Мировая война 1914-1918 гг
Русско-японская война 1904-1905
Дата | Событие | результат |
Январь 1904г. | начало Русско-японской войны | Японские миноносцы атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде порт-Артура |
декабрь 1904 г. | падение Порт-Артура | Четыре японских штурма были отражены под руководством вице-адмирала Макарова. Защита продолжалась 157 дней. |
февраль 1905 г. | сражение у Мукдена | Разгром русской армии |
май 1905г. | Цусимское сражение | Полный разгром тихоокеанского флота |
август 1905 | подписание Портсмутского мира | Согласно Портсмутскому миру, заключённому между Россией и Японией в 1905 г. · Россия уступала Японии небольшую островную территорию, но не выплачивала контрибуции · Южный Сахалин, Порт-Артур и порт Дальний поступали в вечное владение Японии · Корея и Южная Маньчжурия становились сферой влияния Японии |
Граф С.Ю. Витте получил прозвище «Полусахалинский», потому что ... во время мирных переговоров с Японией в Портсмуте подписал текст договора, по которому Южный Сахалин отходил к Японии. |
2) Причины первой русской революции:
Отсутствие демократических свобод
Отсутствие конституции
Низкая зп
Малоземные крестьян
Итоги Первой русской революции 1905-1907 гг
- создание парламента и гос думы
- право на создание профсоюза
- отменено уголовное наказание за стачки
- ликвидированы телесные наказания крестьян
- сокращение рабочего дня до 9-10 ч
- повышение зп
- отменены выкупные платежи крестьян
- снижение арендной платы за землю
- преобразование госсовета в верхнюю палату парламента
Вывод: первая русская революция не смогла решить все проблемы, но она заставила осуществить власть ряд преобразований
Манифест 17 октября 1905 г
Введение демократических свобод, создание гос Думы
Манифест от 17 октября 1905 года имел большое значение для дальнейшей истории России. Его принял Николай II чтобы утихомирить нарастающие настроения и волнения в обществе а также чтобы привлечь на свою сторону больше сторонников. Он заключался в следующем:
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.
Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905 , учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.
Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.
Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.
Либеральная общественность встретила манифест ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.
и призвали все левые силы не признавать его.
Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи - 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.
4) Аграрная реформа Столыпина
Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.
Земство
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
Реформа промышленности
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).
Национальный вопрос
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Итоги столыпинской аграрной реформы | |
Положительные | Отрицательные |
Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба | От 70 до 90 % вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней, основную массу составляли трудовые хозяйства общинников |
Из Европейской России переселилось 3 миллиона хозяйств | Вернулось обратно в Центральную Россию 0,5 миллиона переселенцев |
4 миллиона десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот | На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин |
Стоимость сельскохозяйственных орудий увеличилась с 59 до 83 рублей на один двор | Основное сельскохозяйственное орудие – соха (8 миллионов штук), 52 % хозяйств не имели плугов |
Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 миллионов пудов | Минеральные удобрения применялись на 2 % посевных площадей |
За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей в год | В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 миллионов человек |
Мировая война 1914-1918 гг
Причины