Правовое регулирование и правоприменение
Механизм правового регулирования -это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Выделяют следующие структурные элементы этого механизма:
1) Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений. Норма права определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
2) Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.
3) Акты реализации юридических прав и обязанностей или фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц, то есть достигаются цели правового регулирования. Главной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм.
Различают следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное связывание; б) дозволение; в) запрещение; г) поощрение и рекомендации - стимулы к правовому поведению.
Совокупность юридических способов правового регулирования называется методом правового регулирования. Выделяют два метода правого регулирования - директивный (императивный) или автономный (диспозитивный). Императивный, или властно-побудительный, метод - строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Диспозитивный метод допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.
Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. В реализации права участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.
Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя а) юридические механизмы реализации права; б) формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
Непосредственная реализация, то есть осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах: а) соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы; б) исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение; в) использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Обычно реализация права происходит без участия государства. В некоторых ситуациях реализация права оказывается невозможной и возникает необходимость государственного вмешательства.
Необходимость применения права требуется в следующих случаях: 1. В механизме реализации норм, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. 2. При взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, поскольку данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, то есть акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра). 3. В случаях возникновения спора о праве (если стороны сами не могут прийти к соглашению). 4. Для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации.
Применение закона имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовать своих предусмотренных законом прав и обязанностей без посредничества компетентных государственных органов. Единственным изначальным основанием начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств.
Применение норм права - сложный процесс, включающий несколько стадий.
Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела. Установление фактических обстоятельств дела, то есть юридических фактов и юридических составов (совокупностей различных фактов). При совершении преступления - это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т, д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.
Вторая стадия - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Установление юридической основы дела, то есть юридической оценки фактических обстоятельств или их юридической квалификации, что включает следующие действия: нахождение нормы, подлежащей применению; проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма; проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; уяснение содержания нормы.
Третья стадия - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Вынесение решение: содержание решения по юридическому делу определяется его фактическими обстоятельствами, но при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу принято рассматривать как: а) умственную деятельность, заключающуюся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий; б) решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Реализация права или претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм. Этот процесс выявления воли законодателя определяется понятием «толкование права». Толкование права обусловлено рядом факторов: а) оно связано с интерпретацией правовых актов; б) имеет целью реализацию правовых предписаний и выступает и необходимым условием правового регулирования; в) осуществляется компетентными государственными органами; г) результат закрепляется в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Различают официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование дается уполномоченными государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Неофициальное толкование дается субъектами, неуполномоченными толковать правовые нормы и дается в форме рекомендаций и советов.
В официальном толковании различают нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование разъясняет смысл действующих законов и применяется, если нормы недостаточно ясны и вызывают противоречия в практике их применения. В нем различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентичное толкование дают сами принявшие норму органы. Они издают нормативный акт, в котором публикуют необходимые разъяснения.
Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено или разрешено (например. Верховным Судом РФ, который, не являясь правотворческим органом, имеет право толковать нормативные акты). Казуальное толкование является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.
Толкование проводят одним из пяти методов (или комплексно):
1) Грамматический способ - уяснение смысла правовой нормы на основе анализа самого текста.
2) Логический способ - исследуя логическую связь отдельных положений закона с правилами логики.
3) Систематический способ - уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.
4) Специально-юридический способ - исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя через содержание юридических терминов, конструкций.
5) Историко-политический способ - выявление исторических условий издания нормативного акта и социально-политических целей, которые преследовал законодатель, издавая этот акт.
Толкование может быть буквальное, расширительное и ограничительное. При буквальном толковании словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. При ограничительном толковании действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения.
Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы вэтом не нуждаются. По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующий. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого рада причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателем и т. п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений.
Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.
Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда: а) отсутствует правовая норма, необходима для принятая решения по рассматриваемому дел; б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение; в) отношение не урегулировано соглашением сторон; г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорными отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. Если имеются вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.
Законы не всегда имеют четко прописанные формулировки, что вызвано упущениями при их разработке или связано с изменениями в обществе, которые и делают старый закон непонятным или несправедливым. Иногда правоприменитель вообще не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следует два вывода: или законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера, или налицо пробел в законе. Но ссылаясь на отсутствие конкретного закона, нельзя отказать в правосудии. Аналогия права - решение на основе общих начал и смысла законодательства.
Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения и где сам нормодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом.
Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии: 1) решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм; 2) сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках; 3) выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм; 4) исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными; 5) выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона; 6) решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.
Итогом правоприменительной деятельности выступает акт применения права - то есть такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт обладает следующими особенностями:
1) исходит от компетентных органов;
2) носит государственно-властный характер;
3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
4) имеет определенную установленную законом форму.
Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Как документ акт применения права должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;
2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;
6) по характеру - на материальные и процессуальные.
Систематизация норм права -это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему. Систематизация существует как правовая категория и реализуется в трех видах: Инкорпорация - объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. Происходит путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания: по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия), по субъектам (соответственно принявшим органам), по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.).
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания (переиздания) компетентными органами сборников (собраний) действующих или вступающих в юридическую силу нормативных актов. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.
Консолидация - объединение нормативно-правовых актов в один новый массив, причем это объединение посвященных одному предмету регулирования. Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся в единый акт.
Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. Кодификация - это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания (укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений).
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов:
— Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс
правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
— Кодекс - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль общественных отношений.
— Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления.
— Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или под системы) государственных органов.
Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.
ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ
В социальном плане отношения человека к праву зависит от многих причин: от экономической, политической ситуации в стране, от качества законодательства, от должностных лиц, которые решают правовые вопросы. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Право существует как объективный факт, к которому люди применяют субъективную оценку. Эта субъективная реакция на право называется правосознанием. Правосознание называется совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание влияет на всю общественную жизнь. Поэтому оно включено в механизм правового регулирования как одно из средств воздействия на общественные отношения. В этом регулировании его роль не ограничена какой-либо одной областью правового воздействия. Оно присутствует во всех элементах правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права, и на всех стадиях этого процесса - как в правотворчестве, так и в реализации права.
Структура правосознания сложна, но можно выделить такие компоненты:
1. Рациональные компоненты - то есть правовая идеология, включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особое место занимает в ней юридическая наука.
2. Эмоциональные структурные элементы - то есть правовую психологию. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения.
3. Информационный элемент, то есть наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов.
4. Оценочный элемент, то есть отношение людей к нормативным актам, сопоставление с собственными представлениями и ценностями. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере.
5. Волевой элемент, то есть решение, выбор человека, как он будет поступать в ситуации, предусмотренной законом, согласно закону, используя закон в своих интересах, нарушая закон. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, то есть психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Резко отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений принято называть правовым нигилизмом. Правовой нигилизм может проявляться в теоретической (идеологической) и практической формах. В первом случае это теоретическое, то есть умственное отрицание права как особой ценности, замена его другими важными для человека аспектами бытия или интересами. Концептуальное обоснование правового нигилизма предложено рядом ученых, философов, политологов, которые отказывают в ценности как праву вообще, так и праву отдельного человека. Во втором случае происходит реализация таких взглядов и учений на практике, что приводит к массовому террору в государстве, строительству тоталитарного государства, многочисленным жертвам, превращению правящей элиты в преступную клику.
При режимах, когда правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, почти невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. Так в обществе складывается массовый правовой нигилизм. В ситуации, когда установленные государством предписания не соблюдаются государственными органами, ведомственными и должностными лицами, складывается ведомственный правовой нигилизм.
Другая крайность правосознания - правовой идеализм, то есть преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. У этого явления тоже есть свои мыслители и теоретики. Платон, например, считал, что главным средством построения идеального государства будут идеальные законы, принимаемые сообществом философов, а в эпоху Просвещения верили, что достаточно заменить старые плохие законы новыми хорошими, и воцарится всеобщее благоденствие. Хотя правовой нигилизм связан с недооценкой права, а правовой идеализм с его переоценкой, источник искаженного правосознания заключен в юридическом невежестве, дефиците политико-правовой культуры. На практике правовой идеализм у народных масс выражается в потере веры в законодательные или парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в создающиеся новые прогрессивные институты. Правовой нигилизм приводит к другому результату - либо к полному равнодушию к любым переменам, либо к агрессии, объектом которой становится как раз право, а точнее - работники всех структур, связанных с правом. Обе крайности считаются деформациями правого сознания.
С юридической точки зрения поведение людей может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим оценкам не подлежит. К правовому поведению относятся только два вида - правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или же ее нарушении. Признаками правового поведения являются: 1) социальная значимость; 2) подконтрольность сознанию и свободной воле лица; 3) вхождение в правовую сферу; 4) подконтрольность юрисдикции государства; 5) порождение юридических последствий.
С социально-политической точки зрения правомерное поведение всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируемым и охраняемым государством. Подавляющий объем правового поведения приходится на долю правомерных поступков. Добросовестный труд, образование, участие в решении государственных дел и многие другие формы общественной активности реализуются в актах правомерного поведения.
С правомерным поведением связываются все многообразные юридические последствия, кроме неблагоприятных (возложение ответственности, применение других принудительных мер). В зависимости от количества и качества вложенного труда, соблюдения государственной дисциплины, уровня выполнения должностных обязанностей, участия в общественной жизни лицо может претендовать на получение определенных материальных и идеальных благ. Инициатива, добросовестность, дополнительные затраты времени, энергии и другие придают правомерному поведению высшее качество, позволяющее говорить о правовой активности лица.
Социально активное поведение иногда рассматривают в качестве одного из видов (образцов) правомерного поведения. Наряду с ним выделяют положительное (привычное); конформистское (пассивное), как следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам и окружающим; маргинальное поведение, построенное на мотивах страха и личных расчетов. Последнее, как считается, отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. Правомерное поведение поддерживается государством. В законодательстве устанавливается ряд гарантий, обеспечивающих реализацию законных прав и интересов граждан, их объединений и коллективов. Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований.
Признание поведения правомерным одновременно означает возможность защиты его со стороны государственных органов. Некоторые из них специализируются на охране прав субъектов правового общения и потому носят название правоохранительных органов. Другие осуществляют защиту прав граждан в процессе выполнения своих управленческих функций и производственных задач. Обязанность содержательного содействия гражданам в реализации ими своих прав лежит на органах власти и управления.