Взаимосвязь политологии с другими науками.
Политика как часть социальной реальности является объектом исследований для большинства гуманитарных наук. Здесь в первую очередь следует назвать:
1.политическая философия;она обращается к миру политических явлений с позиции собственного предмета, и её цель – обнаружить общие, универсальные закономерности политического бытия человека и на этой основе определить эпические критерии оценки реальной политики и смысл таких общих понятий как «власть», «государство», «свобода», «справедливость», «равенство», и т.д. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Вырабатываемые ими нормы и образцы поведения становятся существенным фактором, влияющим на политику.
2.политическая история; её специфика в том, что она изучает политику с точки зрения фактов её прошлого: точнее – хронологическую последовательность событий, отражающих конкретно-исторический процесс возникновения и развития государств разных народов; История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Все это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. В свою очередь, политическая наука разрабатывает теоретико-методологическую базу исторических исследований, придает им определенную мировоззренческую направленность.
3.политическая география исследует зависимость политических процессов от особенностей географических пространств – их ландшафта, климата и природных ресурсов; Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией.
4.социология – изучает мир политических явлений в качестве одной из социальных подсистем, отдельного вида социальных отношений, которые присущи обществу в целом и существенно влияют на его развитие; Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.).
5.Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.
6.Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.
7.психология (политическая) обращается к миру политических отношений с целью исследования особенностей человеческой психики (чувств, воли, душевного склада и т.п.) и её состояний (решительность, нерешительность, боязливость, храбрость, впечатлительность, мнительность, отчаяние и т.п.) в политическом поведении людей (например, политических лидеров, избирателей, толпы и т.п.). Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Стили политического руководства также имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология.
Таким образом, каждая из гуманитарных наук, так или иначе, изучает политику, но с точки зрения собственного предмета. Что касается политологии, то она исследует мир политики в его тотальности и многообразии, и, соответственно, представляет собой интегральную науку о политике, а её предметом являются закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, а также тех общественных отношений, которые складываются и существуют по её поводу.
Политика и мораль.
Политика и мораль — два относительно самостоятельных спосо6а регуляции поведения людей. Сердцевину политики как способа общественных отношений составляет эффективное использование механизмов и ресурсов власти на благо государства, общества, личности. В центре внимания морали — обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики общественным мнением и ее соизмерение нравственными нормами. Это обусловливает взаимодействие морали и политики.
Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Нравственная политика обладает мощной преобразующей силой. И напротив, пренебрежение политиков моральными нормами подрывает социальную эффективность их деятельности, неизбежно оборачивается разрушительными для общества и личности последствиями.
В истории политической мысли прослеживаются различные представления о взаимоотношениях политики и морали:
· Морализаторские. Нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивных преобразований в обществе — нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы безнравственные цели, методы и средства.
· Ценностно-негативные. Допускаются (оправдываются) нарушения нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности («Цель оправдывает средства», автор этого тезиса Н. Макиавелли).
- Компромиссные. Признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода — Вебер. Он считал, что не следует полностью разделять этику и политику, хотя необходимо внимательно учитывать особенности последней. Не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к деловым и сексуальным, к служебным и семейным отношениям, к друзьям и конкурентам и т.п. Поэтому этика должна учитывать особенности политики, главной из которых является применение насилия. Эта особенность делает для политики невозможным следование, например, евангельской заповеди не противиться злу насилием. Политик в силу своих профессиональных занятий должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу.
Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.
Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.
Эти идеи Вебера о соотношении морали и политики получили достаточно широкое распространение. Несмотря на свою кажущуюся реалистичность они имеют ряд слабостей. Прежде всего Вебер фактически сводит политику к легитимному использованию насильственных средств, ограничивая тем самым возможности влияния нравственности на политику. Однако задачи политики, особенно в современных демократических государствах, намного сложнее, чем применение насилия. При решении целого ряда политических вопросов использование или угроза применения насилия могут лишь повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических акторов невозможно современное правовое государство. Выход содержания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.
Политика всегда была, есть и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценности, одухотворяющие и возвышающие человека.
Взаимоотношения нравственности с целями, средствами и методами в политике: