­меровской области и депутаты Молодёжных парламентов. Встреча с молодыми избирателями проходила в Избирательной комиссии.

При проведении Дня молодого избирателя распространялся выпущенный специальный буклет «Путеводитель молодого избирателя Кемеровской облас­ти».

В мероприятиях, проводимых ТИК совместно с администрациями муни­ципальных образований в рамках Дня молодого избирателя, принимали участие учащиеся общеобразовательных учреждений, студенты, рабочая молодежь,а также впервые голосующие. Всего участвовало в мероприятиях 10840 молодых избирателей.

Пятое направление работы Комиссии – внедрение современные технологий организация обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса.

В рамках реализации программы обучение членов избирательных комис­сий и других участников избирательного процесса, проводимое Комиссией» ос­новывалось на нескольких взаимосвязанных принципах, обеспечивающих эф­фективность учебных занятий.

Разработка обучающих материалов с учетом категории обучающих­ся.

Активное применение интерактивных методов обучения. Поскольку обратная связь обучаемого с обучающим в ряде случаев имело решающее зна­чение для усвоения учебного или информационного материала, планирование эффективного учебного занятия предполагало предоставление обучаемым воз­можности задать уточняющие вопросы, постановку перед обучаемыми про­блемных вопросов, которые требовали немедленного коллективного или индивидуального разрешения (с коллективным обсуждением предложенных реше­ний), коллективное или индивидуальное решение задач, организацию тестиро­вания, деловых игр или использование других подобных форм взаимодействия с аудиторией,

Использование в ходе учебных занятий иллюстративного материала.

Выступления лекторов на занятиях сопровождалось демонстрацией схем, карт и иных наглядных материалов, призванных акцентировать внимание слушателей на наиболее важных моментах и взаимосвязях, сохранив при этом возможность восприятия проблемы в целом. Наглядные материалы демонстрировались в электронном виде и раздавались в виде печатных материалов.

Использование материала, предназначенного для последующего дополнительного изучения или использования в практической деятельности обучаемых.

В своей работе по обучению организаторов выборов Комиссия использо­вала весь спектр современных технологий. Каждое учебное занятие или семи­нар сопровождался видеозаписью, которая в дальнейшем тиражировалась для слушателей.

Шестое направление работы Комиссии - внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов.

В 2008 г. Комиссия повышала эффективность правового обучения уча­стников выборов и референдумов, расширяла тематику учебных занятий, осуществляла поиск новых форм и средств обучения путем тщательного анализа стоящих перед системой избирательных комиссий целей на конкретный период времени и имеющихся возможностей их достижения, а также путем обмена опытом между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями. С этой целью Комиссия регу­лярно обращается к опыту избирательных комиссий Томской и Новосибирской областей и Республики Алтай.

Седьмое направление деятельности Комиссии - выставочная деятельность.

Выставочная деятельность Комиссии в 2008 году в большей степени бы­ла продолжением выставочной деятельности, проводимой Комиссией в 2007 году. В соответствии с графиком работы, утвержденным председателем Комис­сии, в городе Кемерово и Кемеровской области продолжала действовать пере­движная выставка «100-летие Государственной Думы: история и современ­ность». Комплекты плакатов, переданные в ТИК, активно использовались при проведении мероприятий по повышению правовой культуры избирателей. При проведении выставки был охвачен широкий круг избирателей, среди которых студенты и преподаватели вузов, старшеклассники и пенсионеры.

Восьмое направление в работе Комиссии - издательская деятельность.

Издательская деятельность Комиссии в первом полугодии 2008 г. осу­ществлялась в соответствии с тематическим планом изданий на 2008 г. Ко­миссией были изданы брошюры, учебные пособия и журналы по вопросам из­бирательного права и процесса, материалы, позиционирующие деятельность Комиссии.

В январе 2008 г. Комиссией издан журнал «Вестник Избирательной комиссии Кемеровской области «Молодежь и выборы» журнал выпушен по ма­териалам работы с молодежью муниципальной избирательной комиссии г. Новокузнецка. Издание предназначено в помощь ТИК, избирательным клубам ор­ганизующие работу с молодежью по повышению правовой культуры.

В июне 2008 года Комиссией издан журнал Сборник методических мате­риалов (в помощь организаторам выборов). Сборник предназначен для органи­заторов выборов, представителей политических партий и средств массовой ин­формации а так же для широкого круга читателей, интересующихся вопросами избирательных кампаний.

В сентябре 2008 г. Комиссией издан журнал «Вестник Избирательной комиссии Кемеровской области «Из опыта работы с молодежью». Издание предназначено в помощь ТИК, избирательным клубам организующие работу с молодежью по повышению правовой культуры.

Контрольные вопросы

1. Почему необходимо постоянно совершенствовать деятельность территориальных избирательных комиссий?

2. Чем вызвана необходимость внедрения современных избирательных технологий?

3. Почему необходимо повышать правовую культуру избирателей и организаторов выборов?

Тесты

1.Территориальные избирательные комиссии это:

а) государственный орган;

б) государственно-общественный орган;

в) общественный орган

2. Что можно отнести к современным избирательным технологиям?

а) технологии, используемые на современном этапе;

б) технологии, новые по форме и содержанию;

в) технологии, новые по форме

3. Правовая культура это:

а) это уровень правовых знаний;

б) это уровень и характер правовых знаний, используемых на практике;

в) это знания в области права

Заключение

В учебном пособии мы попытались проследить основные этапы подготовки и проведения альтернативных выборов в нашем регионе. Они состоят, на наш взгляд, в следующем:

Во-первых, в нашем регионе сложились особые социально-экономические, социально-политические и политико-психологические условия, которые оказали влияние на ход избирательных кампаний;

Во-вторых, в нашей области сформировался особый состав избирательного корпуса, преобладает городское население, которое менее активно на выборах, чем сельское население;

В-третьих, сильное влияние на политический выбор избирателей оказывает фактор личности и, прежде всего, личность губернатора области;

В-четвертых, слабое влияние на избирателей оказывают политические партии и избирательные объединения;

В-пятых, сильное влияние на итоги выборов оказывает использование административного ресурса;

В-шестых, в нашей области не развиты институты гражданского общества, т.е. отсутствуют организации, способные осуществлять общественный контроль за ходом выборов;

В-седьмых, постепенно в регионе получают развитие новые избирательные технологии, новые виды интеллектуальной деятельности, в частности, региональный политический консалтинг;

В-восьмых, средства массовой информации продвигают на региональном электоральном рынке в основном тех, кого поддерживает местная администрация;

В-девятых, особенностью электорального поведения избирателей Кузбасса является более ответственное отношение к выборам на федеральном уровне, нежели на местном уровне;

В-десятых, за годы исследуемого периода, изменилось содержание деятельности избирательных комиссий Кемеровской области, их работа начала проводится на постоянной (штатной) основе;

В-одиннадцатых, существенные изменения произошли в региональном избирательном законодательстве, практически заново была создана правовая основа подготовки и проведения выборов в нашей области;

В-двенадцатых, главным результатом развития избирательного процесса в нашем регионе можно считать выход Кузбасса к концу 90-х годов из состава областей, относящихся к «красному поясу».

Таковы на наш взгляд основные особенности избирательного процесса в регионе. Возможно, нам не удалось выделить все особенности избирательного процесса в регионе. Возможно наши оценки, наши выводы не настолько бесспорны. Однако мы считаем, что возможны различные подходы к анализу избирательных кампаний в регионах России. И все они имеют право на существование.

Главное к чему мы стремились – это дать студентам информацию для размышлений, добиться того, чтобы они сами самостоятельно оценивали и анализировали все события, связанные с выборами и на этой основе делали осознанный политический выбор. Существенным является и то, чтобы студенты не стали объектом для манипуляций различных политических сил.

Если в какой-то мере, учебное пособие будет содействовать формированию электоральной культуры студентов, то мы можем считать, что сделан первый шаг к формированию твердых политических убеждений и позиций у будущих специалистов рыночной экономики.

Рекомендуемая литература

1. Амелин В.Н. Социология политики. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

2. Безбородов А.А. Экзамен по демократии для регионов // Журнал о выборах. – 2003. - № 3. – С. 33-35.

3. Баранов А.В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий.- Автореф. дисс…д-ра полит.наук. -Волгоград, 2008. 49 с.

4. Бирюков С.В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы/ С.В.Бирюков; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.- 284 с.

5. Большаков С.В. Предвыборная агитация и ответственность средств массовой информации // Журнал о выборах. – 2003. - № 3. – С. 37-38.

6. Батанина И.А. Политическое управление в регионе: состояние и тенденции развития в современной России. Дис. …д-ра полит. наук. – М.,1997.- 304 с.

7. Вартумян А.А. Региональный политический процесс в современной России: динамика, тенденции, особенности. Дисс. д-ра полит. наук. - М., 2005. 417 с.

8. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. – 1997. - №8. – С. 5-13.

9. Вешняков А.А. Становление института свободных выборов в Российской Федерации // Журнал о выборах. – 2003. - № 3. – С. 3-7.

10. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть, №9. 1997. С.73-80.

11. Голосов Г.В. Измерение российских региональных избирательных систем // Полис, 2001. С.71-85.

12. Гомеров И.Н. Архитектура выборов: маркетинговый подход. Часть 1-4. – Новосибирск, 1993.

13. Гомеров И.Н. Электоральная культура: политологический анализ. Автореф. дисс. …д- ра полит. наук. – М., 1995.

14. Дахин А.В Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис, 2009, №9, С.52-6

15. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. – М., 1999.

16. Желтов В.В., Желтов М.В. Политическое участие // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. Материалы республиканской научной конференции. – Кемерово, 1999. – С. 57-109.

17. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг или Как «продать» вождя // Полис. – 1997. - №5. – С. 88-100.

18. Казьмин В.Н. Многопартийность в Кузбассе в начале 90-х годов // Октябрь 1917 года: уроки истории и современность. – Кемерово, 1997. - С. 98-100.

19. Как победить на выборах: Методическое пособие по организации избирательной кампании. Книга 1-5. – М.: Изд-во Центра прикладных политических исследований ИНДЕМ и национального демократического института международных отношений (США), 1991-1992.

20. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. – М., 1993.

21. Ковлер А.И. Политический маркетинг во Франции // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. – М.: Луч, 1993.

22. Колосов В.А. Политические ориентации российских регионов // Полис. – 1996. - № 1. – С. 23-28.

23. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 1996.

24. Котлер Ф. Основы маркетинга (пер. с англ.). – М.: Прогресс, 1991.

25. Кувалдин С. Осенний покой // Эксперт, 2010,№41. С.64-66.

26. Леляков А.П. Политические партии и общественно-политические движения в Кузбассе: проблемы и перспективы // Социальное взаимодействие и политические процессы на территории. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Кемерово, 1997, с. 61-6

27. Марченко, Г.В. Регион как объект и субъект государственной политики в России // Регион как субъект политики и общественных отношений. М.: МОНФ, 2000, С.132.

28. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: теории, концепции, модели. – М.: ПРИОР, 1999.

29. Морозова Е.Г. Политическое консультирование и избирательный процесс. – М., 2001.

30. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика в регионах России: субъекты, институты и современные вызовы// Полис, 2011.- №1. - С. 84-87.

31. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Федеральный закон. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1999. - 176 с.

32. О выборах Президента Российской Федерации. Федеральный закон. – М.: «Ось-89», 2000. - 176 с.

33. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный закон. – М.: ЦИК РФ, 2002. - 287 с.

34. Окно в Кузбасс. Электронный сборник, посвященный 60-летию Кемеровской области. http: // www.kuzbas.ru.

35. Политический альманах России 1997. Электронный сборник московского Центра Карнеги. http: // pubs.carnegie.ru.

36. Пушкарева Г.В. Избирательная кампания: как это делается? // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 2. – С. 267-283.

37. Российские регионы накануне выборов-95. – М.: Юридическая литература, 1995.

38. Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. – 1998. - № 2. – С. 113-122.

39. Туровский Р.Ф. Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства. Автореф. дисс. …д-ра полит.наук. - М., 2007. 54 с.

40. Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конструирование будущего // Социс. – 2000. - № 8. – С. 53-59.

41. Чугров Э. Электоральное поведение российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. – 1996. - № 6. – С. 27-39.

42. Шатилов А., Нечаев В. Региональные выборы. Особенности технологий и характер предпочтений // Свободная мысль. – 1997. - №6. – С. 63-68.

43. Шешукова Г.В. Политическая культура электората современного российского региона / Г.В. Шешукова. – Автореф. дисс. … докт. полит. наук. – М., 1997, 43 с.

44. Яргомская Н.Б. Избирательная система // Полис. – 2000. - № 2. – С. 96-98.

ГЛОССАРИЙ

Абсентеизм– уклонение от участия в выборах.

Аполитичность – безразличное отношение к политике, в том числе к выборам.

Бюрократия – часть управленческого аппарата, принимающая участие в избирательных кампаниях.

Бойкот – отказ, воздержание населения от участия в выборах в представительное учреждение.

Блок политический – соглашение, объединение государств, политических партий, общественных организаций для совместных действий, достижения общих, главным образом политических целей.

Выборы – основной политический институт по подготовке, проведению и завершению избирательных кампаний.

Голоса избирателей – полномочия тех, кто участвует в выборах, объект борьбы политических партий и кандидатов.

Голосование – участие в выборах.

Депутаты– представители от народа, избранные в представительные (законодательные) органы власти.

Дискредитация– подрыв доверия к кому-либо, умаление престижа и авторитета.

Избиратели – основные участники избирательного процесса.

Избиратели с меняющимися предпочтениями– лица, которые не отдают свой голос одной и той же партии, а меняют свои политические пристрастия от выборов до выборов.

Избирательная кампания – это совокупность действий всех участников избирательного процесса по достижению поставленных целей.

Избирательные комиссии – комиссия делегированных избирателей.

Избирательный корпус (электорат)– совокупность всех граждан государства, обладающих активным избиратель<

Наши рекомендации