Современный взгляд на происхождение права
В советский период считалось, что право возникает одновременно с государством в силу одних и тех же причин - раскола общества на антагонистические классы. Сегодня существует три мнения: возникновение права связано с возникновением государства благодаря развитию производящей экономики и необходимости ее регулирования; право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют права и правового регулирования; право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться. Само право разделяется на право естественное и право позитивное.
Право естественное - это право в общесоциальном смысле, то есть социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей; естественные нормы поведения, закрепленные в обычаях. Позитивное право - это право в юридическом смысле: установленные или утвержденные государством правила поведения людей, содержащие предписания относительно того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации.
Естественное и позитивное право связаны между собой. Но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает естественное право, получая выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Это право балансирует на грани с религией и моралью.
Первобытные обычаи не различают четко права и обязанности членов общества. Поэтому их правильнее назвать мононормами, учитывая, что в первобытных обычаях в нерасчлененном виде выражены и правовые, и религиозные, и нравственные начала. С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений начинают складываться новые обычаи с собственно правовым содержанием. В них, в отличие от первобытных, уже различаются права и обязанности, то есть возможность и необходимость определенного поведения. Так возникают правовые обычаи или обычное право.
Но это право также еще не является позитивным, оно не потеряло своего естественного характера, хотя стало приобретать определенные юридические качества. Его называют протоправом. С возникновением государства возникает позитивное право, то есть право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности.
Позитивное право, то есть право в юридическом смысле, появилось с возникновением особой машины, созданной для управления - государства. Но процесс этот был длительным и неравномерным: общество усваивало новые понятия, но предпочитало пользоваться старыми, то есть мононормами и обычным правом. Только с укреплением государств и появлением сильной власти оно стало понемногу переходить к праву, закрепленному государственными нормами, - то есть к позитивному праву. Выделяют три основных способа возникновения позитивного права: санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.
Санкционирование правовых обычаев - наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Он выражался в том, что государственные органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права. Создание юридических прецедентов - тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права.
В некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными эталонами для решения аналогичных дел. Такого рода судебные, а затем и административные, решения сформировали прецедентное право, ставшее другим источником позитивного права.
Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т. д.) считается более поздним способом возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся юридические нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства. К этому способу государство прибегает либо тогда, когда правовые обычаи и юридические прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо тогда, когда государство, особенно в лице его центральных органов, стремится активно воздействовать на общественную жизнь. Такой способ возникновения позитивного права особенно характерен для современных государств.
Социальность характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп, распределение и закрепление социальных ролей, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, и т. п., всего, связанного с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право является системой норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного.
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом, но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении.
Формализм. Правовые нормы фиксируются в письменном виде в специальной форме - законы и их сборники, прецеденты и т. д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т. п.
Неперсонифицированность подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют конкретного, то есть персонифицированного адресата, а направлены широкому кругу лиц: с этим связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства.
Объективность характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Оно, как и государство, одно изусловий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.