Глава муниципального образования
В соответствии с законом о местном самоуправлении 2003г. в любом муниципальном образовании уставом должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Закон о местном самоуправлении 1995г. устанавливал только, что уставом муниципального образования может быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления, что он наделяется собственной компетенцией и может входить в состав представительного органа, председательствовать на его заседаниях (ст.16). Закон, действующий в настоящее время, содержит иной подход к определению статуса главы муниципального образования. Он не только запрещает совмещение руководства представительным и исполнительным органом местного самоуправления, но и закрепляет некоторые полномочия главы муниципального образования, устанавливает основания досрочного прекращения его полномочий.
Особенности правового статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования рассматривались в теории муниципального права. Представляется, что, говоря о главе муниципального образования как высшем должностном лице, следует обратить внимание на следующие особенности его статуса:
- даже если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он может влиять на решения представительного органа муниципального образования, обладая правом вето;
- он представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями;
- глава муниципального образования несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.
Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
Глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган муниципального образования, либо местную администрацию (за исключением случаев, когда численность населения в поселении не превышает 1000 человек). Устав муниципального образования должен определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании - представительный или местную администрацию. Если в соответствии с уставом муниципального образования его глава является председателем представительного органа, могут быть предусмотрены две процедуры его избрания - населением непосредственно на муниципальных выборах или депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, являющийся в соответствии с уставом этого образования также главой администрации, может избираться только населением непосредственно на муниципальных выборах.
Зачастую выборы главы муниципального образования проводятся одновременно с выборами представительного органа муниципального образования. Представляется, что в этих случаях целесообразно установить запрет выдвижения своей кандидатуры одним лицом одновременно и на должность главы муниципального образования, и в депутаты представительного органа. Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав данного района, глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и является его председателем[251].
В поселениях с численностью менее 1000 человек допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольшом поселении нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления хотя бы из экономии средств местного бюджета. Однако в таких поселениях гораздо проще реализовать процедуру отзыва главы муниципального образования, так как население, как правило, хорошо проинформировано о том, каким образом решаются вопросы местного значения. Глава муниципального образования в таких поселениях реально отвечает за все вопросы, решаемые на местном уровне, поэтому отсутствует также необходимость наделять правами юридического лица представительные органы.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования[252].
Предусмотренные полномочия принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию. Представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях. Право созывать внеочередные заседания представительного органа муниципального образования на практике часто используется главами муниципальных образований для решения неотложных вопросов.
Норма о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования содержится в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность можно расценивать в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. В то же время исследователями отмечается, что в разных муниципальных образованиях по-разному определяется порядок такой отчетности, ее сроки, зачастую такая обязанность просто констатируется. Закон также не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления контроля населением за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований[253].
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Вообще указанное ограничение установлено для всех муниципальных служащих. Назначение данного ограничения обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии с Федеральным законом;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Некоторые из перечисленных оснований досрочного прекращения полномочий предусматривают инициативу самого главы муниципального образования, другие могут возникнуть помимо его воли или желания. Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не является исчерпывающим и может быть дополнен в уставе муниципального образования. Из приведенных оснований определенные сомнения с точки зрения целесообразности вызывает основание, предусматривающее досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Какие именно основания вызывают сомнения и с чем это связано.
Во-первых, установлено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его обвинительного приговора суда в законную силу. Однако в соответствии со статьей 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[254] вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В связи с этим нетрудно представить следующую ситуацию: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан. Возникает вопрос: должен ли он занять прежнюю должность или нет?
Во-вторых, ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, сильно различаются по степени общественно опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по статье 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по статье 159 УК РФ (мошенничество)[255], не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования.